Юридическая практика
Тема: НДС

Непредоставление субъектом хозяйствования надлежащим образом оформленных первичных документов указывает на отсутствие реального выполнения договоров

Суть дела. При проведении проверки налоговым органом обнаружены налоговые накладные, свидетельствующие об осуществлении хозяйственных операций, однако других документов, которые бы подтверждали реальность этих операций, не было. По результатам проверки установлено занижение субъектом хозяйствования сумм НДС и увеличена ему сумма денежного обязательства по НДС.

Налогоплательщик не соглашается с позицией органа ГНС, поскольку считает, что выводы, изложенные в акте проверки, являются неправомерными, а следовательно, вынесенное налоговое уведомление-решениенезаконным.

Решение суда. Окружной административный суд (далее — ОАС), оценивая приведенные сторонами доказательства, пришел к выводу о безосновательности исковых требований исходя из следующего.

Органом ГНС проведена документальная внеплановая невыездная проверка ЧАО «П» относительно взаимоотношений с ЧП «Т» за период с 01.08.2011 г. по 31.08.2011 г. На основании акта проверки налоговым органом вынесено налоговое уведомление-решение, которым увеличена сумма денежного обязательства по НДС ЧАО «П».

Исходя из содержания п. 2 ст. 3 Закона о бухучете финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.

В соответствии с пп. 20.1.8 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса органы ГНС имеют право, в частности при проведении проверок, изучать и проверять первичные документы, используемые в бухгалтерском и налоговом учете, другие регистры, финансовую и статистическую отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

Из систематического анализа указанных норм усматривается, что документальная проверка проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, полученных в установленном законодательством порядке органом ГНС документов, которые указываются в акте проверки.

Исследовав акт проверки от 16.12.2011 г., суд установил, что за период с 01.08.2011 г. по 31.08.2011 г. были предоставлены налоговые накладные, свидетельствующие об осуществлении операций в рамках взаимоотношений ЧАО «П» с ЧП «Т». Другие первичные документы, запрошенные ответчиком в подтверждение реальности осуществленных истцом сделок, налоговому органу предоставлены не были. Кроме того, представитель истца в судебном заседании не отрицал тот факт, что истцом на запрос ГНС от 14.10.2011 г. о предоставлении объяснений и их документального подтверждения, была изложена в письме от 21.10.2011 г. только информация о взаимоотношениях с контрагентами, однако документального подтверждения этой информация предоставлено не было. То есть предприятие не предоставило в ответ копии первичных документов, истребованных у истца соответствующим запросом, в подтверждение взаимоотношений с контрагентами.

Статьей 44 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае если до окончания проверки или в сроки, определенные в абзаце втором п. 44.7 этой статьи, налогоплательщик не предоставляет должностным лицам органа ГНС, которые проводят проверку, документы (независимо от причин такого непредоставления, кроме случаев выемки документов или другого изъятия правоохранительными органами), подтверждающие показатели, отраженные таким налогоплательщиком в налоговой отчетности, считается, что такие документы отсутствовали у такого налогоплательщика на время составления такой отчетности.

Если налогоплательщик после окончания проверки и до принятия решения контролирующим органом по ее результатам предоставляет не предоставленные во время проверки документы, подтверждающие показатели, отраженные таким налогоплательщиком в налоговой отчетности (в случаях, предусмотренных абзацами вторым и четвертым п. 44.7 ст. 44 Налогового кодекса), такие документы должны учитываться контролирующим органом при рассмотрении им вопроса о принятии решения.

Также согласно указанному пункту в случае если должностное лицо контролирующего органа, которое осуществляет проверку, отказывается по любым причинам от учета документов, предоставленных налогоплательщиком при проведении проверки, налогоплательщик имеет право до окончания проверки отправить письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения или предоставить непосредственно контролирующему органу, назначившему проведение проверки, копии таких документов (заверенные печатью налогоплательщика (при наличии печати) и подписью налогоплательщика — физического лица или должностного лица налогоплательщика — юридического лица).

В течение трех рабочих дней со дня получения акта проверки налогоплательщик имеет право предоставить контролирующему органу, назначившему проверку, документы, определенные в акте проверки как отсутствующие.

Истцом по требованию ГНС не предоставлены товарно-транспортные накладные, документы об оплате услуг, что указывает на отсутствие реального выполнения договоров и на пра-во-мерность выводов ГНС, изложенных в акте проверки.

Орган ГНС как субъект властных полномочий доказал правомерность принятого им налогового уведомления-решения.

Таким образом, при указанных обстоятельствах суд считает требования ЧАО «П» неправомерными и не основанными на положениях действующего законодательства, не подтвержденными материалами дела, а следовательно, не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Учитывая указанное, ОАС в удовлетворении иска отказано полностью.


Марьяна КУЦ,
начальник отдела экспертизы проектов нормативно-

правовых актов,
визирования разъяснений Юридического
управления Департамента правовой работы ГНС Украины

Вера СЕМИКОПЕНКО, главный государственный налоговый инспектор

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42