Юридическая практика

Улучшение ситуации на рынке подакцизной продукции

Директор Департамента САТ ГНА Украины Анатолий РадченкоНа налоговиков возложен контроль за функционированием такого важного сектора экономики страны, как рынок спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. О приоритетных направлениях деятельности по детенизации этого рынка, применении прозрачных механизмов контроля за производством и оборотом спирта, новых инициативах специалистов ГНА Украины по предотвращению контрабандного ввоза и производства фальсифицированных подакцизных товаров рассказывает директор Департамента САТ ГНА Украины Анатолий РАДЧЕНКО.


— Анатолий Павлович, данные экспертов алкогольного рынка, обнародованные в последнее время в средствах массовой информации, свидетельствуют о том, что в теневом обороте в настоящее время находится до 20% алкогольной продукции. Насколько объективна эта статистика, соответствует ли вообще реальному положению дел?

— Перед специалистами Департамента САТ ГНА Украины стоит задача-максимум — искоренить любые злоупотребления в сфере производства спирта, алкогольных и табачных изделий. Впрочем пока будут существовать экономические предпосылки для ведения такого нелегального бизнеса, окончательно решить эту проблему, по сути, невозможно, как, кстати, и исчислить объемы теневого оборота алкогольной продукции в процентах. Аналитики рынка, используя разные методики, делают примерные подсчеты, иногда — не совсем объективные. Приведенные цифры, по данным специалистов Департамента САТ ГНА Украины, несколько преувеличены. Например, в 2010 году объемы производства водки и ликеро-водочных напитков по сравнению с 2009 годом уменьшились на 4,2%. Это не означает, что население теперь употребляет меньше алкоголя. Просто эту нишу на рынке частично, кроме «теневой» водки, заняли пиво, производство которого существенным образом возросло, а также самогон.

Наблюдается и падение объемов производства табачных изделий. Так, в 2010 году было произведено 102,8 млрд. штук сигарет, что на 10,2% меньше, чем в 2009 году. Объемы реализации табачных изделий на внутреннем рынке в прошедшем году составляют 90,9 млрд. штук, что на 14,3% меньше, чем в 2009 году. Согласно подсчетам некоторых экспертов в «тени» находится 1 — 3% табачного рынка. Вместе с тем опрос населения свидетельствует о том, что годовое потребление табачных изделий уменьшилось примерно на 5 млрд.  штук, или на 20%. Следовательно, и теневой сектор сузился. То есть обнародуемая статистика довольно условна.

— В конце февраля Кабинет Министров Украины утвердил план мероприятий по предотвращению ввоза и производства фальсифицированных подакцизных товаров в 2011 году. Учитывая уровень нарушений на теневом рынке, насколько эффективно, по Вашему мнению, эти мероприятия будут защищать отечественного производителя?

— Этот план является составляющей выполнения программы Президента Украины «Украина для людей», непосредственно направленной на защиту отечественного товаропроизводителя от недобросовестной конкуренции и контрабанды, а также способствует предотвращению поступления некачественной продукции на потребительский рынок Украины, препятствует разработке новых теневых схем.

В течение января — декабря 2010 года совместными рабочими группами в составе специалистов ГНА Украины, МВД Украины, Гостаможслужбы Украины и ГлавКРУ Украины проведено более 14 000 проверок, что на 10% больше по сравнению с 2009 годом. Выявлено 12 346 нарушений действующего законодательства, в частности более 1800 случаев хранения или реализации алкогольных напитков либо табачных изделий, маркированных поддельными марками акцизного налога, или вообще без марок акцизного налога, более 2600 фактов розничной торговли алкогольными напитками по ценам, ниже минимальных оптово-отпускных или розничных цен, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от  30 октября 2008 года № 957 «Об установлении размера минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства», около 1600 случаев розничной торговли табачными изделиями по ценам, превышающим максимальные розничные цены.

В прошлом году Департамент САТ ГНА Украины относительно нарушителей законодательства применил финансовые санкции на сумму более 300 млн.  грн. По данным налоговой милиции, в 2010 году из незаконного оборота изъято около 450 тыс. дал алкогольных напитков, свыше 400 тыс. дал спирта и табачных изделий на сумму более 30 млн. грн. Прекращена деятельность 238 незаконных предприятий по производству фальсифицированной алкогольной продукции и спирта. Выявлены подпольные спиртзаводы в Сумской и Черкасской областях, а также раскрыто незаконное производство ликеро-водочной продукции в АР Крым, Донецкой, Львовской, Черновицкой и Харьковской областях.

— Как на практике осуществляется контроль за неучтенным спиртом и организовывается деятельность, направленная на недопущение контрабанды этого продукта?

— Мероприятия по детенизации рынка подакцизных товаров и выполнению поставленных задач относительно поступлений в бюджет налогов и сборов в 2011 году были разработаны специалистами Департамента и согласованы с другими подразделениями ГНС, а 27 января текущего года утверждены Председателем ГНС Украины Виталием Захарченко и направлены в регионы для выполнения. Поскольку без спирта «левую» водку получить невозможно, то одним из самых важных направлений деятельности является недопущение попадания неучтенного спирта в теневой оборот. Соответствующие меры применяем совместно с налоговой милицией. Особое внимание уделяем надлежащему контролю за организацией работы акцизных складов спиртзаводов, производителей водки и ликеро-водочной продукции, а также налоговых постов на предприятиях, использующих в производстве спирт. Не менее двух раз в месяц без предупреждения проводим проверки контрольных постов и соответственно реагируем при выявлении фактов неудовлетворительной работы. Кроме того, организовано проведение ежемесячных технических обучений уполномоченных представителей органов ГНС на контрольных постах и акцизных складах с обязательным ознакомлением их с технологическими особенностями и порядком контроля за процессом производства. Усиленно контролируем производство и оборот технических спиртосодержащих жидкостей и оборот спирта, получаемого по нулевой ставке акцизного налога.

— По данным Международной конференции Всемирной организации здравоохранения, состоявшейся в июне 2010 года в Женеве, Украина занимает третье место по контрабанде табачных изделий после Китая и Парагвая. Какие тенденции превалируют в настоящее время?

— Как свидетельствуют результаты деятельности налоговой милиции, наблюдается тенденция к развитию подпольного производства и незаконного транзита по территории Украины табачных изделий для дальнейшей реализации их в Польше, Германии, Франции и других европейских странах, где стоимость сигарет значительно выше. Так, если средняя стоимость одной пачки сигарет с фильтром у нас составляет 10 грн., то в Польше — уже более 30 грн., Германии — около 50 грн., а во Франции — почти 60 грн. С другой стороны, в России стоимость сигарет, особенно низкого ценового сегмента, значительно ниже украинской. Следовательно, экономические предпосылки для контрабанды сигарет существуют. Об этом свидетельствуют выявленные сотрудниками налоговой милиции факты подпольного производства табачных изделий и предотвращенные попытки незаконного ввоза в Украину сырья, фурнитуры, специальных материалов для производства сигарет, а также поддельных марок акцизного налога. Недавно в Сумской области на границе был задержан автомобиль с большим количеством контрабандных сигарет, ввозимых из России. На западной границе государства, в Волынской области, был задержан автомобиль с припрятанной под стеклянной тарой партией контрабандных сигарет (50 тыс. пачек) производства Молдовы.

Совместно с налоговой милицией был согласован план действий по выявлению и прекращению производства подпольных сигарет. Постоянно отслеживаются и анализируются потоки табачных изделий и табачного сырья, объемы их производства и потребления. Проведенные проверки свидетельствуют о том, что в обороте находятся поддельные марки акцизного налога и неучтенная (фальсифицированная) алкогольно-табачная продукция, маркированная поддельными акцизными марками. Так, по сравнению с 2009 годом только количество выявленных фактов реализации табачных изделий с поддельными марками акцизного налога в 2010 году возросло вдвое — с 35 до 72.

— Кроме контрольно-проверочной деятельности, направленной против злоупотреблений на алкогольно-табачном рынке, какие формы и методы работы в правовом поле используют специалисты Департамента?

— Налоговики активно сотрудничают с МВД Украины, другими министерствами и ведомствами, Гостаможслужбой Украины. К тому же Департамент регулярно работает над новыми законодательными инициативами, призванными улучшить ситуацию на рынке, повысить ответственность за нарушение законодательства, разрушить схемы уклонения от налогообложения. К сожалению, некоторые предложения не всегда пользуются поддержкой заинтересованных министерств и ведомств. Однако значительная часть наших законодательных инициатив учтена, в частности, в Налоговом кодексе Украины, что способствует уменьшению теневого оборота, а также легализации производства и оборота алкогольно-табачной продукции.

— Как Вы считаете, какие положительные аспекты из зарубежного опыта можно было бы позаимствовать, чтобы ситуация на рынке производства и реализации алкоголя и табачных изделий коренным образом изменилась?

— Когда речь идет о том, чтобы обеспечить надлежащий порядок на рынке производства и реализации алкоголя и табака, следует не забывать о крайне актуальном аспекте этой проблемы — качестве продукции. Например, в США введен очень жесткий контроль и ограничения. Если, скажем, кроме штрафов предприниматель был лишен лицензии на производство или торговлю алкоголем и табаком, то ее уже никогда не получит не только этот предприниматель, но даже его потомки в течение нескольких следующих поколений.

В Швеции — стране, где уровень жизни один из самых высоких, пошли другим путем. Производить алкогольно-табачную продукцию с соблюдением существующих требований и стандартов могут как частные, так и государственные предприятия, но реализовывать ее можно исключительно в специализированных государственных магазинах. То есть существует государственная монополия на торговлю алкоголем и табаком.

— Анатолий Павлович, предприниматели, работающие на рынке алкогольной продукции, неоднократно поднимали вопросы об уменьшении стоимости оптовых лицензий для виноделов, отмене товарно-транспортных накладных на перемещение ликеро-водочной продукции и т. д. Стоит ли эти идеи поддерживать? Насколько оперативно специалисты Департамента реагируют на запросы бизнеса?

— Убежден, что любые вопросы требуют взвешенных подходов и всестороннего изучения. Что касается оптовых лицензий для виноделов, то моя позиция непоколебима: 500 тыс. грн. — слишком высокая стоимость для небольших винодельческих предприятий. Поэтому мы неоднократно предлагали ее дифференцировать в зависимости от среднегодовых объемов производства винодельческой продукции. Это способствовало бы сохранению предприятий малого и среднего бизнеса, созданию условий равной налоговой нагрузки и увеличению объемов легальной торговли алкогольными напитками.

Что касается товарно-транспортных накладных (ТТН), то отменять их нельзя, ведь благодаря этим накладным осуществляется контроль за оборотом алкоголя на основе первичных учетных документов. Кроме того, законодателем учтены наши предложения к проекту Налогового кодекса Украины и внесены изменения в Закон Украины от 19 декабря 1995 года № 481/95-BP «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» в части установления ответственности за вывоз спирта этилового, водки и ликеро-водочных изделий с территории акцизного склада или транспортировку такой продукции без отметки представителя органа ГНС на товарно-транспортной накладной о согласовании отпуска — 200% стоимости вывезенной или транспортированной продукции, но не менее 15 000 грн. А вот вопрос введения ТТН на перемещение табачных изделий пока что изучается. Тем более, что на табачных фабриках в настоящее время отсутствуют контрольные посты налоговых органов.

Мы постоянно сотрудничаем с операторами алкогольно-табачного рынка. Например, регулярно размещаем информацию на сайте налоговой службы — начиная с сообщений о выданных лицензиях и местах хранения, внесенных в Единый государственный реестр, и заканчивая ответами на обращения, в том числе жалобами. По инициативе Департамента проводятся совещания при участии руководства налоговой службы, руководителей и учредителей предприятий — производителей спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. Особое внимание во время таких встреч уделяем решению проблем бизнеса, максимально учитывая все предложения, в частности при разработке проектов законодательных и нормативно-правовых актов, и их согласованию с министерствами и ведомствами. Эти проекты размещаются на сайте для общественного обсуждения.

Согласно графику еженедельно принимаю граждан и предпринимателей, выслушиваю их проблемы и делаю все, что от меня зависит для их решения, даю соответствующие поручения подчиненным. Ведь такой диалог выгоден и государству, и бизнесу.


Беседовала  Инна ГОЛОВКО,
inna@visnuk.com.ua

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42