Другие налоги
Тема: Международный опыт

Конституционный долг граждан по уплате налогов: опыт Украины и зарубежных государств

Конституция как основоположный источник налогового права содержит правовые принципы, определяющие нормативное регулирование центральных и местных налогов и являющиеся базовыми для процессуального налогового законодательства; устанавливает правовые основы налоговой деятельности государства и компетенцию центральных и местных органов в сфере налоговых отношений. В налоговом праве главное место занимают принципы-нормы, закрепленные в Конституции, законах, в некоторых нормативных актах исключительно налогового характера. Принципы играют роль ориентиров в формировании налогового права. Они являются основными и обоснованно выделяются из всей системы правовых принципов с точки зрения не только формы нормативного выражения, но и содержания этих принципов, влияющих на развитие финансового права в целом.


Принципы налогового права

В системе налогового права Украины принцип верховенства права — основоположный для налоговой системы — обеспечивает действие налогового права на всей территории государства.

Принципы налогового права:

  • всеобщность налогообложения — каждое лицо обязано уплачивать налоги, установленные Налоговым кодексом Украины, законами по вопросам таможенного дела, налогов и сборов. Этот принцип находит свое выражение в ст. 67 раздела второго Конституции Украины: «Каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных Законом»;
  • принцип справедливого налогообложения означает единые правовые условия взимания налогов и единые требования к налоговым законам. Налогообложение для каждого вида налога должно быть одинаковым на всей территории государства. На основании этого принципа формируется единая налоговая система государства;
  • налог может устанавливаться, изменяться или отменяться только путем принятия закона. Этот принцип прямо связан с принципом неприкосновенности частной собственности и принципом свободы личности, поскольку налогообложение — это отчуждение частной собственности лица, что в демократическом обществе может осуществляться только по согласию лица, выраженному в данном случае через представительство его интересов в парламенте.

В Конституции Украины прямо указано на законодательную форму установления налога, в частности в п. 1 части второй ст. 92 указано, что только законами Украины устанавливаются система налогообложения, налоги и сборы.

В тесной связи с принципом законодательной формы установления или изменения налога находится другой правовой принцип: право делегировать определенные законодательные полномочия исполнительной власти. Поскольку делегирование полномочий законодательной власти осуществляется путем принятия парламентом закона, то это правило не должно восприниматься как нарушение данного принципа налогового права, если, конечно, Конституция не содержит прямого запрета на делегирование полномочий в налоговой сфере.

Конституция Украины такого прямого запрета не содержит, как это предусмотрено, например, в части первой главы VII Конституции Швеции или части четвертой ст. 78 Конституции Греции.

Конституционный долг

Конституционный долг — такой же необходимый и важный элемент конституционного статуса лица, как и основные права и свободы.

Одной из конституционных обязанностей граждан Украины является обязанность каждого уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом, а также ежегодно представлять в налоговые инспекции по месту жительства декларации о своем имущественном положении и доходах за прошедший год в порядке, установленном законом (ст. 67 Конституции Украины).

Стабильность бюджетной системы нашего государства обеспечивают именно налогоплательщики, и большинство из них осознает важность декларирования доходов как выполнение своей обязанности по уплате налогов перед государством и обществом.

Наполнение госбюджета, реализация задач и функций государства непосредственно зависят от эффективного выполнения всеми субъектами налогового права налоговой обязанности. Роль органов ГНС Украины в данном процессе является ключевой, поскольку на них нормами действующего законодательства возложена обязанность осуществлять контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (других обязательных платежей).

Реализация указанного контроля направлена прежде всего на создание для налогоплательщика условий для добровольного выполнения конституционного долга по уплате соответствующих сумм в бюджет и уменьшению случаев применения мер принуждения. Поэтому одна из главных задач налоговиков в процессе декларирования — оперативное предоставление гражданам комплекса информационных и консультационных услуг.

Через налоги — к эффективному ведению хозяйства в стране

В Налоговом кодексе Украины определены принципы построения системы налогообложения в Украине, виды налогов, сборов и других обязательных платежей, направления их зачисления и использования, перечень налогоплательщиков и объектов налогообложения, ответственность за нарушение налогового законодательства и т. п.

Налоговая система — это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующих в установленном законом порядке. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, которая является исключительным правом государства, проводящего ее исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также ответственность, являющуюся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства.

Сегодня в Налоговом кодексе понятие налогового законодательства отражено следующим образом: согласно ст. 3 налоговое законодательство Украины состоит из Конституции Украины, Налогового кодекса Украины, Таможенного кодекса Украины и других законов по вопросам таможенного дела в части регулирования правоотношений, возникших в связи с налогообложением ввозной или вывозной пошлиной операций по перемещению товаров через таможенную границу Украины; действующих международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины и которыми регулируются вопросы налогообложения; нормативно-правовых актов, принятых на основании и во исполнение этого Налогового кодекса и законов по вопросам таможенного дела; решений Верховной Рады АР Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным Налоговым кодексом.

Проблемы развития налогового законодательства

Налоги — это одна из форм выравнивания доходов юридических и физических лиц с целью достижения социальной справедливости и экономического развития. Поэтому теоретики и практики работают над тем, чтобы создать такую налоговую систему, которая бы обеспечила оптимальную конкурентную среду для бизнеса и одновременно была эффективным фискальным инструментом.

Такое широкое понимание налогового законодательства не в полной мере соответствует требованиям Конституции Украины, согласно которым «исключительно законами Украины устанавливаются система налогообложения, налоги и сборы». Сегодня законодатель не соблюдает этого требования и, например, относит регулирование отдельных элементов общегосударственных сборов (ставок, сроков уплаты, льгот) к компетенции Кабинета Министров Украины.

Важной проблемой развития налогового законодательства является приведение его в соответствие с Конституцией Украины. Противоречивое законодательство вызывает осложнение налоговых процедур и правил, приводит к нарушению баланса прав и ответственности между налогоплательщиками и налоговыми органами. Громоздкость (свыше 1030 нормативно-правовых актов) и пестрота налогового законодательства — законы, указы Президента, декреты и постановления Кабинета Министров Украины, многочисленные положения, инструкции, письма, разъяснения — обусловливают несогласованность и противоречивость отдельных документов.

Выступая формой реализации налогово-правовых норм, налоговое законодательство содержит довольно широкий круг нормативных актов, регулирующих отношения налогообложения. Основу налогового законодательства составляют законы и наиболее важные подзаконные акты (в большинстве случаев — приравненные к законам. Такими в свое время были декреты Кабинета Министров Украины 1992 — 1993 гг.). Другими словами, это нормативные акты, устанавливающие основные права и обязанности участников налоговых отношений, целостный правовой механизм взимания отдельного налога или сбора. Ситуация изменилась с принятием Налогового кодекса Украины. Этот кодифицированный акт состоит из норм, охватывающих регулирование всех самых важных отношений в сфере налогообложения.

Отметим, в Конституции Украины не используется термин «юридическое лицо». Заслуживает критики и то обстоятельство, что в Конституции Украины отсутствует норма, провозглашающая равенство прав и обязанностей физических и юридических лиц. Для сравнения: в ст. 45 Конституции Грузии определено: «Указанные в Конституции основные права и свободы человека с учетом их содержания распространяются также на юридических лиц». Однако это не означает, что действие основных принципов налогообложения распространяется только на физических лиц — налогоплательщиков. Анализ норм Конституции Украины дает право сделать вывод: конституционные права человека и гражданина, закрепленные в ст. 67 Основного Закона государства, распространяются на юридических лиц настолько, насколько это право по юридической природе может к ним применяться.

Учитывая опыт стран с развитой экономикой, которые тоже большей частью путем проб и ошибок внедряли налоговое законодательство на своих территориях, наше государство, в частности, требует нетрадиционного подхода к кодификации имеющейся налоговой системы. Результатом такого подхода может быть, с одной стороны, стабилизация основ налогообложения, закладка оснований целостной налоговой базы, с другой — создание благоприятных условий для усовершенствования механизма начисления и администрирования налогов.

Иностранные системы налогообложения

Важной характеристикой современных налоговых систем развитых стран является их структура соотношения прямых и косвенных налогов.

Так, в США, Японии, Канаде, Великобритании преобладают прямые налоги, во Франции — косвенные (56,6% — налоги на потребление, акцизы, взносы предпринимателей в фонд социального страхования). Германия, Италия имеют достаточно уравновешенную структуру налогов (доля косвенных налогов в Германии — 42,2%, в Италии — 48,9%).

Иностранные системы прямого налогообложения доходов физических лиц имеют уже достаточно апробированную временем практику становления и развития на базе глубокого осознания каждым налогоплательщиком своего конституционного долга — уплаты налогов.

Сущность категории «налог» имеет неоднозначное трактование в разных странах: в Германии — это поддержка, которую граждане предоставляют государству; в Великобритании — это обязанность перед государством; в США налог понимают как таксу; во Франции — как обязательную плату.

В иностранных государствах предоставлены достаточно широкие права в сфере налоговой юрисдикции органам местного самоуправления. В таких странах Европы, как Болгария, Кипр, Эстония, Греция, Латвия, Норвегия, Румыния, личный подоходный налог относится к местным налогам, а в Бельгии, Дании, Финляндии, Швеции и Швейцарии органы местного самоуправления самостоятельно определяют ставки, по которым будут облагаться налогами доходы граждан.

Достаточно интересной является практика взимания налогов в Китайской Народной Республике. Государство предоставляет право налоговым агентам компенсировать расходы на обеспечение уплаты налога в размере 2% суммы удержанного налога. В Австралии налоговые обязательства и сумма налога, подлежащего возврату, определяются при помощи информационных технологий. Обычный плательщик налога может воспользоваться через сеть Интернет так называемым tax calculator — налоговым калькулятором, работа которого построена по принципу алгоритма. После введения суммы полученного дохода и параметров, характерных для плательщика налога (льготы, скидки, расходы), программа самостоятельно исчисляет необходимые фискальные показатели.

Налоги на наследство как одна из составляющих подоходного налогообложения в развитых странах мира не играет значительной роли, если рассматривать их с точки зрения эффективного фискального инструмента. В некоторых странах, таких как Италия, Люксембург, Австралия, Канада и Новая Зеландия, наследство вообще не рассматривается как объект, с которого уплачивается налог.

Во всем мире в системе налоговых отношений важное место занимает показатель «предельный доход» — минимальный размер полученного дохода, с которого начинает уплачиваться налог. В развитых странах система подоходного налогообложения строится таким образом, что показатель «предельный доход» зависит от количества детей, семейного положения плательщика и образа налогообложения — по единой или раздельной системе.

В таких странах, как Ирландия, Корея, Мексика, Турция, средневзвешенная величина предельного дохода (не облагаемого налогом минимума), с которого начинает уплачиваться налог на доходы физических лиц, составляет 30% средней заработной платы в производственном секторе.

Иностранные системы налогообложения направлены на формирование конечного дохода домохозяйств таким образом, чтобы каждое физическое лицо имело в пользовании после налогообложения доход, достаточный для финансирования всех необходимых расходов на удовлетворение своих нужд.

Одна из наиболее развитых систем индивидуального подоходного налога с широкой системой налоговых вычетов действует в Нидерландах. В этой стране существует пять видов налоговых отчислений, которые зависят от возраста, количества детей, дохода родителей и отличаются суммой, на которую разрешено уменьшать налогооблагаемый доход.

Следовательно, реализация на практике иностранного опыта имеет целью способствовать скорейшему переходу к новой постоянной и действенной системе налогообложения, которая будет основываться на всестороннем объединении наилучших передовых методов и заимствованных положительных элементов по опыту налоговых систем зарубежных стран, что должно привести к усилению социальной составляющей системы налогообложения.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42