Єдиний податок

Новации в учете плательщиков налогов и сборов

Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом № 1588, вступил в силу 06.01.2012 г.

Целью новой редакции этого Порядка является приведение нормативно-правового акта в соответствие с нормами законов № 3205, № 3384, № 3609.

Больше всего изменений внесено в раздел XI этого Порядка с целью реализации новаций относительно упрощения процедур прекращения юридических лиц и прекращения предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей, внесенных в законодательство Законом № 3384. Упрощение этой процедуры является важным шагом для тех субъектов хозяйствования, которые в настоящее время фактически не осуществляют хозяйственную деятельность, но до сих пор не представили документы для прекращения вследствие процедурной сложности.

Порядком № 1588 определены следующие новые формы уведомлений:

  • о начале проведения внеплановой проверки, предназначенной в связи с решением о прекращении юридического лица (прекращением предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по его решению) по форме № 24-ОПП (приложение 18);
  • о невозможности проведения внеплановой проверки, предназначенной в связи с решением о прекращении юридического лица (прекращением предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя по его решению) по форме № 25-ОПП (приложение 19);
  • о проведении внеплановой проверки по форме 
    № 26-ОПП (приложение 20);
  • о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя) по форме № 27-ОПП (приложение 21);
  • об отзыве возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя) по форме № 28-ОПП (приложение 24).

С учетом указанных нововведений процедуры прекращения юридических лиц и прекращения предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей сводятся к следующему.

1. Субъект хозяйствования принимает решение о прекращении и представляет государственному регистратору документы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Единый государственный реестр) записи о решении относительно прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, в которых указываются сведения о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований. Такой срок не может составлять менее двух и более трех месяцев со дня опубликования сообщения о принятии физическим лицом — предпринимателем решения относительно прекращения предпринимательской деятельности (для физических лиц — предпринимателей) или менее двух и более шести месяцев со дня опубликования сообщения о решении относительно прекращения юридического лица (для юридических лиц).

2. Государственный регистратор не позднее следующего рабочего дня с даты поступления этих документов вносит в Единый государственный реестр запись о решении относительно прекращения предпринимательской деятельности и в тот же день передает органам ГНС соответствующее уведомление. Также государственный регистратор предоставляет органам ГНС сведения о дате публикации сообщения, содержащего информацию о сроке заявления требований кредиторов, не позднее следующего дня с даты публикации такого сообщения.

3. Субъект хозяйствования в трехдневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр записи о принятии решения о прекращении должен подать в орган ГНС заявление о прекращении налогоплательщика по форме № 8-ОПП.

4. Орган ГНС принимает решение о проведении и начинает проведение внеплановой проверки, предназначенной в связи с прекращением, в течение 10 рабочих дней с даты публикации сообщения о решении относительно прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, о чем государственному регистратору направляется одно из следующих уведомлений:

  • уведомление о начале проведения внеплановой проверки, предназначенной в связи с решением о прекращении юридического лица;
  • уведомление о невозможности проведения внеплановой проверки, предназначенной в связи с решением о прекращении юридического лица.

При направлении государственному регистратору уведомления о невозможности проведения органами ГНС внеплановой проверки, предназначенной в связи с решением о прекращении, такое уведомление не позднее двух месяцев с даты публикации сообщения о решении относительно прекращения должно быть заменено уведомлением о проведении внеплановой проверки или о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица вследствие его ликвидации.

При этом ст. 1666 КоАП установлена административная ответственность должностных лиц органов ГНС за непроведение или несвоевременное проведение органами ГНС проверок, связанных с прекращением юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя.

5. До завершения срока заявления требований кредиторов орган ГНС должен выдать налогоплательщику одно из следующих уведомлений:

  • уведомление о денежных обязательствах и налоговом долге по форме № 10-ОПП — при наличии налогового долга, административного или судебного обжалования денежных обязательств;
  • справку об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов по форме № 22-ОПП — при отсутствии задолженности и при условии отсутствия возражений органа ГНС против проведения государственной регистрации прекращения;
  • уведомление о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя) с указанием причин возражений органа ГНС относительно осуществления государственной регистрации прекращения налогоплательщика с приложением решения об отказе в выдаче справки по форме № 22-ОПП.

При этом ст. 1666 КоАП установлена административная ответственность должностных лиц органов ГНС за непредоставление или несвоевременное предоставление справок об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов.

6. Для проведения государственной регистрации прекращения субъект хозяйствования представляет государственному регистратору:

  • по общим процедурам: заполненную соответствующую регистрационную карточку, справки органов ГНС и Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов или единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых средств в Пенсионный фонд Украины и фонды социального страхования, справку архивного учреждения о приеме документов, которые согласно закону подлежат долгосрочному хранению, — после окончания процедуры прекращения, предусмотренной законом, но не раньше истечения срока заявления требований кредиторами;
  • по принципу молчаливого согласия: субъект хозяйствования приобретает право на представление государственному регистратору документов, необходимых для проведения государственной регистрации прекращения, без справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (в случае если орган ГНС не предоставил справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов либо решение об отказе в их выдаче или уведомление о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя)) — не раньше чем через десять рабочих дней со дня истечения срока заявления кредиторами своих требований.

С целью приведения Порядка № 1588 в соответствие с положениями Закона № 3205 установлено, что вместо копии Свидетельства о государственной регистрации в орган ГНС представляется выписка или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Кроме того, положения вышеуказанного Порядка приведены в соответствие с положениями Налогового кодекса с изменениями, внесенными Законом № 3609.

А именно: в связи с установлением ограничений относительно нераспространения положений п. 153.13 ст. 153 Налогового кодекса на операции по управлению активами институтов совместного инвестирования фондов банковского управления, фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью, созданных в соответствии с законом, пп. 3.5.3 п. 3.5 раздела ІІІ Порядка № 1588 дополнен положениями, согласно  которым в органах ГНС не учитываются договоры управления имуществом, на которые не распространяются особенности налогового учета и налогообложения деятельности, осуществляемой по договорам управления имуществом, определенные в пп. 53.13.10 п. 153.13 ст. 153 Налогового кодекса.

Из Порядка № 1588 исключено положение относительно порядка учета в органах ГНС юридических или физических лиц — резидентов Украины, подпадающих под определение постоянного представительства нерезидентов, в связи с исключением соответствующих норм из п. 64.5 ст. 64 Налогового кодекса и с учетом положений п. 160.9 ст. 160 этого Кодекса.

Положение Порядка № 1588 относительно определения документа об аккредитации филиала и представительства иностранного банка приведено в соответствие с Законом № 2121, то есть определено, что таким документом для филиалов иностранных банков является банковская лицензия, а для представительств иностранных банков — согласованное Нацбанком Украины положение о представительстве иностранного банка.

Кроме того, положение относительно порядка заполнения справки о постановке на учет налогоплательщика по форме № 4-ОПП вынесено из текста Порядка в памятку для заполнения полей справки по форме № 4-ОПП.

«Горячии линии»

Дата: 8 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00