Новости

«Мы должны обслуживать плательщика, а не его деньги»

Заместитель Председателя ГНС Украины Александр КлименкоЗаместитель Председателя Государственной налоговой службы Украины Александр Клименко является одним из руководителей комиссии, занимающейся реорганизацией ГНС. Поэтому именно ему следует адресовать вопросы о том, какой будет обновленная налоговая и какие «бонусы» получат налогоплательщики от изменений, которые вводятся сегодня. Об этом — наше интервью с Александром КЛИМЕНКО.


— Александр Викторович, руководство государства обещает, что в недалеком будущем уплачивать налоги в Украине станет выгодно и престижно. Каким образом, по Вашему мнению, нужно усовершенствовать работу ГНС, чтобы максимально приблизить эту перспективу?

— Мы исходим из того, что уплата налогов, чтобы стать выгодной, должна быть удобной и необременительной для плательщика. Соответственно первоочередные шаги в данном направлении (и с этим соглашается руководство страны) — снижение налоговой нагрузки и упрощение процедур администрирования.

Определенные изменения произойдут и в идеологии нашей работы: мы должны обслуживать именно плательщика, а не его деньги. Своей работой нужно демонстрировать, что налоговики заинтересованы не только в том, чтобы предприятие, частный предприниматель или наемный работник уплачивали налоги в бюджет, но и в том, чтобы они стабильно и успешно работали как можно дольше. И в пределах своих полномочий и возможностей мы должны помогать им в этом.

Такой подход, сориентированный на налаживание равноправных, партнерских отношений, повысит уровень добровольного выполнения налоговых обязательств — я в этом убежден. И говорить надо не только о реорганизации службы, но и о ее модернизации.

Сегодня реализуется долгосрочный проект «Модернизация государственной налоговой службы Украины — 1». В работе службы будет применяться новая формула — «налоговое стимулирование экономического развития бизнеса». Обновленная ГНС будет сформирована прежде всего как сервисная служба, способная действовать по европейским образцам.

Европейская же концепция, положенная в основу нашей модернизации, основывается на принципе бесконтактных отношений с налогоплательщиками. Этот принцип является приоритетным и для нас. Бесконтактная форма общения с плательщиками, во-первых, будет способствовать повышению качества их обслуживания, поскольку исчезнут очереди и межличностные конфликты. Во-вторых, вместе с устранением от процедур администрирования человеческого фактора резко снизится угроза коррупции.

— Приведите, пожалуйста, примеры нововведений, не применявшихся ранее в практике ГНС.

— В первую очередь это создание центров обслуживания налогоплательщиков. Идея заключается в том, чтобы сосредоточить в одном месте все предоставляемые им услуги: регистрация, изменение системы налогообложения доходов, предоставление консультаций, прием отчетности, выдача по требованию плательщиков справок и других документов, сверка состояния расчетов с бюджетом.

Сегодня все эти услуги предоставляются, но разрозненными подразделениями, отделами, секторами и т. п. Соответственно плательщику приходится контактировать с большим количеством налоговиков, ходить по кабинетам, выстаивать в очередях… Это неудобно, и именно эти неудобства порождают критику в адрес органов ГНС. Но я с вашей помощью сообщаю общественности, что критика услышана и учтена. Предложенное нами решение — сервисные центры. Они станут местом, где наивысший приоритет будут иметь потребности плательщика.

Обработка оперативной информации, проверка предоставленных плательщиками сведений, отработка рисковых предприятий, борьба с нарушениями налогового законодательства — эта работа будет отделена от обслуживания плательщиков.

— Каким будет дальнейшее развитие электронных сервисов?

— В перспективе — вплоть до регистрации плательщиков в онлайн-режиме через официальные веб-порталы налоговой службы. А пока что это расширение консультационной работы с помощью возможностей Интернета.

В частности, продолжает постоянно увеличиваться количество тех, кто избирает дистанционное представление отчетности через сеть с помощью специальных программ. Хочу подчеркнуть, что программный продукт, необходимый для использования этого сервиса, плательщикам предоставляется бесплатно.

Также, как известно, налоговые накладные по НДС на сумму свыше 1 млн. грн. вносятся в единый электронный реестр уже с 1 января 2011 года, свыше 500 тыс. грн. — с 1 апреля 2011 года. Далее обязательные для регистрации объемы налога на добавленную стоимость будут определяться по графику в течение текущего года. Это дает возможность контролировать рискованные операции дистанционно, не беспокоя предприятия проверками до получения информации, позволяющей делать выводы о наличии или отсутствии нарушений налогового законодательства.

Конечно, мы не можем игнорировать замечания по поводу недостатков в организации приема деклараций. Вы помните, что в этом нас упрекали и плательщики, и на это обратил внимание Президент Украины Виктор Янукович. Отвечая на критику, сообщаю, что Проектом модернизации налоговой службы в указанном направлении предусмотрена централизация сбора и обработки деклараций. Декларации должны стать первым документом, имеющим электронное обращение.

Новаций в этом направлении вводится много, а планируется еще больше. Выделю еще одно важное нововведение — создание централизованной защищенной базы данных налогоплательщиков. Ее главное преимущество будет заключаться в том, что плательщики смогут получать услуги в любом сервисном центре или налоговой инспекции, а не только по месту постоянной регистрации, как сейчас. Это требование времени, ведь ритм экономической жизни постоянно ускоряется, трудовая и бизнес-миграция граждан — также. Соответственно, мы должны реагировать на это.

— Каких результатов ожидает налоговая от самой масштабной в истории ведомства реорганизации налоговой службы? Какие функции подразделений ГНС в связи с этим придется пересматривать?

— Сегодня текущие результаты таковы: уже проведено сокращение штатной численности работников центрального аппарата на 20% — с 1826 до 1460 штатных единиц и уменьшено количество структурных подразделений центрального аппарата с 33 до 22.

Создавая новую структуру, мы руководствуемся принципом объединения тех подразделений, функции которых пересекаются или частично дублируются. Налоговый кодекс принимали, имея целью снижение налогового давления. Поэтому количество налогов и сборов уменьшено, процедуры администрирования упрощены. По таким же принципам должна меняться и работа налоговой службы.

В структуре центрального аппарата ликвидированы Департамент контроля за возмещением налога на добавленную стоимость, Департамент администрирования налога на добавленную стоимость, Департамент администрирования налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей), Департамент обслуживания крупных налогоплательщиков и Управление администрирования акцизного сбора. На их базе создан Департамент налогообложения юридических лиц. Таким образом, администрирование налогов и сборов, уплачиваемых юридическими лицами, сконцентрировано в одном подразделении.

Объединены Департамент контроля за финансовыми учреждениями и операциями в сфере ВЭД и Департамент налогового контроля юридических лиц в Департамент налогового контроля. Теперь контрольно-проверочную деятельность осуществляет одно специализированное подразделение — на основании информации, полученной от коллег из других департаментов и из внешних источников, то есть от таможенной службы, МВД, Госфинмониторинга.

Также объединены Юридический департамент и Департамент апелляций в Департамент правовой работы.

Создано новое подразделение — Департамент обслуживания налогоплательщиков, который на базе сбора и обобщения предложений от плательщиков и серьезной аналитической работы будет разрабатывать подготовительные мероприятия, а также новые методы предоставления квалифицированных услуг плательщикам в условиях введения норм Налогового кодекса.

Заложена новая философия в работу Департамента взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью. Прежде всего это будет подразделение, на которое возлагаются задачи отчитываться перед гражданами о нашей работе и ее результатах, организовывать публичное обсуждение планов и перспектив ведомства. Кроме того, этот Департамент будет отвечать за контакты с налогоплательщиками и обеспечивать обратную связь с ними, чтобы донести до руководства ГНС мнение общественности.

Реорганизация государственной налоговой службы — практическое воплощение тех принципов, которыми мы руководствуемся в работе: открытость, публичность, удобство и комфорт для плательщиков и т. п. Об этом давно шла речь, и мы в рамках президентских реформ наконец-то начали воплощать эту идеологию в жизнь.

— На днях Вы вручали призы победителям конкурса на лучший сценарий детского мультфильма «Страна уплаченных налогов». О чем свидетельствуют результаты его проведения? Удастся ли этому мероприятию стать эффективным инструментом повышения налоговой грамотности граждан?

— Думаю, конкурс, проведение которого инициировала ГНА в Донецкой области, уже стал таким инструментом, поскольку творческий проект налоговой службы вызвал широкий интерес среди сценаристов — профессионалов и любителей. Всего за время его проведения на рассмотрение жюри поступило 343 сценария от небезразличных граждан как из Украины, так и из России и Беларуси. Возраст участников не ограничивался, поэтому самому молодому автору исполнилось шесть лет, а самому старшему — 65.

Победительницей конкурса стала писательница из Беларуси Людмила Богданова, выступающая под творческим псевдонимом Ника Ракитина. Ее работа под названием «О славных деяниях налогового инспектора Тараса Лелеко» единогласно признана лучшей и удостоена подарочного сертификата на сумму 100 тыс. грн. Кроме того, как мы и планировали, по произведению автора будет снят мультфильм. Его официальный трейлер и саундтрек будут готовы в июне, а полная версия выйдет в октябре 2011 года.

В каждой стране отношение к уплате налогов воспитывается у граждан с раннего возраста. Мы сделали важный шаг в этом направлении, и заверяю, доведем свою инициативу до логического завершения — снимем и покажем детям интересный мультфильм. А вообще я благодарен всем авторам, откликнувшимся на наш призыв и предоставившим свои работы. В очередной раз рад был убедиться в том, что не меня одного волнует проблема воспитания налоговой культуры и что не я один задумываюсь над тем, как растить достойных граждан нашей страны, с детства понимающих, что такое патриотизм и гражданский долг.

(Продолжение интервью читайте в следующем номере)


Беседовала Ольга ГЕРМАНОВА,
germanova@visnuk.com.ua

Торжественная церемония награждения победителей          Торжественная церемония награждения победителей

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42