Рентная плата

Налоговая отчетность: сбор за специальное использование воды

В соответствии с п. 323.1 ст. 323 раздела ХVI Налогового кодекса плательщиками сбора за специальное использование воды являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Водопользователи самостоятельно исчисляют сбор за специальное использование воды и сбор за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики и рыбоводства ежеквартально нарастающим итогом с начала года, а за специальное использование воды для нужд водного транспорта — начиная с первого полугодия текущего года, в котором было осуществлено такое использование.

Сбор исчисляется исходя из фактических объемов использованной воды (подземной, поверхностной, полученной от других водопользователей) водных объектов с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения, установленных в разрешении на специальное водопользование, лимитов использования воды, ставок сбора и коэффициентов.

За объемы воды, переданной водопользователем-поставщиком другим водопользователям без заключения с последними договора на поставку воды, сбор исчисляется и уплачивается таким водопользователем-поставщиком.

Водопользователи, использующие воду из смешанного источника, исчисляют сбор с учетом объемов воды в том соотношении, в котором формируется такой смешанный источник, что указывается в разрешениях и договорах на поставку воды, с учетом потерь воды в их системах водоснабжения, ставок сбора и коэффициентов.

Водопользователи, использующие воду из каналов, исчисляют сбор исходя из фактических объемов использованной воды с учетом потерь воды в их системах водоснабжения, установленных лимитов использования воды, ставок сбора, установленных для водного объекта, из которого забирается вода в канал, и коэффициентов.

Сбор за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики исчисляется исходя из фактических объемов воды, пропущенной через турбины гидроэлектростанций, и ставки сбора.

При условии эксплуатации водных путей грузовыми самоходными и несамоходными судами сбор за специальное использование воды для нужд водного транспорта исчисляется исходя из фактических данных учета тоннаж-суток и ставки сбора, а пассажирскими судами — исходя из места-суток и ставки сбора.

Взимание сбора за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства не освобождает водопользователей от уплаты сбора за специальное использование воды.

Сбор за специальное использование воды для нужд рыбоводства исчисляется исходя из фактических объемов воды, необходимой для пополнения водных объектов при разведении рыбы и других водных живых ресурсов (в том числе для пополнения, связанного с потерями воды на фильтрацию и выпарывание), и ставок сбора.

Водопользователи, применяющие для нужд охлаждения оборудования возвратную систему водоснабжения, исчисляют сбор исходя из фактических объемов воды, использованной на подпитку возвратной системы. За все другие объемы фактически использованной воды сбор исчисляют на общих основаниях.

Объем фактически использованной воды исчисляется водопользователями самостоятельно на основании данных первичного учета согласно показаниям измерительных приборов.

При отсутствии измерительных приборов объем фактически использованной воды определяется водопользователем по технологическим данным (продолжительность работы агрегатов, объем произведенной продукции или предоставленных услуг, расходы электроэнергии, пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и т.п.). При отсутствии измерительных приборов, если возможность их установления существует, сбор уплачивается в двукратном размере.

Объем фактически использованной воды на государственных системах в оросительном земледелии определяют органы водного хозяйства.

Органы, выдающие разрешения на специальное водопользование, ежегодно до 20 января представляют в органы государственной налоговой службы и водного хозяйства информацию о водопользователях, которым выданы такие разрешения.

Водопользователи, которым выданы разрешения на специальное водопользование и которые осуществляют поставку воды другим водопользователям, ежегодно до 20 января представляют в органы государственной налоговой службы и водного хозяйства перечень водопользователей-абонентов.

При изменении условий водопользования, выдачи в течение года новых разрешений на специальное водопользование, заключении договоров на поставку воды водопользователи, получившие переоформленные разрешения на специальное водопользование, договоры на поставку воды, обязаны в течение 10 дней сообщить об этом в органы государственной налоговой службы и водного хозяйства.

В случае если водопользователи, полностью содержащиеся за счет средств государственного и местных бюджетов, используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, сбор исчисляется на общих основаниях из всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения.

При превышении водопользователями установленного годового лимита использования воды сбор исчисляется и уплачивается в пятикратном размере исходя из фактических объемов использованной воды сверх установленного лимита использования воды, ставок сбора и коэффициентов.

За сверхлимитное использование воды сбор исчисляется по каждому источнику водоснабжения отдельно согласно установленным ставкам сбора и коэффициентам.

При отсутствии у водопользователя разрешения на специальное водопользование с установленными в нем лимитами использования воды сбор взимается за весь объем использованной воды, подлежащий оплате как за сверхлимитное использование.

Базовый налоговый (отчетный) период для сбора за специальное использование воды равен календарному кварталу.

Плательщики сбора исчисляют сумму сбора нарастающим итогом с начала года и составляют налоговые декларации по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 Кодекса.

Приказом № 1009 утверждены формы налоговых деклараций сбора:

за специальное использование поверхностных и подземных вод; за специальное использование поверхностной воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водоснабжения; за специальное использование поверхностных и подземных вод жилищно-коммунальными предприятиями; за специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков; за специальное использование поверхностных и подземных вод для нужд рыбоводства; за специальное использование карьерной, шахтной, дренажной воды;

за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики;

за специальное использование поверхностных вод для нужд водного транспорта (кроме стояночных и служебно-вспомогательных судов).

Налоговые декларации сбора представляются плательщиками сбора в органы государственной налоговой службы в сроки, определенные для квартального налогового (отчетного) периода, по месту налоговой регистрации, то есть в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (пп. 49.18.2 п. 49.18 ст. 49 Налогового кодекса).

Таким образом, предельным сроком представления налоговой декларации сбора за ІV квартал 2011 г. является 09.02.2012 г., за I квартал 2012 г. — 10.05.2012 г., за II квартал текущего года — 09.08.2012 г., за Ш квартал текущего года — 09.11.2012 г., за ІV квартал 2012 г. — 11 февраля 2013 г.

Налоговая декларация за специальное использование воды для нужд водного транспорта за I квартал не представляется.

Филиалы, отделения, другие обособленные подразделения водопользователя, которые имеют банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, составляют отдельный баланс, представляют налоговые декларации и уплачивают сбор по своему месту налоговой регистрации.

Если в состав водопользователя входят структурные подразделения, которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, не составляют отдельный баланс, то декларации сбора представляются и сбор вносится водопользователем, в состав которого входят такие структурные подразделения, по месту нахождения водных объектов и по ставкам сбора, установленным для этих водных объектов.

Плательщики сбора представляют одновременно с налоговыми декларациями в органы государственной налоговой службы копии разрешения на специальное водопользование, договора на поставку воды и статистической отчетности об использовании воды по форме № 2-ТП (водгосп).