Юридическая практика
Тема: Плата за землю

Размер арендной платы по договору не может быть ниже установленного законодательством размера земельного налога

Суть дела. При проведении проверки налоговым органом установлено занижение налогового обязательства по арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности предприятием с иностранными инвестициями «М» (далееПИИ «М»).

ПИИ «М» не соглашается с позицией органа ГНС, поскольку считает, что выводы, изложенные в акте проверки, являются неправомерными и не соответствующими требованиям действующего законодательства.

Решение суда. Окружной административный суд (далее — ОАС), отказывая в иске, установил следующее.

Органом ГНИ проведена документальная невыездная проверка ПИИ «М», по результатам которой составлен акт.

На основании этого акта вынесено налоговое уведомление-решение, с которым ПИИ «М» не согласилось и обратилось с жалобой в ГНС Украины.

По результатам рассмотрения жалобы ГНС Украины принято решение, которое оспаривается ПИИ «М» на основаниях немотивированности.

Вместе с тем, исследовав материалы дела, суд установил, что в обжалуемом решении дан анализ результатам проверки.

В частности, согласно обжалуемому решению проверкой правильности начисления платы за землю в соответствии с требованиями Налогового кодекса установлено, что за период с 01.01.2011 г. по 31.05.2011 г. ПИИ «М» является плательщиком арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Установлено, что 15.02.2001 г. городским советом (арендодатель) с ПИИ «М» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка площадью 3456 м2 сроком действия до 25.04.2024 г.

Указанный земельный участок относится к землям жилой и общественной застройки.

В 2011 г. договор аренды земельного участка является действительным, что подтверждается информацией арендодателя земельных участков государственной и коммунальной собственности — городским советом.

Подпунктом 9.1.10 п. 9.1 ст. 9 Налогового кодекса определено, что плата за землю относится к общегосударственным налогам и сборам.

В соответствии с пп. 14.1.136 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности — это обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Взимание платы за землю осуществляется согласно положениям Налогового кодекса с учетом норм, определенных в разделе XIII «Плата за землю» этого Кодекса.

Пунктами 288.2 и 288.3 ст. 288 Налогового кодекса определено, что плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка, а объектом налогообложения — земельный участок, предоставленный в аренду.

Согласно ст. 271 этого Кодекса базой налогообложения платы за землю является, в частности, нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным разделом XIII «Плата за землю» Кодекса.

Статьей 274 Налогового кодекса определено, что ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1% их нормативной денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных в статьях 272, 273, 276 и 278 этого Кодекса.

Согласно п. 288.4 ст. 288 Налогового кодекса размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором, но годовая сумма платежа в соответствии с п. 288.5 ст. 288 этого Кодекса не может быть меньше:

  • для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, устанавливаемого разделом XIII Налогового кодекса;
  • для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, устанавливаемого этим разделом.

Соответственно минимальный размер арендной платы за использование земельного участка для ПИИ «М» составляет 3% ее нормативной денежной оценки.

Проверкой полноты и правильности исчисления налогового обязательства по арендной плате за земельный участок государственной и коммунальной собственности за январь — май 2011 г. ПИИ «М» установлено, что налоговое обязательство по арендной плате за земельный участок государственной и коммунальной собственности определено субъектом хозяйствования в налоговой декларации платы за землю (арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) за 2011 г. в размере 1,5% нормативной денежной оценки земельного участка, что привело к занижению налогового обязательства по арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности за январь — май 2011 г.

Суд критически относится к ссылке истца на условия договора, которыми предусмотрена другая сумма оплаты за аренду земли. Однако независимо от определенного в данном случае размера арендной платы по договору он не может быть ниже установленного действующим законодательством. ПИИ «М» правомерно доначислена сумма обязательного платежа по налогу на землю, поскольку минимальный размер платы за землю четко определен Налоговым кодексом, а обязанность контролировать полноту и своевременность поступления таких платежей возложена именно на ответчика.

Следовательно, органом ГНИ правомерно отказано в удовлетворении жалобы ПИИ «М», поскольку законные основания для ее удовлетворения отсутствовали, а мотивы отказа, изложенные в решении ответчика, являются обоснованными. При этом суд обращает внимание на то, что обжалуемое ПИИ «М» решение содержит полное изложение обстоятельств дела, обоснование причин отказа, ссылку на нормы законодательства и вывод об отказе на основании действующих норм.

При таких обстоятельствах суд сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

С учетом указанного ОАС в удовлетворении иска отказано полностью.


Марьяна КУЦ,
начальник отдела экспертизы проектов
нормативно-правовых актов, визирования разъяснений
Юридического управления Департамента правовой работы ГНС Украины

Вера СЕМИКОПЕНКО,
главный государственный налоговый инспектор