Юридическая практика

Мы готовы оперативно отвечать на вопросы граждан

Налоговые проверки, как лакмусовая бумажка, выявляют не только нарушения в налоговой сфере, но и определяют профессиональный уровень самих налоговиков, а также уровень совершенства законодательной базы. О новой стратегии формирования плана-графика проверок, изменениях относительно сроков проверок и критериев их целесообразности, определенных в Налоговом кодексе Украины, других новациях налогового контроля рассказывает заместитель Председателя ГНА Украины Ирина НОСАЧЕВА.


— Ирина Викторовна, какие изменения внесены в последнее время в такое направление деятельности налоговой службы, как аудит, насколько усовершенствовано оно и адаптировано к запросам и интересам налогоплательщиков? По каким критериям в целом в настоящее время определяется целесообразность проверки плательщика?

— В текущем году стратегия формирования плана-графика проверок налогоплательщиков характеризуется новыми подходами. Проверяться будут только те из них, которые имеют риски относительно неуплаты налогов или при неоднократном напоминании о наличии таких рисков не принимают меры для их устранения. В соответствии с нормами Налогового кодекса, вступившего в силу 1 января 2011 года, впервые на законодательном уровне установлена периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, зависящая от степени риска в их деятельности, которая в свою очередь делится на высокую, среднюю и незначительную. Плательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще одного раза в три календарных года, со средней — не чаще одного раза в два календарных года, высокой — не чаще одного раза в календарный год.

Регламентированы также отношения налогоплательщиков и контролирующих органов при осуществлении проверок. Например, в целях урегулирования спорных и конфликтных ситуаций с плательщиками, касающихся предоставления (непредоставления) документов для проверки, потери или уничтожения документов, предусмотрен определенный порядок действий плательщика и налоговых органов в таких случаях. В Налоговом кодексе определены и способы осуществления налогового контроля, порядок получения налоговой информации органами ГНС, виды проверок, урегулирован вопрос реализации результатов проверок. Важно и то, что в Кодексе предусмотрена глава «Ответственность», регулирующая вопросы применения к налогоплательщикам штрафных санкций за нарушения требований налогового законодательства в четко предусмотренных случаях.

— Какого эффекта ожидают от этих нововведений и как быстро?

— Такие подходы в осуществлении налогового контроля будут способствовать гармонизации отношений налоговых органов с плательщиками и помогут избежать излишнего вмешательства в деятельность добросовестных налогоплательщиков.

По инициативе Председателя Государственной налоговой службы Украины Виталия Захарченко ГНС Украины приняла решение о фактическом сокращении количества проведения проверок налогоплательщиков и осуществление их только при наличии достаточных оснований.

Так, благодаря осуществлению корректирования плана-графика проведения проверок налогоплательщиков в І квартале текущего года уже в марте почти на треть уменьшилось количество таких проверок. При этом формирование плана-графика на ІІ квартал текущего года происходит с соблюдением запланированного сокращения количества этих проверок на 50% по сравнению со ІІ кварталом прошлого года.

Кроме того, органам, подчиненным государственной налоговой службе, запрещено проведение проверок субъектов хозяйствования — физических лиц и всех добросовестных плательщиков — представителей малого бизнеса, а также предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения, до конца первого полугодия 2011 года. При этом контрольно-проверочные мероприятия предусматривают отработку исключительно плательщиков, которые в своей деятельности используют схемы минимизации платежей в бюджет.

Это и есть конкретные шаги к новому формату отношений с налогоплательщиками, направленные на улучшение сервиса и отказ от применения невзвешенных фискальных методов осуществления контроля за соблюдением такими плательщиками законодательства.

— Появились ли некоторые ограничения или изменения относительно сроков проведения проверок?

— Проверки с выходом на предприятия будут проводиться преимущественно в кратчайшие сроки — в течение предусмотренного Налоговым кодексом основного срока, а их продление будет осуществляться в особых случаях. Вместе с тем следует отметить, что в Кодексе исключено действующее ранее право органов государственной налоговой службы на проведение документальных невыездных проверок в течение неограниченного срока их проведения и без имеющихся оснований для их проведения. Теперь проверки будут проводиться только на основаниях, предусмотренных для выездных проверок и в определенные для выездных проверок сроки.

Впрочем в целях уменьшения вмешательства налоговых органов в деятельность бизнеса в Налоговом кодексе сокращены сроки проведения проверок. Так, Кодексом предусмотрено сокращение продолжительности документальных плановых проверок субъектов малого предпринимательства на 10 рабочих дней (в настоящее время проверка не должна превышать 10 рабочих дней), сокращение сроков их продолжительности на 5 рабочих дней (в настоящее время продление возможно на срок до 5 рабочих дней). Продолжительность документальных внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства уменьшилась на 5 рабочих дней (в настоящее время не должна превышать 5 рабочих дней).

В отличие от законодательства, действующего до 2011 года, согласно Налоговому кодексу предусмотрена возможность приостановления проведения выездной плановой и внеплановой проверки на 30 рабочих дней только крупного налогоплательщика.

Одним из исключительных случаев возможности перенесения сроков проведения проверки является предусмотренное Налоговым кодексом Украины право плательщика на восстановление утерянных документов. Кодексом определен срок их восстановления — 90 календарных дней и четкий порядок действий налогоплательщика и налоговых органов при предоставлении (непредоставлении) документов для проверки. Вместе с тем у плательщика появилось право на обращение и предоставление руководству налогового органа, осуществляющего проверку, определенных документов, которые по тем или иным причинам не учтены проверяющим при проведении проверки.

При этом следует подчеркнуть, что Налоговый кодекс запрещает изъятие оригиналов первичных бухгалтерских документов за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Украины. Работники органов ГНС имеют право в ходе проведения проверки получить надлежащим образом заверенные копии документов, свидетельствующие об утаивании (занижении) объектов налогообложения.

— Какие показатели эффективности аудиторской деятельности в настоящее время являются определяющими?

— Прежде всего показателем эффективности и качества аудиторской деятельности подразделений налогового контроля юридических лиц является уровень удовлетворенных в пользу органов ГНС обжалованных налогоплательщиком по процедурам административного обжалования или в судебном порядке решений налоговых органов, принятых по результатам проведенных проверок. Этот показатель свидетельствует о качестве документирования выявленных нарушений налогового законодательства и полноте сбора доказательной базы, что в свою очередь способствует повышению согласованности и безапелляционности доначислений.

— Во время одного из брифингов для представителей средств массовой информации Вы, Ирина Викторовна, подчеркнули, что качество камеральных проверок в последнее время значительно улучшилось. Как это проявляется на практике?

— В течение 2010 года налоговая служба Украины прилагала максимум усилий для улучшения качества обслуживания налогоплательщиков. Эту цель преследует и большинство норм, введенных Налоговым кодексом.

В настоящее время, принимая налоговые декларации, налоговые органы осуществляют анализ данных отчетности и выявляют риски относительно неуплаты плательщиками налогов. Таким плательщикам сообщают о выявленных рисках и сомнительных контрагентах, и они имеют возможность в полном объеме задекларировать добровольно налоговые обязательства или откорректировать свою хозяйственную деятельность. Таким образом, появляется возможность повысить уровень добровольной уплаты налогов в бюджет. Так, например, уплата НДС за январь — февраль 2011 года почти вдвое превышает уровень уплаты этого налога, достигнутый за соответствующие периоды 2010 года.

— Какие меры на практике принимаете для того, чтобы предотвратить возможные ошибки налогоплательщиков, допущенные из-за незнаний новых положений Налогового кодекса?

— Грамотное и своевременное консультирование налогоплательщиков — одно из приоритетных направлений деятельности налоговиков, обусловленное новой философией сопровождения плательщиков и призванное улучшить сервисное обслуживание. Мы готовы помогать гражданам, оперативно предоставляя ответы на их вопросы, чтобы предотвратить вероятные ошибки или своевременно указать на них и дать возможность плательщику их исправить.

Уже в конце прошлого года начиная с декабря специалисты органов государственной налоговой службы развернули мощную «семинарскую кампанию», в рамках которой состоялись многочисленные просветительские мероприятия. В целом в течение декабря 2010 — февраля 2011 года органы государственной налоговой службы всех уровней организовали и провели около 7 тыс. семинаров и практикумов для налогоплательщиков по вопросам налогообложения и применения положений Налогового кодекса. Например, в феврале состоялся Всеукраинский семинар Государственной налоговой администрации Украины и Ассоциации налогоплательщиков Украины для крупных налогоплательщиков, а также проведено заседание «круглого стола» «Налоговый кодекс Украины—2011: Старт реформ». В соответствии с утвержденным графиком в течение января — февраля текущего года специалисты государственной налоговой службы принимали участие в семинарах Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины. Кроме того, в течение двух первых месяцев нынешнего года специалисты региональных и местных органов ГНС подготовили около 37 тыс. материалов для СМИ и веб-сайтов, в которых разъяснялись новые положения Налогового кодекса.

Розумеется, качественно новый формат отношений между плательщиками и сотрудниками налоговой службы предусматривает новые, инновационные формы и методы разъяснительной работы. Так, совместно с общественными организациями на базе одного из популярнейших интернет-порталов, который ежедневно посещают до 10 млн. пользователей, проведено четыре интернет-семинара, посвященных разъяснению положений Налогового кодекса. Совершенно новой формой является проведение видео-семинаров при участии руководящих сотрудников и ведущих специалистов ГНА Украины. В течение января — февраля текущего года уже проведено два таких семинара. Диски с записями видеосеминаров постоянно используются во время массово-разъяснительных мероприятий с налогоплательщиками.

По поручению ГНА Украины региональные и местные органы ГНС создали 700 постоянно действующих консультационных центров и пунктов, предоставляющих консультации налогоплательщикам по вопросам применения положений Налогового кодекса. Причем функционирование этих консультационных центров предусмотрено по выходным дням и в вечерние часы. Таким образом Государственная налоговая служба Украины обеспечивает всестороннее обсуждение и разъяснение норм Налогового кодекса, что будет способствовать повышению осведомленности налогоплательщиков и позволит свести к минимуму количество ошибок при выполнении ими своих обязанностей по уплате налогов и сборов.


Беседовала Инна ГОЛОВКО,
inna@visnuk.com.ua  

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42