Письмо
Тема: Администрирование налогов

Налоговый сервис по выдаче справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам, контролируемым органами ГНС

Одной из задач настоящего времени, стоящих перед ГНС Украины, которая преобразуется из фискального органа в сервисную службу, являются улучшение налогового сервиса для налогоплательщиков, создание для них благоприятных условий при администрировании налогов, повышение имиджа государственных налоговых органов в обществе, расширение электронного управления в налоговой сфере и налаживание партнерских отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Постепенное внедрение в деятельность органов ГНС электронного налогового сервиса, в том числе на базе уже существующих административных услуг, создает не только дополнительные удобства для налогоплательщиков. Так, современные технологические достижения и новые программные продукты способствуют широкомасштабному использованию субъектами хозяйствования и населением соответствующих интерактивных услуг, улучшают качественное состояние предоставления налоговыми органами такого сервиса и, главное, экономят время на их получение. Именно поэтому ГНС Украины в последнее время уделяет большое внимание вопросу внедрения передовых достижений информационно-коммуникационных технологий в налоговую сферу.

Как известно, со вступлением в силу Налогового кодекса налогоплательщики получили возможность направления в органы ГНС налоговых деклараций в электронной форме с помощью средств электронной связи и с использованием электронной цифровой подписи. На данный момент практика свидетельствует о достижении в этом направлении положительного результата — практически все крупные налогоплательщики (крупного и среднего звена бизнеса) представляют отчетность в электронном виде.

Недавно начал функционировать электронный налоговый сервис «Информационное уведомление о задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам)», предусматривающий направление налогоплательщику на его электронный адрес (e-mail) электронного уведомления о наличии у него налогового долга.

Несмотря на непродолжительное функционирование, такой сервис уже дает положительные результаты, так как налогоплательщики получили возможность ежемесячно узнавать о наличии у них налогового долга. Так, в течение двух месяцев почти 6,5 тыс. плательщиков-должников погасили налоговый долг на общую сумму 265,2 млн. грн.

Таким образом, с помощью этого сервиса удалось учесть интересы и налогоплательщиков, и государства, что и было основной целью его внедрения.

Кстати, информация об административных услугах, предоставляемых налогоплательщикам налоговыми органами, приведена на официальном веб-портале ГНС Украины (www.sts.gov.ua), на котором также размещены данные о некоторых видах интерактивных услуг и других видах электронных налоговых услуг.

В рамках указанных мер и в целях распространения на налоговую сферу процесса развития информационно-коммуникационных технологий ГНС Украины введен новый электронный налоговый сервиспредоставление налоговым органом налогоплательщику справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам, контролируемым органами ГНС (далее — Справка), в электронном виде по электронному запросу такого плательщика.

Собственно административная услуга, или налоговый сервис, предоставления Справки в бумажном виде существует достаточно продолжительный период времени. Основывается она на положениях действующего законодательства Украины, предусматривающих подтверждение налоговой службой отсутствия у налогоплательщика налогового долга перед другими органами государственной власти, которые занимаются, в частности, проведением конкурсов, тендеров, государственных закупок. Требование о подтверждении выполнения конституционной обязанности по уплате налогов в бюджет регламентируется законодательными и нормативно-правовыми актами, например о получении бюджетного финансирования или участии такого субъекта в закупках за государственные средства, то есть в так называемых тендерных государственных закупках.

Схематически механизм предоставления такого налогового сервиса остается неизменным. Налогоплательщик, как и раньше, должен подтвердить свое желание получить Справку, обратившись в налоговый орган с заявлением, а налоговый орган, в свою очередь, должен своевременно отреагировать на это, проверив факт отсутствия у такого плательщика налогового долга в информационно-учетных системах ГНС Украины, оформив согласно установленным требованиям такую Справку и выдав ее заказчику.

Следует отметить, что Справку выдают налогоплательщику только в случае отсутствия у него налогового долга.

Если у налогоплательщика есть налоговый долг, ему направляется письмо с обоснованным отказом в предоставлении Справки, которую могут выдать только после полного погашения суммы такого долга.

Бумажную форму Справки налогоплательщик может забрать, осуществив визит в налоговый орган по месту учета такого плательщика.

Внутренние процедуры, связанные с выдачей органом ГНС Справки, стандартизированы одноименной административной услугой (САП-32), информацию о которой налогоплательщики могут найти на официальном веб-портале ГНС Украины по адресу: Главная // Справочная информация // Каталог услуг // Перечень административных услуг, предоставляемых бесплатно органами ГНС // 28. Выдача справки об отсутствии задолженности по налогам, сборам, контролируемым органами ГНС.

На новом этапе функционирования в органах ГНС усовершенствованного налогового сервиса стал возможным выбор налогоплательщиком одного из двух способов получения Справки, а именно: в бумажном или электронном видевыбор способа осуществляется в заполняемой форме заявления на получение такой Справки.

Информационное уведомление налогоплательщикам о начале функционирования указанного электронного налогового сервиса было размещено на официальном веб-портале ГНС Украины в подразделе «Налогоплательщикам об электронной отчетности» раздела «Электронная отчетность».

Таким образом, благодаря внедрению указанного электронного налогового сервиса у налогоплательщиков появится возможность подавать заявление о получении Справки и, собственно, получать такую Справку не только в бумажном виде, как это было раньше, но и в современном электронном формате.

При выборе налогоплательщиком электронной формы Справки заявление-запрос на получение такой Справки формируется и передается в органы ГНС средствами телекоммуникационной связи с помощью формата (стандарта) электронного документа отчетности налогоплательщиков в электронном виде на основе спецификации XML. Ссылка на электронный формат заявления (J1300301) размещена на официальном веб-портале ГНС Украины в разделе «Электронная отчетность» подраздела «Налогоплательщикам об электронной отчетности», а справочная информация по поводу указанного — в подразделе «Помощь пользователям».

После получения налоговым органом электронного заявления налоговый орган (при условии отсутствия у такого плательщика налогового долга) автоматически формирует электронный документ — Справку и отправляет ее средствами электронной связи на электронный адрес (e-mail) такого налогоплательщика.

Если у налогоплательщика есть налоговый долг, ему отправляются электронное информационное уведомление (в виде квитанции) инспектора ОГНС о состоянии рассмотрения Справки по месту учета и письмо с обоснованием отказа в предоставлении такой Справки.

Нужно подчеркнуть, что предоставление налогоплательщику Справки в электронном виде обеспечивается в автоматическом режиме, без личного контакта налогоплательщика и работника налогового органа.

Недавно электронный налоговый сервис по выдаче Справки в очередной раз был усовершенствован. Отныне с его помощью налогоплательщик, получивший электронную форму Справки, может незамедлительно получить в органе ГНС эту Справку в бумажном виде.

Предоставление указанной административной услуги субъектам хозяйствования будет обеспечиваться на базе специально созданной для определенных целей сервисной службы налоговых органов — центров обслуживания налогоплательщиков.

Получить бумажное подтверждение Справки, ранее полученной в электронном виде, может каждый желающий налогоплательщик. При этом расходы времени на ожидание — от обращения и до выдачи, раньше измеряемые днями, — стали измеряться часами или даже минутами.

Предоставление бумажной формы Справки обеспечивается через окошко зала (секции) выдачи справок и разрешительных документов центра обслуживания налогоплательщиков.

Ответственный за предоставление такой Справки работник сервисной службы (при подтверждении факта направления ОГНС Справки в электронном виде) безотлагательно заказывает срочное изготовление подразделением погашения налогового долга бумажный оригинал соответствующей Справки и ее подписание руководителем налогового органа, которую срочно передают в центр обслуживания налогоплательщиков для выдачи такой Справки непосредственно заказчику.

Следовательно, выдача налогоплательщикам Справки будет обеспечиваться в кратчайшие сроки в пределах одного посещения налогоплательщиком центра обслуживания, которое со времени обращения и до момента выдачи будет непрерывным процессом.

Таким образом, можно утверждать, что внедрение ГНС Украины налогового сервиса по выдаче электронной Справки будет полезным как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, поскольку такой вид общения между ними перспективнее, новее и рациональнее.

Наряду с этим следует обратить внимание, что факт получения налогоплательщиком Справки служит свидетельством того, что такой плательщик является сознательным элементом общества, поскольку исполняет закрепленную в Конституции обязанность уплаты налогов.

Схематически процесс предоставления электронного налогового сервиса по выдаче Справки об отсутствии задолженности перед бюджетом имеет следующий вид (см. приложения 1, 2).

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42