Письмо
Тема: Единый налог, Налог на недвижимое имущество, Плата за землю, Ресурсные и рентные платежи, ФСН, Экологический налог

Новации во взимании налогов и сборов с учетом последних изменений, внесенных в Налоговый кодекс

Экологический налог

Для целей налогового учета изменениями, внесенными Законом № 4834 в пп. 14.1.223 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, в новой редакции изложен термин «размещение отходов», а именно: размещение отходовэто постоянное (конечное) нахождение или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. В новой редакции из термина исключено такое понятие, как временное размещение отходов до утилизации или удаления, что предупреждает возможность возникновения двойного обложения экологическим налогом при размещении субъектами хозяйствования отходов на специально отведенных местах или объектах, размещенных на собственных территориях.

Из круга плательщиков экологического налога исключены субъекты хозяйствования, осуществляющие размещение отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования (пп. 240.1.3 п. 240.1 ст. 240 Налогового кодекса).

Кроме того, урегулирован вопрос налогообложения вторичного сырья. Отныне объемы и виды (классы) отходов вторичного сырья, размещаемые на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, не являются объектом обложения экологическим налогом (пп. 242.1.3 п. 242.1 ст. 242 этого Кодекса). При этом лицензия на сбор и заготовку таких отходов не требуется. Указанные изменения вступают в силу 01.01.2013 г.

Плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых

Согласно изменениям, внесенным Законом № 4834 в ст. 263 Налогового кодекса, с 01.01.2013 г. будет установлен процентный тип ставок платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых на все виды полезных ископаемых, кроме подземной воды.

Введение новых ставок означает, что налоговая нагрузка от платы за пользование недрами для углеводородов будет соответствовать сумме платы за пользование недрами и рентной платы за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине.

Разграничение ставок в зависимости от видов полезного ископаемого, то есть деление полезного ископаемого «уголь каменный» на виды (энергетический, окисленный и коксующийся) обеспечит выравнивание налоговой нагрузки в зависимости от потребительской стоимости угля.

Внесены изменения в п. 263.1 ст. 263 Налогового кодекса относительно определения стоимости единицы добытого полезного ископаемого, а именно: порядок исчисления стоимости добытого полезного ископаемого в налоговом (отчетном) периоде по большей из величин — по фактическим ценам реализации или по расчетной стоимости — не распространяется на нефть и конденсат.

То есть начиная с 1 января 2013 г. для исчисления базы налогообложения будет применяться фактическая цена реализации для нефти, конденсата, которая определяется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику экономического развития, за налоговый (отчетный) период как средняя цена 1 барреля нефти «Urals», пересчитанная в гривни за 1 тонну по курсу Нацбанка Украины по состоянию на 1 число месяца, наступающего за налоговым (отчетным) периодом, которая сложилась на момент завершения проведения торгов нефтью на Лондонской бирже в течение такого налогового (отчетного) периода. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику экономического развития, до 15 числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, размещает определенную цену реализации нефти на своем официальном веб-сайте в специальном разделе и уведомляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику (пп. 263.6.2 п. 263.6 ст. 263 Налогового кодекса).

В целях улучшения инвестиционного климата для добывающих предприятий в условиях действия соглашения о распределении продукции полезных ископаемых осуществлено разграничение ставок в зависимости от условий их добычи и реализации.

Так, изменениями, внесенными в пп. 263.9.1 п.  263.9 ст. 263 указанного Кодекса, предусмотрено:

  • в условиях действия соглашения о распределении продукции для нефти и конденсата, добытых в пределах территории Украины, континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны Украины, плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых взимается с применением ставки в размере 2% стоимости добытых полезных ископаемых;
  • в условиях действия соглашения о распределении продукции для газа природного, в том числе газа, растворенного в нефти (нефтяного (попутного) газа), этана, пропана, бутана, газа (метана) угольных месторождений, газа сланцевых толщ, газа центрально-бассейнового типа, газа коллекторов плотных пород, добытых в пределах территории Украины, континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны Украины, плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых взимается с применением ставки в размере 1,25% стоимости добытых соответствующих полезных ископаемых.

Еще одним аспектом изменений, внесенных в указанный подпункт Налогового кодекса (таблица ставок за пользование недрами для добычи полезных ископаемых), является то, что глинистые породы, в частности каолины и глины тугоплавкие, отнесены к ископаемым общегосударственного значения, чем налоговое законодательство приводится в соответствие с нормами отраслевого законодательства.

Необходимо обратить внимание на разные сроки вступления в силу ставок платы за пользование недрами. Так, ставки платы за нефть, конденсат, газ горючий природный (за исключением газа (метана) угольных месторождений, газа сланцевых толщ, газа центрально-бассейнового типа, газа коллекторов плотных пород) вступают в силу 01.01.2013 г. Ставки платы за другие полезные ископаемые, определенные в пп. 263.9.1 п. 263.9 ст. 263 Налогового кодекса, в том числе за газ (метан) угольных месторождений, газ сланцевых толщ, газ центрально-бассейнового типа, газ коллекторов плотных пород, в условиях действия соглашений о распределении продукции вступили в силу 01.07.2012 г.

Согласно п. 2 раздела ІІ «Заключительные положения» Закона № 4834 раздел Х «Рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине» Налогового кодекса с учетом изменений, внесенных этим Законом в статьи 256 — 260 этого Кодекса, утрачивает силу с 01.01.2013 г.

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка

Дата начала взимания этого налога перенесена. Напомним, что его планировалось взимать начиная с 01.07.2012 г., но изменениями, внесенными Законом № 4834 в абзац девятый п. 1 раздела ХІХ «Заключительные положения» Налогового кодекса, установлено, что указанный налог будет взиматься начиная с 01.01.2013 г.

Плата за землю

Изменениями, внесенными в пп. 14.1.205 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса, уточнен термин «придомовая территория», в частности установлено, что это — территория вокруг многоквартирного дома, определенная на основании соответствующей градостроительной и землеустроительной документации в пределах соответствующего земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и принадлежащие к нему здания и сооружения, и необходимая для обслуживания многоквартирного дома и обеспечения удовлетворения жилых, социальных и бытовых нужд владельцев (совладельцев) и нанимателей (арендаторов) квартир, а также нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса размеры и конфигурация земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также принадлежащие к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяются на основании землеустроительной документации.

Назначение, режим и параметры застройки одного или нескольких земельных участков, распределение территории согласно строительным нормам, государственным стандартам и правилам определяются детальным планом территории (п. 4 ст. 19 Закона № 3038).

Вышеуказанные изменения обеспечат согласование специальной терминологии, связанной с вопросами налогообложения земельных участков.

Кроме того, упорядочены сроки обнародования органами местного самоуправления информации об объекте обложения земельным налогом. Так, Законом № 4834 ст. 271 Налогового кодекса дополнена п. 271.2, согласно которому решение советов относительно нормативной денежной оценки земельных участков официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В ином случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, наступающего за плановым периодом.

Решения советов относительно утверждения ставок налога за земельные участки вступают в силу в сроки, установленные в соответствии с вышеупомянутым пунктом ст. 271 Налогового кодекса (пп. 275.3.1 п. 275.3 ст. 275 этого Кодекса).

Таким образом, эти изменения определяют четкий механизм принятия и обнародования решений советов относительно нормативной денежной оценки земельных участков и ставок земельного налога за земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена.

Кроме того, упорядочен механизм определения ставок налога за земельные участки (независимо от местонахождения), нормативная денежная оценка которых проведена и не проведена (статьи 274, 278 Налогового кодекса).

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности

С даты вступления в силу Закона № 4834, то есть с 01.07.2012 г., ограничения по применению упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не распространяются на субъектов хозяйствования, осуществляющих:

  • производство, поставку, продажу (реализацию) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;
  • реализацию полезных ископаемых местного значения;
  • курьерскую деятельность и деятельность, не подлежащую лицензированию (в сфере предоставления услуг почты и связи) (пп. 291.5.1 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса).

Внесенными изменениями обеспечено право субъектов хозяйствования — плательщиков единого налога переходить на уплату единого налога, установленного для других групп плательщиков единого налога. Так, в соответствии с пп. 298.1.5, которым дополнен п. 298.1 ст. 298 Налогового кодекса, при условии соблюдения плательщиком единого налога требований, установленных Налоговым кодексом для избранной им группы, такой плательщик может самостоятельно перейти на уплату единого налога, установленного для других групп плательщиков единого налога, путем подачи заявления в орган государственной налоговой службы не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала.

Пункт 7 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса дополнен новым абзацем, которым установлено, что не применяются штрафные санкции к плательщикам единого налога за нарушения в 2012 г. порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций плательщика единого налога и полноты уплаты сумм этого налога.

Фиксированный сельскохозяйственный налог

Изменениями, внесенными Законом № 4834 в ст. 308 Налогового кодекса, устранена несогласованность между п. 306.1 ст. 306 и п. 308.1 ст. 308 этого Кодекса относительно срока представления налоговой декларации по фиксированному сельскохозяйственному налогу.

Так, отныне указанные налоговые декларации на текущий год, расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства и сведения (справку) о наличии земельных участков плательщики налога представляют ежегодно до 20 февраля по состоянию на 1 января текущего года.

Сбор за специальное использование воды

Статья 323 Налогового кодекса дополнена п. 323.2, в соответствии с которым не являются плательщиками сбора за специальное использование воды водопользователи, использующие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупности людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога. Под термином «санитарно-гигиенические нужды» следует понимать использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

____________
*
С текстом Налогового кодекса Украины со всеми изменениями и дополнениями можно ознакомиться в одноименном подразделе раздела «Документы» сайта.

«Горячие линии»

Дата: 18 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42