Другие налоги
Тема: Очерки по истории

Налогообложение в Османской империи

Для истории турецкого народа, а также стран Юго-Восточной Европы существенные последствия имело образование турецкой Османской империи. Свое название она получила в начале XIV в., когда правитель одного из десяти эмиратов Малой Азии Осман І подчинил большую часть владений Византии и дал свое имя династии и государству.


Захватнические походы османов проводились под идеологическими лозунгами войны за веру мусульман с «неверными» и отличались жестокостью, ограблением захваченных территорий, взятием в плен мирных жителей, опустошением.

Турецкая знать, получая от османского правителя покоренные территории в ленное владение, полностью поддерживала захватническую политику своего властителя. Вообще военно-ленная система — это система феодальных отношений и даже государственного устройства, сложившаяся еще в X ст. в странах Ближнего Востока и Средней Азии. Сначала лен рассматривался как условное временное «содержание» на время занятия определенной должности или пожизненное владение за определенные заслуги. Со временем должности начали переходить по наследству, поэтому и лен считался наследственным. Определяющим было и то, что к ленникам-землевладельцам от центральной власти переходило право на сбор налогов с населения своих ленов — право налогового иммунитета. Переход земельных наделов (ленов) в наследственное содержание был важной вехой в развитии феодальных отношений в этих странах. В Османской империи лены существовали в виде зеаметов и тимаров.

Зеамет — крупный феодальный надел с годовой прибылью от 20 тыс. до 100 тыс. акче (серебряная монета, которая в XVI в. приравнивалась к 6 — 7 копейкам). Крестьяне, жившие на зеаметах, находились в крепостной зависимости от своего феодала-займа, выполняли различные повинности и уплачивали налоги, достигавшие 2/3 урожая. Сам же владелец зеамета должен был прибыть на войну по приказу султана в ополчение санджак-бея (начальника округа) с определенным количеством всадников в зависимости от прибыли с лена (на 3 — 5 тыс. акче прибыли поставлялся один всадник).

Тимар по размерам уступал зеамету, а годовая прибыль с него составляла от 3 тыс. до 20 тыс. акче. Система феодальных отношений между владельцем тимара (тимариотом) была подобна системе в зеамете, только количество всадников, которых должен был поставлять тимариот, была несколько меньше.

Чтобы сохранить свои владения, часть болгарских и сербских феодалов принимали ислам и зачислялись в военно-феодальную знать в качестве ленников. Те феодалы, которые оставались христианами, но признавали себя вассалами султана, должны были уплачивать налоги.

В Османской империи существовало четыре вида феодальной земельной собственности: государственные земли (мири); земли семьи султана (хасс); земли мусульманских религиозных учреждений (вакуф) и частные земли (мульк).

Большая часть государственных земель (мири) была роздана в наследственную ленную собственность собственникам тимаров и зеаметов, которых называли сипахами.

Коронные султанские земли (хасс) полностью освобождались от налогов. Это были чрезвычайно крупные земельные наделы, годовая прибыль от которых составляла свыше 100 тыс. акче. Этими землями владели сами султаны и члены их семей. Однако существовала практика предоставления хасса уважаемым чиновникам и высшим военным чинам на период прохождения ими службы или пребывания на определенной должности. В средние века в странах Средней Азии и Иране словом «хасс» назывались аристократы.

В некоторых странах Востока и в настоящее время сохранилась форма собственности, которая называется «вакуф». Это неотчужденная и освобожденная от налогов собственность, прибыль от которой поступает в пользу мусульманского духовенства. Как правило, вакуф утверждается пожертвованиями при религиозных учреждениях (мечеть, религиозная школа, погребение «святого», кладбище). Согласно мусульманскому праву (шариату) вакуф может состоять из недвижимой (дом, торговое помещение, баня, караван-сарай, ветряная мельница, сад, земля) и движимой собственности. Вакуф считается действительным, если имеется грамота (вакфунаме), составленная судьей-кади и заверенная его печатью. Вакуф может быть двух видов: основной, когда человек, вносящий пожертвование (вакиф), навсегда утрачивает право на эту собственность (пожертвование), и обычный, когда большая или меньшая часть прибыли от вакуфа отчуждается в пользу вакифа и его преемников.

В XIV — XV вв. система вакуфа была очень распространена. Эта собственность полностью освобождалась от налогов, и на нее не могла посягать светская власть. Землю, попадавшую в вакуф, нельзя было продать, заложить, подарить, кроме случаев, когда ликвидировались те религиозные организации, пользовавшиеся вакуфом.

Крупная феодальная собственность на землю в Османской империи сочеталась с системой небольших земельных наделов, к которым были «прикреплены» крестьяне (райя), не имевшие права перехода на другие земли без разрешения своего феодала. Устанавливался десятилетний срок розыска крестьян-беглецов. Феодальная рента взималась частично в пользу государства, частично в пользу землевладельца в смешанной форме (продуктами, деньгами, в виде принудительных работ и т. п.). Землевладельцы-мусульмане уплачивали десятину (ашар), а христиане — от 20 до 50% урожая (харадж). Немусульмане уплачивали еще и подушный налог (джизью), который со временем соединился с хараджем.

Во время завоевательных войн в Османской империи создавалась значительная армия пленных-рабов. Часть их использовалась как прислуга, другая — в сельском хозяйстве. Много рабов работали гребцами на военных галерах-каторгах (по-турецки — кадырга).

На то время Османская империя была типичным примером военно-феодальной деспотии. Султан имел неограниченную светскую и религиозную власть. Первым сановником султана был великий визирь. В XV в. появились также другие визири, которые вместе с великим визирем составляли высший совет — диван. Великий визирь во время походов имел право выдавать указы (фирманы) от имени султана, назначать сановников и раздавать военные лены. Другой важный сановник — дефтердар — заведовал сбором налогов и финансами, нипианджи-баши готовил указы от имени султана и чеканил на них специальный шифр с монограммой государя. Большую государственную печать имел право прикладывать только великий визирь. Однако какой бы сильной ни была власть визиря, его в любое время мог подвергнуть наказанию султан, что часто и случалось.

Вся территория Османской империи была разделена на округа. Ими управляли санджак-беи, которые также командовали местным феодальным ополчением. Османское войско состояло из трех основных частей: конного феодального ополчения, собственно конников (акинджи) и корпуса регулярной пехоты (янычар).

Конники (акинджи) за несение воинской службы не получали земельных наделов (ленов). Им доставалась только часть военной добычи, поэтому они и отличались особой злобой грабителей.

Корпус янычар возник в XIV в. Сначала их ряды обновлялись за счет плененных юношей, а с XV в. янычарские войска формировались во время принудительных наборов, проводившихся раз в пять лет из населения, которое исповедовало христианскую религию. При этом отбирались самые закаленные, физически развитые мальчики и неженатые юноши. Все янычары воспитывались в духе мусульманского фанатизма и считались дервишами ордена бекташиев; почти до XVI в. им запрещалось вступать в брак. Янычары делились на роты, питались из общего котла, считавшегося символом их войска. Эти воины пользовались рядом привилегий и получали щедрые подарки, а янычарские командиры часто назначались на высшие воинские и административные должности.

Так сложилась османская военно-ленная система, которая в значительной мере способствовала победам турецкой армии в военных походах. Формально эта система просуществовала почти до 1834 г., когда была ликвидирована окончательно.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42