Юридическая практика
Тема: НДС

Завышение налогового кредита по НДС в результате недоказанности фактического приобретения товаров (услуг)

Суть дела. При проведении проверки налоговым органом установлено завышение налогового кредита по НДС, поскольку у налогоплательщика отсутствуют производственные мощности, трудовые ресурсы, транспортные средства, необходимые для осуществления хозяйственной операции между ним и заказчиком.

Налогоплательщик не соглашается с позицией органа ГНС, поскольку считает, что выводы, изложенные в акте проверки, неправомерны, а следовательно, вынесенное налоговое уведомление-решениенезаконно.

Решение суда. ОАС, оценивая изложенные сторонами доказательства, пришел к выводу о безосновательности исковых требований исходя из следующего.

Физическое лицо — предприниматель (далее — ФЛП) обратилось в суд с иском против ОГНИ о признании недействующим и отмене налогового уведомления-решения от 03.03.2012 г.

Обжалуемое налоговое уведомление-решение вынесено на основании акта невыездной внеплановой документальной проверки ФЛП по вопросам достоверности декларирования НДС в рамках взаимоотношений с ООО «Г» в 2011 г., в результате чего установлено завышение налогового кредита по НДС за октябрь 2011 г.

В обоснование исковых требований ФЛП указывает, что между ним и ООО «Г» заключен агентский договор и договор на транспортно-экспедиторское обслуживание, о выполнении которых свидетельствуют акты выполненных работ. ФЛП считает, что проверяющие пришли к безосновательному заключению о завышении физическим лицом налогового кредита исходя из того, что у ООО «Г» отсутствуют производственные мощности, трудовые ресурсы, транспортные средства, что свидетельствует о невозможности фактического осуществления хозяйственной деятельности между ФЛП и ООО «Г».

Представитель ГНС иск не признал на основаниях, изложенных в возражении на исковое заявление, обосновав тем, что объекты налогообложения по операциям по приобретению товаров (услуг) у предприятия-поставщика отсутствуют, а потому считает доводы истца не соответствующими действительным обстоятельствам дела, и просит в удовлетворении исковых требований ФЛП отказать в полном объеме.

В отношении обжалуемого налогового уведомления-решения суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Закона о бухучете первичный документ — это документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление.

Частями первой и второй ст. 9 этого Закона установлено, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны составляться при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных или машинных носителях и должны содержать следующие обязательные реквизиты: название документа (формы); дату и место составления; название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; личная подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции.

Таким образом, учитывая изложенные нормы действующего законодательства, суд пришел к выводу, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций ФЛП с его контрагентом ООО «Г» являются надлежащие первичные документы, которые содержат все необходимые реквизиты и соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством для первичных документов, которые фиксируют факт осуществления хозяйственной операции.

В судебном заседании установлено, что между истцом и ООО «Г» заключен агентский договор от 04.01.2011 г., по условиям которого ООО «Г» (агент) обязуется в течение действия договора предоставить ФЛП услуги посреднической деятельности за выполнение договоров поставки и предоставления маркетинговых услуг.

Кроме того, истцом предоставлена копия договора о транспортно-экспедиторском обслуживании, заключенного между ФЛП и ООО «Г», по условиям которого ООО «Г» обязалось выполнять связанные с перевозкой транспортно-экспедиционные операции (разработка маршрута перевозки, отправка и получение груза, другие операции).

В подтверждение выполнения условий заключенных договоров предоставлены счета-фактуры, акты выполненных работ, товарно-транспортные накладные, налоговые накладные и платежные поручения.

Суд пришел к выводу, что наличие у покупателя надлежащим образом оформленных документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом необходимы для отнесения определенных сумм к налоговому кредиту, в частности выданных налоговых накладных, не является безусловным основанием, если налоговый орган докажет, что сведения в таких документах не соответствуют действительности, что согласуется с позицией, изложенной в письме № 1112/11/13-10.

В соответствии с актом проверки истцом включены в налоговый кредит за октябрь 2011 г. суммы НДС на основании налоговых накладных, выписанных ООО «Г».

Как усматривается из акта проверки и объяснений представителя органа ГНС, указанные налоговые накладные выписаны при осуществлении хозяйственной операции приобретения истцом у ООО «Г» агентских и экспедиторских услуг, при этом документы в подтверждение выполнения условий договора предоставлены не были.

Однако, как следует из материалов дела, истец был плательщиком НДС, а потому был обязан вести налоговый учет согласно требованиям налогового законодательства Украины.

Подытоживая изложенное, обязательства по вышеупомянутым договорам не подтверждены надлежащими первичными документами, которые содержат все необходимые реквизиты и соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством для первичных документов, которые фиксируют факт осуществления хозяйственной операции.

В соответствии с пп. 14.1.181 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса налоговый кредит — сумма, на которую плательщик НДС имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного (налогового) периода, определенная согласно разделу V этого Кодекса.

Пунктом 198.1 ст. 198 Налогового кодекса установлено, что право на отнесение сумм налога к налоговому кредиту возникает при осуществлении операций по:

  • приобретению или изготовлению товаров (в том числе в случае их ввоза на таможенную территорию Украины) и услуг;
  • приобретению (строительство, сооружение, создание) необоротных активов, в том числе при их ввозе на таможенную территорию Украины (в том числе в связи с приобретением и/или ввозом таких активов в качестве взноса в уставный фонд и/или при передаче таких активов на баланс плательщика налога, уполномоченного вести учет результатов совместной деятельности);
  • получению услуг, предоставленных нерезидентом на таможенной территории Украины, и услуг, местом поставки которых является таможенная территория Украины;
  • ввозу необоротных активов на таможенную территорию Украины по договорам оперативного или финансового лизинга.

Согласно п. 198.2 ст. 198 Налогового кодекса датой возникновения права плательщика налога на отнесение сумм налога к налоговому кредиту считается дата того события, которое состоялось раньше: дата списания денежных средств с банковского счета плательщика налога на оплату товаров/услуг; дата получения плательщиком налога товаров/услуг, что подтверждено налоговой накладной.

Для операций по ввозу на таможенную территорию Украины товаров и по поставке услуг нерезидентом на таможенной территории Украины датой возникновения права на отнесение сумм налога к налоговому кредиту является дата уплаты (начисления) налога по налоговым обязательствам в соответствии с п. 187.8 ст. 187 этого Кодекса.

Датой возникновения права арендатора (лизингополучателя) на увеличение налогового кредита для операций финансовой аренды (лизинга) является дата фактического получения объекта финансового лизинга таким арендатором.

Датой возникновения права заказчика на отнесение сумм к налоговому кредиту по договорам (контрактам), определенным долгосрочными в соответствии с п. 187.9 ст. 187 Налогового кодекса, является дата фактического получения заказчиком результатов работ, оформленных актами выполненных работ, по таким договорам (контрактам).

Для товаров/услуг, поставка (приобретение) которых контролируется приборами учета, факт поставки (приобретения) таких товаров/услуг удостоверяется данными учета.

Согласно п. 198.3 ст. 198 Налогового кодекса налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг, но не выше уровня обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 этого Кодекса, и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной п. 193.1 ст. 193 Кодекса, в течение такого отчетного периода в связи с:

  • приобретением или изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности налогоплательщика;
  • приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте, с целью дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога.

Право на начисление налогового кредита возникает независимо от того, начали ли такие товары/услуги и основные фонды использоваться в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли плательщик налога налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода.

Пунктом 198.4 ст. 198 Налогового кодекса установлено: если плательщик налога приобретает (изготовляет) товары/услуги и необоротные активы, предназначаемые для их использования в операциях, которые не являются объектом налогообложения или освобождаются от налогообложения, то суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с таким приобретением (изготовлением), не относятся к налоговому кредиту указанного плательщика.

В соответствии с п. 198.6 ст. 198 Налогового кодекса не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденные налоговыми накладными либо оформленные с нарушением требований или не подтвержденные таможенными декларациями (другими подобными документами согласно п. 201.11 ст. 201 этого Кодекса). В случае если на момент проверки плательщика налога органом ГНС суммы налога, предварительно отнесенные к налоговому кредиту, остаются не подтвержденными вышеупомянутыми документами, плательщик налога несет ответственность в соответствии с законом.

Исходя из содержания указанных норм законодательства, право на отнесение сумм НДС, уплаченных при приобретении товара, к налоговому кредиту возникает у субъекта хозяйствования в случае соблюдения им следующих условий:

  • фактичности приобретения такого товара, то есть реальности соответствующей хозяйственной операции;
  • наличия налоговых накладных, составленных лицом, которое зарегистрировано плательщиком налога, или таможенных деклараций в подтверждение приобретения такого товара и уплаты соответствующей суммы НДС;
  • дальнейшего использования приобретенного товара в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности предприятия.

Учитывая изложенное, суд считает, что в судебном заседании не нашло подтверждения наличие оснований у истца для отнесения суммы НДС к налоговому кредиту указанного периода, в частности в части доказанности фактического приобретения товара/услуг, а потому заключение налогового органа о нарушении пунктов 198.1 — 198.3, п. 198.6 ст. 198, п. 201.6 ст. 201 Налогового кодекса, а следовательно, завышении налогового кредита по НДС за октябрь 2011 г. обосновано.

Штрафные санкции, определенные обжалуемыми решениями, применены в соответствии с требованиями п. 123.1 ст. 123 Налогового кодекса.

Суд пришел к выводу, что налоговое уведомление-решение от 03.03.2012 г. является правомерным и не подлежит отмене.

Учитывая указанное, ОАС в удовлетворении иска отказано.


Марьяна КУЦ,
начальник отдела экспертизы проектов нормативно-

правовых актов,
визирования разъяснений Юридического
управления Департамента правовой работы ГНС Украины

Вера СЕМИКОПЕНКО, главный государственный налоговый инспектор

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42