Новости
Тема: Налог на прибыль

Налог на прибыль предприятий

Нужно ли плательщику налога при внесении изменений в налоговую декларацию по налогу на прибыль по результатам деятельности во II — IV кварталах 2011 г. начислять штраф и пеню на сумму недоплаты налогового обязательства?


За нарушения законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются следующие виды ответственности: финансовая, административная, уголовная (подпункты 111.1.1 — 111.1.3 п. 111.1 ст. 111 Налогового кодекса).

Финансовая ответственность за нарушения законов по вопросам налогообложения и другого законодательства устанавливается и применяется согласно нормам Налогового кодекса и другим законам. Такая ответственность применяется в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени (п. 111.2 ст. 111 Налогового кодекса).

Внесение изменений в налоговую отчетность при самостоятельном исправлении плательщиком налога ошибок, содержащихся в ранее представленной им налоговой отчетности, осуществляется в соответствии с нормами ст. 50 Налогового кодекса. Так, плательщик налога, самостоятельно выявивший факт занижения налогового обязательства прошедших налоговых периодов, обязан:

  • или направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3% такой суммы до представления такого уточняющего расчета;
  • или отразить сумму недоплаты в декларации по этому налогу, представляемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере 5% такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

При самостоятельном начислении суммы денежного обязательства налогоплательщиком также начисляется пеня в порядке, определенном ст. 129 Налогового кодекса.

Вместе с тем п. 6 подраздела10 раздела XX Налогового кодекса установлено, что не применяются финансовые санкции к плательщикам налога на прибыль — предприятиям и налогоплательщикам, перешедшим на общую систему налогообложения, за нарушения налогового законодательства по результатам деятельности во II — IV календарных кварталах 2011 г.

Таким образом, при самостоятельном выявлении плательщиком налога ошибки и внесении изменений в налоговую декларацию по налогу на прибыль по результатам деятельности во IIIV кварталах 2011 г. штраф на сумму недоплаты возникшего налогового обязательства к плательщику налога на прибыль не применяется.

Вместе с тем если при самостоятельном исправлении ошибок плательщик налога доначисляет суммы денежного обязательства, возникающего при внесении изменений в налоговую отчетность по результатам деятельности во II — IV календарных кварталах 2011 г., такой плательщик обязан на сумму налогового долга начислить пеню по правилам, установленным ст. 129 Налогового кодекса.

 

Как в декларацию по налогу на прибыль предприятия переносятся показатели строк 23 — 26 приложений ВП к ней, если исправляются ошибки, допущенные в нескольких налоговых периодах, и по результатам исправлений налоговые обязательства подлежат как увеличению, так и уменьшению?


При выявлении ошибок налоговая декларация по налогу на прибыль предприятия (далее — декларация), форма которой утверждена приказом № 1213, может представляться плательщиком налога как отчетная (новая отчетная), так и уточняющая.

Если исправление ошибок осуществляется в отчетной (отчетной новой) декларации за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлены ошибки, то в приложении ВП «Розрахунок податкових  зобов'язань за період, у якому виявлено помилку(ки)» (далее — приложение ВП) к декларации плательщик отражает правильные показатели за уточняемый налоговый период, и, сравнивая их с соответствующими строками уточняемой декларации, определяет сумму увеличения (уменьшения) налогового обязательства по налогу на прибыль, сумму пени и штрафа. Сумма увеличения (уменьшения) налогового обязательства, пени и штрафа из приложения ВП переносится в часть «Самостійне виправлення помилок» (строки 23 — 27) декларации.

При исправлении ошибок, допущенных в нескольких налоговых периодах, приложение ВП заполняется для каждого налогового периода отдельно. В этом случае сумма увеличения (уменьшения) налогового обязательства, пени и штрафа из каждого отдельного приложения ВП переносится в соответствующую строку части «Самостійне виправлення помилок» декларации. Например, если к декларации заполнено два приложения ВП, одно из которых содержит сумму увеличения налогового обязательства (строка 23 приложения ВП), штрафа (строка 24 приложения ВП) и пени (строка 25 приложения ВП), а второе — сумму (уменьшение) налогового обязательства (строка 26 приложения ВП), то показатели строк 23, 24, 25 первого приложения ВП переносятся в строки 23, 24, 25 декларации, а показатель строки 26 второго приложения ВП — в строку 26 декларации.

Если оба приложения ВП содержат сумму увеличения налогового обязательства (строка 23 приложения ВП), штрафа (строка 24 приложения ВП) и пени (строка 25 приложения ВП), то значение строк 23, 24, 25 декларации определяется как сумма показателей из соответствующих строк таких приложений.

 

Должен ли плательщик налога, выявивший занижение перечисленной в бюджет части чистой прибыли (дохода), начислять 5% штрафа на авансовый взнос по налогу на прибыль при исправлении ошибки  и уплачивать в бюджет суммы недоплаты части чистой прибыли (дохода) и соответственно авансового взноса?


Согласно пп. 153.3.2 п. 153.3 ст. 153 Налогового кодекса эмитент корпоративных прав, принимающий решение о выплате дивидендов своим акционерам (владельцам), начисляет и вносит в бюджет авансовый взнос по налогу в размере ставки, установленной п. 151.1 ст. 151 этого Кодекса, начисленной на сумму фактически выплачиваемых дивидендов, без уменьшения суммы такой выплаты на сумму такого налога. Указанный авансовый взнос вносится в бюджет до/или одновременно с выплатой дивидендов.

К дивидендам приравнивается также платеж, осуществляемый государственным унитарным, коммерческим, казенным или коммунальным предприятием в пользу соответственно государства или органа местного самоуправления в связи с распределением части прибыли такого предприятия, платеж, выплачиваемый владельцу сертификата фонда операций с недвижимостью в результате распределения дохода фонда операций с недвижимостью. При этом положительное или отрицательное значение объекта налогообложения, рассчитанное согласно разделу III Налогового кодекса, не влияет на порядок начисления дивидендов (пп. 14.1.49 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Поскольку авансовый взнос по налогу на прибыль вносится в бюджет до/или одновременно с выплатой части чистой прибыли (дохода), плательщик налога, неправильно определивший размер части чистой прибыли (дохода), также одновременно неправильно определил размер авансового взноса по налогу на прибыль, начисляемую на часть чистой прибыли (дохода).

Поэтому в соответствии с п. 127.1 ст. 127 Налогового кодекса неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или при выплате дохода в пользу другого налогоплательщика влечет наложение штрафа в размере 25% суммы налога, подлежащего начислению и/или уплате в бюджет.

Исходя из изложенного, если плательщик налога до/или одновременно с уплатой суммы недоплаты части чистой прибыли (дохода) и 5% штрафа суммы такой недоплаты перечислит в бюджет соответствующую сумму авансового взноса, то начислять и уплачивать штраф в размере 5% суммы авансового взноса не нужно.

Если плательщик налога не перечислил своевременно авансовый взнос на сумму недоплаты части чистой прибыли (дохода), то к такому плательщику налога будет применен штраф в размере 25% суммы неуплаченного авансового взноса.

  

Учитываются ли при исчислении объекта налогообложения в составе расходов суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование?


В соответствии с  п. 143.1 ст. 143 Налогового кодекса к составу расходов плательщика налога относятся суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос) в размерах и порядке, установленных законом.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 2464 плательщиками единого взноса являются предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, либо по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в извлечении из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей), в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, других юридических лиц, имеющих отдельный баланс и самостоятельно осуществляющих расчеты с застрахованными лицами.

Базой начисления единого взноса являются сумма начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработные платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону об оплате труда, и сумма вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам (п. 1 ст. 7 Закона № 2464).

Таким образом, суммы единого взноса, уплаченные в размерах и порядке, установленных Законом № 2464, учитываются при исчислении объекта налогообложения в составе расходов на оплату труда.

  

Учитывается ли при покупке основных средств по договору поручения, комиссии в составе первоначальной стоимости объекта основного средства сумма вознаграждения, уплаченная посреднику?


В соответствии с п. 146.4 ст. 146 Налогового кодекса приобретенные (самостоятельно изготовленные) основные средства зачисляются на баланс плательщика налога по первоначальной стоимости.

Пунктом 146.5 ст. 146 этого Кодекса определен перечень расходов, из  которых составляется первоначальная стоимость объекта основных средств. Расходы плательщика налога на выплату вознаграждения посреднику (брокеру, комиссионеру, агенту и т. п.) за посреднические услуги при покупке основных средств в указанный перечень не включены.

Вместе с тем в соответствии с пп. 14.1.27 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса расходы — это сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых для ведения хозяйственной деятельности плательщика налога, в результате которых происходит уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, вследствие чего происходит уменьшение собственного капитала (кроме изменений капитала за счет его изъятия или распределения владельцем).

Расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II Налогового кодекса (п. 138.2 ст. 138 Налогового кодекса).

В соответствии с пп. 138.12.2 п. 138.12 ст. 138 этого Кодекса в состав других расходов включаются расходы хозяйственной деятельности, по которым разделом ІІІ Кодекса прямо не установлены ограничения по отнесению к составу расходов.

С учетом изложенного при покупке основных средств (нематериальных активов) по договорам поручения (комиссии и т. п.) расходы плательщика налога на выплату вознаграждения посреднику (брокеру, комиссионеру, агенту и т. п.) за посреднические услуги включаются в состав других расходов на основании пп. 138.12.2 п. 138.12 ст. 138 Налогового кодекса.

Указанные расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены согласно правилам ведения бухгалтерского учета (п. 138.5 ст. 138 Налогового кодекса), и отражаются в строке 06.4.39 приложения ІВ «Інші витрати» к Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденной приказом № 1213, с соответствующим перенесением в строку 06.4 этой декларации.

  

Изменится ли налоговый учет заемщика по полученной возвратной финансовой помощи, если заимодатель (плательщик налога на прибыль) перейдет на специальный режим налогообложения (единый налог или фиксированный сельскохозяйственный налог)?


В соответствии с п. 135.5.5 п. 135.5 ст. 135 Налогового кодекса при получении плательщиком налога возвратной финансовой помощи от лица, являющегося плательщиком налога на прибыль на общих основаниях, сумма такой помощи не включается в доходы налогоплательщика, учитываемые при исчислении объекта налогообложения. При этом в случае если на конец отчетного периода плательщик налога не возвращает сумму такой возвратной финансовой помощи (ее часть), то в доходы плательщика налога такого отчетного периода включается сумма процентов, условно начисленных на сумму возвратной финансовой помощи, которая остается невозвращенной, в размере учетной ставки Нацбанка Украины, рассчитанной за каждый день фактического использования такой возвратной финансовой помощи.

При получении возвратной финансовой помощи от лиц, не являющихся плательщиками этого налога (в том числе нерезидентов), или лиц, которые согласно Налоговому кодексу имеют льготы по этому налогу, плательщик налога учитывает в составе дохода сумму полученной возвратной финансовой помощи (ее часть), остающейся невозвращенной на конец такого отчетного периода (пп. 135.5.5 п. 135.5 ст. 135 Налогового кодекса).

Для субъектов хозяйствования, перешедших на уплату единого налога по уплате других налогов и сборов, установленных указанным Кодексом, первый налоговый (отчетный) период начинается с первого числа месяца, наступающего за следующим налоговым (отчетным) кварталом, в котором таким лицам выписано свидетельство плательщика единого налога, и заканчивается последним календарным днем последнего месяца такого периода (п. 294.3 ст. 294 Налогового кодекса).

Для плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога базовый налоговый (отчетный) год начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (п. 305.2 ст. 305 Налогового кодекса).

Таким образом, если плательщик налога получил возвратную финансовую помощь от плательщика налога на прибыль, перешедшего на специальный режим налогообложения, то по итогам налогового периода, в котором заимодатель находился на общей системе налогообложения, в состав дохода налогоплательщика (получателя финансовой помощи) включается сумма процентов, условно начисленных на сумму невозвращенной возвратной финансовой помощи (ее части) в размере учетной ставки Нацбанка Украины, рассчитанной за каждый день фактического использования такой возвратной финансовой помощи.

Начиная с отчетного периода, в котором заимодатель перешел на упрощенную систему налогообложения, плательщик налога должен учесть в составе дохода сумму финансовой помощи (ее часть), оставшуюся невозвращенной на конец такого отчетного периода.

В случае если в будущих отчетных налоговых периодах плательщик налога возвращает такую возвратную финансовую помощь (ее часть) предоставившему ее лицу, такой плательщик налога увеличивает сумму расходов на сумму такой возвратной финансовой помощи (ее части) по результатам отчетного налогового периода, в котором состоялся такой возврат.


 

Единая база налоговых знаний, www.sts.gov.ua

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42