Письмо
Тема: Плата за землю

Применение нормативно-денежной оценки земли в качестве базы налогообложения

Оценка земли является одной из решающих составляющих эффективного использования земельных ресурсов государства, которая обеспечивает установление обоснованных платежей за землю.

Правовые принципы проведения оценки земель, профессиональной оценочной деятельности в сфере оценки земель определяет Закон об оценке земель, направленный на обеспечение проведения оценки земель, информационное обеспечение налогообложения и рынка земель.

В соответствии с положениями этого Закона объектами оценки земель является территория административно-территориальных единиц или их частей, территории оценочных районов и зон, земельные участки или их части либо совокупность земельных участков и прав на них, в том числе на земельные доли (паи), в пределах территории Украины.

Оценка земель в зависимости от цели и методов проведения делится на следующие виды: бонитировка почв, экономическая оценка земель, денежная оценка земельных участков.

В зависимости от назначения и порядка проведения денежная оценка земельных участков делится на нормативную и экспертную.

Нормативная денежная оценка земельных участков используется при определении размера земельного налога и арендной платы за землю, исчислении размера государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Экспертная денежная оценка земельных участков проводится с целью определения стоимости объекта оценки и используется при осуществлении гражданско-правовых соглашений относительно земельных участков.

Такая оценка проводится, в частности, при отчуждении и страховании земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности, залоге земельного участка согласно закону, определении стоимости земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности, если они внесены в уставный фонд хозяйственного общества, определении стоимости земельных участков при реорганизации, банкротстве или ликвидации хозяйственного общества (предприятия) с государственной частью или частью коммунального имущества, являющегося собственником земельного участка, и в других случаях, определенных ст. 13 Закона об оценке земли.

Нормативная денежная оценка земельных участков для целей раздела XIII Налогового кодекса, согласно которому осуществляется взимание платы за землю, — это капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный согласно законодательству центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (пп. 14.1.125 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Оценка земельных участков может проводиться как по решению органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, так и на основании договора, заключаемого заинтересованными лицами в порядке, установленном законом.

Право на проведение денежной оценки земельных участков имеют юридические лица, получившие лицензии на проведение работ по землеустройству, согласно государственным стандартам, нормам, правилам, а также другим нормативно-правовым актам на землях всех категорий и форм собственности.

Нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, независимо от их целевого назначения проводится не реже одного раза в пятьсемь лет, расположенных за пределами населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения,не реже одного раза в пятьсемь лет, а несельскохозяйственного назначенияне реже одного раза в семьдесять лет.

По результатам нормативной денежной оценки земельных участков составляется техническая документация. Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель. Техническая документация по нормативной денежной оценке земельных участков подлежит государственной экспертизе согласно закону.

Техническая документация земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, утверждается соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами, а земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, — соответствующими районными советами.

Извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается соответствующим органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. На их основании субъекты хозяйствования — собственники земли и землепользователи исчисляют сумму налогового обязательства по плате за землю и отражают ее в налоговой отчетности.

Согласно п. 271.1 ст. 271 Налогового кодекса базой налогообложения земли в Украине являются нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного согласно порядку, установленному этим Кодексом, и площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена.

Законом № 4834 ст. 271 Налогового кодекса дополнена новым п. 271.2, в соответствии с которым решение советов относительно нормативной денежной оценки земельных участков официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В другом случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, наступающего за плановым периодом.

Вместе с тем п. 275.3 ст. 275 Налогового кодекса дополнен новым пп. 275.3.1, которым определено, что решение советов относительно утверждения ставок земельного налога за земельные участки вступают в силу в сроки, установленные согласно п. 271.2 ст. 271 этого Кодекса, то есть в таком же порядке, как и решение советов относительно нормативной денежной оценки земель.

Напомним, что справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка представляется в соответствующий орган ГНС плательщиками платы за землю (кроме граждан) вместе с декларацией по плате за землю при введении или утверждении новой нормативной денежной оценки, а также при представлении первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю).

Законом № 4834 внесены изменения в п. 274.1 ст. 274 Налогового кодекса, в котором слово и цифры «и 278» исключены, а в названии ст. 278 добавлены слова «нормативная денежная оценка которых не проведена». Рассмотрим правильность применения таких изменений.

Так, п. 274.1 ст. 274 Налогового кодекса установлена ставка земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена независимо от местонахождения (в пределах или за пределами населенных пунктов), — в размере 1% их нормативной денежной оценки. Исключение представляли земельные участки, указанные в ст. 278 этого Кодекса. Эта статья определяла единый порядок налогообложения земельных участков и устанавливала ставки земельного налога за земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, расположенные за пределами населенных пунктов, независимо от того, проведена или не проведена их нормативная денежная оценка, — в процентах от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым и по области.

Следовательно, в связи с изменениями, внесенными Законом № 4834, с 1 июля 2012 г. налогообложение земельных участков за пределами населенных пунктов, предоставленных предприятиям промышленности, транспорта (кроме земель железнодорожного транспорта, за исключением земельных участков железнодорожного транспорта, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения), связи, энергетики, а также предприятиям и организациям, осуществляющим эксплуатацию линий электропередач (кроме сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения), осуществляется: по ставке 1% нормативной денежной оценки земельного участка, если такая оценка проведена (п. 274.1 ст. 274 Налогового кодекса), а если не проведенапо ставке 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым и по области (п. 278.1 ст. 278 Кодекса).

Что касается индексации нормативной денежной оценки земли, то необходимо отметить следующее.

Денежная оценка земельных участков, начиная с 2000 г., ежегодно по состоянию на 1 января уточняется на коэффициент индексации согласно порядку, утвержденному Кабинетом Министров Украины. По состоянию на 1 января 2011 г. такой коэффициент составил 3,2.

С 1 января 2011 г. порядок определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель, на который индексируется нормативная денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения установлен ст. 289 Налогового кодекса.

Согласно этому порядку центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов ежегодно рассчитывает величину коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель по индексу потребительских цен за предыдущий год и не позднее 15 января текущего года информирует центральный орган ГНС и собственников земли, а также землепользователей о ежегодной индексации такой оценки. За 2011 г. такой коэффициент составлял 1,0, который согласно п. 289.2 ст. 289 Налогового кодекса рассчитан исходя из индекса потребительских цен за 2011 г., — 104,6%.

31 октября 2011 г. Кабинетом Министров Украины принято постановление № 1185, согласно которому с 1 января 2012 г. к показателям нормативной денежной оценки пашни, проведенной по состоянию на 1 июля 1995 г. (с учетом индексации), применяется коэффициент 1,756.

Следовательно, изменение базы налогообложения земельных участков (нормативной денежной оценки пашни) привело к изменению годовых сумм налоговых обязательств по уплате земельного налога за объекты налогообложения и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Нормативная денежная оценка земельных участков, как и государственная регистрация земельных участков и учет количества и качества земель, является одной из составляющих частей государственного земельного кадастра, основным назначением которого является обеспечение необходимой информацией органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан с целью урегулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, а также определения размера платы за землю. От полноты и достоверности данных государственного земельного кадастра зависит полнота наполнения местных бюджетов платой за землю.

Данные относительно размера нормативной денежной оценки земельных участков собственники земельных участков и землепользователи могут получить в подчиненных органах Госземагентства Украины, которые ведут государственный земельный кадастр и обеспечивают полноту и достоверность сведений обо всех земельных участках.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42