Юридическая практика
Тема: НДФЛ

Освобождение от налогообложения доходов адвоката, имеющего статус инвалида войны, законом не предусмотрено

Суть дела. Налоговым органом определено физическому лицу (адвокату) налоговое обязательство по налогу с доходов физических лиц (в соответствии с законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), поскольку установлен факт неуплаты физическим лицом (адвокатом) соответствующей суммы налога с полученного им в течение 2008 г. дохода от занятия адвокатской деятельностью, которая была самостоятельно определена им в декларации о доходах, представленной в контролирующий орган.

 Налогоплательщик не соглашается с принятым органом ГНС налоговым уведомлением-решением, поскольку считает, что он освобождается от налогообложения на основании п. 23 ст. 13 Закона № 3551 как инвалид войны.

Решение суда. Высший административный суд Украины (далее — ВАСУ), поддерживая позицию налогового органа, отметил следующее.

Судебными инстанциями при рассмотрении этого дела установлено, что основанием для принятия органом ГНС оспариваемого налогового уведомления-решения, согласно которому физическому лицу (адвокату) определено налоговое обязательство по налогу с доходов физических лиц, служил факт неуплаты им соответствующей суммы налога с полученного в течение 2008 г. дохода от занятия адвокатской деятельностью, которая была самостоятельно определена плательщиком налога в декларации о доходах, представленной в контролирующий орган.

Постановлением окружного административного суда, оставленным без изменений определением апелляционного административного суда, в иске отказано на том основании, что специальным законом по вопросам налогообложения не предусмотрено каких-либо налоговых льгот для инвалидов войны, поэтому налогообложение доходов истца как самозанятого лица от адвокатской деятельности может осуществляться в общем порядке.

В кассационной жалобе в ВАСУ физическое лицо (адвокат) просит отменить принятые по делу решения и удовлетворить иск. Обосновывая кассационные требования, жалобщик отмечает, что он не является самозанятым лицом в понимании п. 1.19 ст. 1 Закона об НДФЛ и как инвалид войны является освобожденным от уплаты налогов и сборов на основании п. 23 ст. 13 Закона № 3551.

Пунктом 1.9 ст. 1 Закона об НДФЛ адвокатская деятельность отнесена к независимой профессиональной деятельности при условии, что лица, осуществляющие такую деятельность, не являются наемными работниками или субъектами предпринимательской деятельности.

Поскольку этим Законом не предусмотрены особенности налогообложения доходов лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, в частности индивидуальную адвокатскую деятельность, то порядок налогообложения доходов таких лиц осуществляется по общим нормам этого Закона (за исключением случаев, если такие лица на законных основаниях зарегистрированы субъектами предпринимательской деятельности).

 Согласно пп. «з» п. 1.3 ст. 1 Закона об НДФЛ доход с источником его происхождения из Украины — это любой доход, полученный налогоплательщиком или начисленный в его пользу от осуществления каких-либо видов деятельности на территории Украины, в том числе, но не исключительно, в виде доходов от осуществления предпринимательской деятельности, а также независимой профессиональной деятельности на территории Украины.

 В соответствии с нормами п. 17.1 ст. 17 вышеуказанного Закона лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) в бюджет налога с доходов в виде заработной платы, является работодатель (самозанятое лицо), выплачивающий такие доходы в пользу плательщика налога (такого самозанятого лица).

Учитывая то, что адвокат как лицо, занимающееся независимой профессиональной деятельностью, относится к категории самозанятых лиц в понимании п. 1.19 ст. 1 Закона об НДФЛ, все доходы, полученные адвокатом (не от налоговых агентов) в течение отчетного налогового года, должны включаться в общий годовой налогооблагаемый доход адвоката как плательщика налога, с которого уплачивается налог с доходов физических лиц по ставке в размере 15% объекта налогообложения.

А следовательно, суды вполне обоснованно признали законным доначисление физическому лицу (адвокату) соответствующей суммы налогового обязательства по налогу с доходов физических лиц по оспариваемому налоговому уведомлению-решению.

Ссылка физического лица (адвоката) на освобождение его как инвалида войны от налогообложения на основании п. 23 ст. 13 Закона № 3551 обоснованно не было принято во внимание предыдущими инстанциями, поскольку этот Закон не является специальным законом по вопросам налогообложения, а только определяет правовой статус ветеранов войны, обеспечивает создание надлежащих условий для их жизнеобеспечения, способствует формированию в обществе уважительного отношения к ним.

Специальным законом по вопросам обложения налогом с доходов физических лиц является Закон об НДФЛ. Пунктом 22.2 ст. 22 Заключительных положений этого Закона установлено, что в случае если нормы других законов или других законодательных актов, содержащих правила налогообложения доходов (прибыли) физических лиц, противоречат нормам этого Закона, приоритет имеют нормы этого Закона.

Поскольку Законом об НДФЛ не предусмотрены льготы по уплате налога для инвалидов войны, то Закон № 3551 не подлежит применению в части, противоречащей норме специального закона, а именно  относительно освобождения соответствующей категории лиц от уплаты налога с доходов физических лиц.

Исходя из вышеизложенного, все доходы, полученные от занятия адвокатской деятельностью (не от налоговых агентов) в течение отчетного налогового года, должны были включаться физическим лицом (адвокатом) в общий годовой налогооблагаемый доход, с которого в соответствии с законодательством уплачивается налог с доходов физических лиц.

Таким образом, ВАСУ по результату пересмотра в кассационном порядке дела жалобу физического лица (адвоката) оставил без удовлетворения, а решение судов предыдущих инстанций, которыми в удовлетворении иска отказано полностью, — без изменений.


Марьяна КУЦ,
начальник отдела экспертизы проектов нормативно-

правовых актов,
визирования разъяснений Юридического
управления Департамента правовой работы ГНС Украины

Вера СЕМИКОПЕНКО, главный государственный налоговый инспектор

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42