Юридическая практика
Тема: НДС

Поставка товаров, изготовленных непосредственно предприятием общественной организации инвалидов, — одно из условий применения льготы по НДС

Суть дела. При проведении проверки налоговым органом установлено завышение предприятием «Д» общественной организации инвалидов заявленной суммы бюджетного возмещения НДС в связи с поставкой товара (цемента), не изготовленного им непосредственно.

Предприятие «Д» не соглашается с позицией органа ГНС, поскольку считает что, выводы, изложенные в акте проверки, являются неправомерными и не соответствующими требованиям действующего законодательства.

Решение суда. Апелляционный административный суд (далее — ААС), удовлетворяя апелляционную жалобу ГНИ, отметил следующее.

Окружным административным судом (далее — ОАС) установлено, что ГНИ проведена документальная внеплановая выездная проверка предприятия «Д» по вопросам начисления сумм бюджетного возмещения НДС на расчетный счет плательщика за октябрь 2011 г. По результату проверки составлен акт, согласно которому установлены следующие нарушения: п. 8 подраздела 2 Переходных положений и п. 187.1 ст. 187 Налогового кодекса — предприятием завышено отрицательное значение разности между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита текущего отчетного (налогового) периода; нарушение пп. «а» п. 200.4 ст. 200 этого Кодекса и п. 4.6 «Раздел III «Расчеты с бюджетом за отчетный период»» раздела V Порядка № 41 — предприятием завышена заявленная сумма бюджетного возмещения НДС в октябре 2011 г. за сентябрь 2011 г.

На основании указанного акта проверки ГНИ вынесены налоговые уведомления-решения, которыми уменьшена сумма бюджетного возмещения НДС и применена штрафная санкция (форма «В1»); уменьшен размер отрицательного значения суммы НДС (форма «В4»).

В соответствии с частью первой ст. 141 Закона № 875 предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право на льготы по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) согласно законам Украины по вопросам налогообложения. Применять указанные льготы такие предприятия и организации имеют право при наличии разрешения на право пользования льготами по налогообложению, которое предоставляется на квартал, полугодие, три квартала, год межведомственной Комиссией по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов (далее — Комисия).

Согласно п. 8 подраздела 2 Переходных положений Налогового кодекса на период до 01.01.2015 г. по нулевой ставке облагается НДС поставка товаров (кроме подакцизных товаров) и услуг (кроме услуг, предоставляемых при проведении лотерей и развлекательных игр, а также услуг по поставке подакцизных товаров, полученных в рамках договоров комиссии (консигнации), поручительства, поручения, доверительного управления, других гражданско-правовых договоров, уполномочивающих такого плательщика налога осуществлять поставку товаров от имени и по поручению другого лица без передачи права собственности на такие товары), которые непосредственно изготовляются предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов, основанными общественными организациями инвалидов и являющимися их собственностью, где количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет в течение предыдущего отчетного периода не менее 50% среднеучетного количества штатных работников, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25% суммы общих расходов на оплату труда, включаемых в состав расходов производства.

Абзацем третьим п. 8 подраздела 2 Переходных положений Налогового кодекса определено, что указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии регистрации в соответствующем органе ГНС, осуществляемой на основании представления положительного решения Комиссии и соответствующего заявления плательщика налога о желании получить такую льготу согласно Закону № 875.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, предприятие «Д» относится к предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов, которым за проверяемый период соблюдены требования относительно количества работающих инвалидов — 50% общего количества работающих и фонда оплаты труда таких инвалидов, превышающего 25% суммы общих расходов предприятия на оплату труда.

Истцом было получено разрешение Комиссии на применение льготы на период с 01.04.2011 г. по 01.04.2012 г.

Как установлено ОАС, истец закупал насыпной цемент у ОАО «П». Закупленный цемент вагонами доставлялся на предприятие «Д», где осуществлялся технологический процесс по улучшению качества продукции, восстановлению ее свойств и фасования.

В соответствии с абзацем вторым п. 8 подраздела 2 Переходных положений Налогового кодекса непосредственным считается изготовление товаров/услуг, вследствие которого сумма расходов, понесенных на переработку (обработку, другие виды преобразования) сырья, комплектующих, составных частей, других покупных товаров, используемых в изготовлении таких товаров, составляет не меньше 8% продажной цены таких изготовленных товаров.

Согласно пп. 195.1.3 п. 195.1 ст. 195 этого Кодекса к работам с движимым имуществом относятся работы по переработке товаров, которые могут включать собственно переработку (обработку) товаров — монтаж, сборку, монтирование и наладку, в результате чего создаются другие товары, в том числе поставку услуг по переработке давальческого сырья, а также модернизацию и ремонт товаров, который предусматривает проведение комплекса операций с частичным или полным восстановлением производственного ресурса объекта (или его составных частей), определенного нормативно-технической документацией, в результате выполнения которого предусматривается улучшение состояния такого объекта.

Таким образом, непосредственным изготовлением товаров является осуществление переработки (обработки) сырья, вследствие чего создаются другие товары.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцом осуществлялось улучшение качества и фасование цемента в бумажные мешки. Однако указанная деятельность не может считаться переработкой товара в понимании п. 8 подраздела 2 Переходных положений Налогового кодекса, поскольку в результате такой деятельности новые товары не создаются.

Фасованный цемент по своей форме, физическим и химическим свойствам является тем же товаром, что и насыпной цемент, который закупался истцом у ОАО «П», то есть не является новым товаром.

Учитывая изложенное, коллегия судей считает, что истцом не соблюдено одно из условий осуществления обложения НДС по нулевой ставке, определенных п. 8 подраздела 2 Переходных положений Налогового кодекса, а именно: осуществление непосредственного изготовления товаров/услуг.

Таким образом, налоговым органом было правомерно осуществлено доначисление истцу НДС по ставке 20%.

Учитывая указанное, ААС в удовлетворении иска отказано полностью.


Марьяна КУЦ,
начальник отдела экспертизы проектов нормативно-правовых
актов, визирования разъяснений Юридического управления
Департамента правовой работы ГНС Украины

Вера СЕМИКОПЕНКО,
главный государственный налоговый инспектор

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42