Юридическая практика
Тема: НДС

Занижение субъектом хозяйствования базы обложения НДС

Суть дела. При проведении проверки орган ГНС выявил занижение субъектом хозяйствования ОАО «І» базы обложения НДС в связи с невключением сумм денежных средств, полученных из госбюджета за предоставленные услуги по перевозке льготных категорий пассажиров.

ОАО «І» считает, что при осуществлении хозяйственной деятельности субъект хозяйствования не нарушил нормы действующего законодательства Украины, поскольку средства, полученные предприятием из госбюджета в качестве компенсации убытков перевозчика от осуществления бесплатной перевозки отдельных категорий граждан, являются субсидией, которая не включается в объект обложения НДС.

Решение суда. ВАСУ, поддерживая позицию государственного налогового органа, отметил следующее. Руководствуясь нормами законодательства Украины, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, государственный налоговый орган провел проверку ОАО «І» относительно соблюдения им требований налогового, валютного и другого законодательства. При проведении проверки выявлен факт невключения ОАО «І» в объект обложения НДС средств, поступивших на счет предприятия из бюджета в качестве компенсации за предоставление льготникам услуг по перевозке в пригородном автотранспорте, занижена база обложения НДС и, как следствие, не перечислен налог в бюджет.

По результатам проведенной проверки государственный налоговый орган составил акт и вынес налоговое уведомление-решение, согласно которому ОАО «І» доначислены налоговые обязательства по НДС и применены штрафные санкции.

Не соглашаясь с доначисленными суммами налоговых обязательств, ОАО «І» обратилось в суд с иском о признании действий государственного налогового органа неправомерными и отмене налогового уведомления-решения.

Решениями суда первой и апелляционной инстанций в иске отказано.

Считая, что при вынесении решений судом первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права и, как следствие, вынесены решения, не основанные на законе, ОАО «І» обратилось с кассационной жалобой в ВАСУ, в которой просит отменить решения судов предыдущих инстанций, иск удовлетворить.

По результатам пересмотра жалобы ВАСУ сделал вывод, что жалоба не подлежит удовлетворению, учитывая то, что согласно пп. 3.1.1 п. 3.1 ст. 3 Закона об НДС объектом налогообложения являются операции плательщиков налога по поставке товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, в том числе операции по оплате стоимости услуг по договорам аренды (лизинга) и операции по передаче права собственности на объекты залога заемщику (кредитору) для погашения кредиторской задолженности заимодателя.

Подпунктом 5.1.13 п. 5.1 ст. 5 этого Закона (в редакции, действовавшей до 31.03.2005 г.) было предусмотрено, что освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным пассажирским транспортом и автомобильным транспортом в пределах района, тарифы на которые регулируются в установленном законом порядке, за исключением операций по поставке  пассажирского транспорта в аренду (прокат).

Вместе с тем п. 5 Указа № 857 (действовал до 31.03.2005 г.) установлено, что с 1 октября 1998 г. операции по предоставлению услуг по перевозке пассажиров пригородным пассажирским транспортом и автомобильным транспортом в пределах района, операции по продаже импортируемого газа населению и бюджетным организациям подлежат обложению НДС по ставке 20%  базы налогообложения, определенной согласно законодательству.

В соответствии с пп. 5.1.13 п. 5.1 ст. 5 Закона об НДС (в редакции, действовавшей с 31.03.2005 г.) к операциям, освобожденным от обложения НДС, относится предоставление услуг по перевозке лиц пассажирским транспортом (кроме таксомоторов) в пределах населенного пункта, тарифы на которые регулируются органом местного самоуправления согласно его компетенции, определенной законом.

Следовательно, учитывая указанные законодательные предписания, суды предыдущих инстанций сделали правильный вывод о принадлежности операций по предоставлению услуг по перевозке льготным категориям населения к объектам обложения НДС в период, охваченный проверкой. Ведь до 31.03.2005 г. это было предусмотрено п. 5 Указа № 857, а после 31.03.2005 г. от обложения НДС были освобождены перевозки только в пределах населенного пункта (тогда как ОАО «І» осуществляет пригородные автомобильные перевозки).

Согласно пп. 3.2.7 п. 3.2 ст. 3 Закона об НДС не являются объектом налогообложения операции по выплатам в денежной форме заработной платы (другим приравненным к ней выплатам), а также пенсий, стипендий, субсидий, дотаций за счет бюджетов или Пенсионного фонда Украины либо фондов общеобязательного социального страхования (кроме предоставляемых в имущественной форме).

В соответствии с Разъяснениями № 194 под субсидиями следует понимать все неоплатные текущие выплаты предприятиям, которые не предусматривают компенсации в виде специально обусловленных выплат или товаров и услуг в обмен на проведенные платежи, а также расходы, связанные с возмещением убытков государственных предприятий.

Правовая сущность дотации предусматривает покрытие за счет бюджета отрицательной разности, возникшей между расходами на предоставление услуг, и доходами, полученными от продажи таких услуг по установленным тарифам.

Следовательно, поскольку финансирование предоставленных ОАО «І» услуг по перевозке льготных пассажиров не соответствует определениям, приведенным в пп. 3.2.7 п. 3.2 ст. 3 Закона об НДС, то предоставление таких услуг является объектом обложения НДС, а компенсация стоимости выполнения указанных услуг считается оплатой за счет средств госбюджета.

Учитывая вышеуказанное, ВАСУ оставил без удовлетворения кассационную жалобу субъекта хозяйствования, а обжалованные налоговые уведомления-решения органа ГНС — без изменений.


Владислав РОЗМОШ,
заместитель директора Юридического департамента ГНА
Украины
начальник отдела представительства интересов органов
ГНС в судах кассационной инстанции и обобщения судебной практики

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42