Юридическая практика
Тема: Единый налог

Нарушение субъектами малого предпринимательства условий нахождения на упрощенной системе налогообложения

Суть дела. При проведении проверки органом ГНС выявлено, что налогоплательщик — СПД «С», предоставляя услуги и получая за это векселя, был обязан зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, перейти на общую систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, а также уплачивать налоги на общих основаниях начиная со следующего отчетного налогового периода (пп. 2.3.1 п. 2.3 ст. 2, п. 9.4 ст. 9 Закона об НДС; статьи 1, 2, 5 Указа об упрощенной системе).

Следовательно, действия налогового органа по доначислению налоговых обязательств налогоплательщику являются обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства Украины.

Налогоплательщик — СПД «С» не согласился с решением налогового органа по доначислению ему налоговых обязательств и обжаловал его в суде. Исковые требования обоснованы тем, что, находясь на упрощенной системе налогообложения, плательщик имел право использовать вексельную форму расчетов за предоставленные работы и услуги, соблюдал требования Указа об упрощенной системе, однако оснований для перехода на общую систему налогообложения у него не было, а следовательно обжалованные налоговые уведомления-решения подлежат отмене.

Решение суда. Верховный Суд Украины, поддерживая позицию органов ГНС, отмечает следующее. Руководствуясь нормами действующего законодательства Украины, государственный налоговый орган провел проверку СПД «С» относительно соблюдения последним требований налогового, валютного и другого законодательства, по результатам которой выявлено нарушение субъектом хозяйствования норм действующего законодательства, составлен акт и вынесено налоговое уведомление-решение, которым доначислены налоговые обязательства по НДС, применены штрафные санкции и определены обязательства по налогу на доходы физических лиц.

Не соглашаясь с доначисленными суммами налоговых обязательств, СПД «С» обратился в суд с иском о признании действий государственного налогового органа неправомерными и отмене налогового уведомления-решения.

Решением суда первой, апелляционной и кассационной инстанций иск удовлетворен полностью.

Считая, что при вынесении решений судом первой, апелляционной и кассационной инстанций допущено нарушение норм материального и процессуального права и, как следствие, принято решение, не в полной мере основанное на законе, государственный налоговый орган обратился с кассационной жалобой в ВАСУ, чтобы отменить решения судов предыдущих инстанций и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении иска.

По результатам пересмотра жалобы Верховный Суд Украины сделал вывод, что жалоба подлежит удовлетворению учитывая следующее.

Судами предыдущих инстанций установлено, что СПД «С», находясь на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, предоставлял услуги по стимулированию заготовки молока по договорам с государственными предприятиями. Расчеты за эти услуги осуществлялись путем выдачи СПД «С» простых векселей, эмитированных заказчиками услуг. В последующем указанные векселя СПД «С» реализовывались ОАО «У».

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства — физических лиц, введенная Указом об упрощенной системе, предоставляет право находиться таким лицам на упрощенной системе налогообложения при условии, если они осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, в течение года состоит не более 10 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в год не превышает 500 тыс. грн. Кроме этого Указа, положения об условиях и порядке обретения права осуществления предпринимательской деятельности по такой системе налогообложения содержатся в Законе об НДС.

Подпунктом 2.3.1 п. 2.3 ст. 2 вышеуказанного Закона определено, что лицо подлежит обязательной регистрации в качестве плательщика НДС, когда общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг), в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, подлежащих налогообложению согласно этому Закону, начислена (уплачена, предоставлена) такому лицу или в счет обязательств третьим лицам, в течение последних двенадцати календарных месяцев совокупно превышает 300 тыс. грн. (без учета НДС). Вместе с тем п. 9.4 ст. 9 Закона об НДС предусмотрено, что если объем налогооблагаемых операций лица в течение отчетного налогового периода превышает сумму, определенную пп. 2.3.1 п. 2.3 ст. 2 этого Закона, не больше чем в два раза, такое лицо обязано подать в налоговый орган заявление о регистрации в течение 20 календарных дней, следующих за таким отчетным налоговым периодом.

Если лицо заключает одно или больше гражданско-правовых соглашений (договоров), в соответствии с которыми осуществление налогооблагаемых операций с объемом, который будет превышать в течение отчетного налогового периода в два или больше раз сумму, определенную пп. 2.3.1 п. 2.3 ст. 2 этого Закона, то это лицо обязано зарегистрироваться в качестве плательщика НДС до конца предусмотренного Законом периода. Лицо, не подающее такое заявление в указанных случаях и в сроки, несет ответственность за неначисление или неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика налога без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения.

Учитывая вышеуказанное, считается, что СПД «С», заключив соглашения, по которым размер прогнозируемой прибыли был значительно больше, чем сумма, предусмотренная указанными положениями Закона, обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика.

Вместе с тем основанием для перерегистрации плательщика единого налога в качестве налогоплательщика является также объем его выручки от реализации продукции (выполнения работ, услуг).

Под термином «выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» в соответствии с положениями части четвертой п. 1 Указа об упрощенной системе понимают сумму, фактически полученную субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или/и в кассу, за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

Таким образом, изменяя систему налогового учета и отчетности, следует учитывать размер денежных средств, фактически полученных налогоплательщиком или поступивших на его счет.

Указом об упрощенной системе также установлено ограничение относительно формы расчета, который должен осуществляться исключительно денежными средствами — наличностью или безналично. Суд пришел к выводу, исходя из определения термина «выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг)», под которым понимаются именно денежные средства, что другой формы расчета (кроме денежной) быть не может.

В соответствии с частью первой ст. 4 Закона № 2374 простые векселя, переданные в порядке расчета за предоставленные истцом услуги, выдаются только для оформления денежного долга по фактически поставленным товарам, выполненным работам, предоставленным услугам.

Вместе с тем Указом об упрощенной системе не определено использование плательщиком единого налога в своей деятельности вексельного обращения, перечень установленных в нем форм расчета является исчерпывающим. Поэтому, осуществляя расчеты другим, нежели установлен этим Указом, способом, СПД «С» обязан был подать заявление о своей регистрации в качестве налогоплательщика на общих основаниях.

Наличие хотя бы одного из таких оснований, как: общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг), превышающая допустимый размер для плательщиков единого налога; осуществление операций или заключение соглашений на сумму, превышающую допустимый размер для предпринимателей — плательщиков единого налога; превышение объема выручки, максимально установленного для плательщиков единого налога; несоблюдение формы расчета — предусматривают регистрацию плательщика единого налога в качестве плательщика НДС в общем порядке. Несоблюдение сроков такой регистрации влечет установленную законом ответственность.

Учитывая вышеуказанное, Верховный Суд Украины по результатам рассмотрения жалобы государственного налогового органа полностью ее удовлетворил и отменил решения судов предыдущих инстанций.


Владислав РОЗМОШ,
заместитель директора Юридического департамента ГНА Украины —
начальник отдела представительства интересов органов ГНС
в судах кассационной инстанции и обобщения судебной практики

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42