Бухоблік

C нового года — на международные стандарты финансовой отчетности

Приказом № 1591 внесены изменения во все Положения (стандарты) бухгалтерского учета (далее — ПБУ), План счетов и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом № 291. Большинство изменений вызвано тем, что начиная с отчетных периодов 2012 г. определенные группы предприятий должны составлять финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (далее — МСФО).

В этой статье рассмотрим такие изменения, прежде всего, кого именно они касаются.

Кого касаются изменения по составлению МСФО?

Согласно ст. 1 Закона о бухучете МСФО — это принятые Советом по международным стандартам бухгалтерского учета документы, которыми определен порядок составления финансовой отчетности. Вместе с тем в соответствии со ст. 121 этого Закона для составления финансовой отчетности применяются МСФО, если они не противоречат указанному Закону и официально обнародованы на веб-сайте Минфина Украины.

Следовательно, для составления финансовой отчетности применяются МСФО, обнародованные на сайте Минфина Украины (www.minfin.gov.ua).

Отдельные аспекты применения МСФО в первые отчетные периоды определяет МСФО 1 — «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности». Об этом речь идет в письме о применении МСФО, в котором также определены другие специфические переходные особенности.

Кто должен отчитываться по МСФО начиная с отчетных периодов 2012 г.?

Согласно изменениям, внесенным Законом № 3332 в Закон о бухучете (п. 12.2 ст. 121), составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам публичные акционерные общества, банки, страховщики, а также предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.

Также п. 2 Порядка № 419 определено, что финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность составляются по международным стандартам финансовой отчетности публичными акционерными обществами, банками, страховщиками начиная с 01.01.2012 г., а также предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность по следующим видам:

  • денежное (кроме банков) и финансовое посредничество — начиная с 01.01.2013 г.;
  • негосударственное пенсионное обеспечение — начиная с 01.01.2013 г.;
  • вспомогательные услуги в сфере финансового посредничества и страхования — начиная с 01.01.2014 г.

Следовательно, последние также будут составлять отчетность по МСФО, но по налоговым периодам 2013 (2014) гг.

К тому же согласно п. 12.3 ст. 121 Закона о бухучете предприятия, кроме указанных выше, самостоятельно определяют целесообразность применения МСФО для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности. То же указано и в п. 8.5 ст. 8 этого Закона.

Таким образом, любое предприятие может самостоятельно перейти на составление отчетности по МСФО.

Как предприятию перейти на составление финансовой отчетности по МСФО по собственному желанию?

Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с  законодательством и учредительными документами (п. 8.2 ст. 8 Закона о бухучете).

Например, если в учредительных документах указано, что вопрос организации бухгалтерского учета должен решать руководитель предприятия, то издается соответствующий приказ об организации бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности. В приказе будет указано о переходе на составление финансовой отчетности по МСФО, определении элементов новой учетной политики и т. п.

С какой даты вступают в силу приказ № 1591 и внесенные им изменения?

Приказ № 1591 (согласно п. 6) вступает в силу со дня его официального опубликования. Он опубликован в бюллетене «Офіційний вісник України» от 10.01.2012 г. № 102.

Таким образом, начиная с отчетности за I квартал 2012 г., следует учитывать изменения.

Основные изменения к ПБУ

Согласно внесенным изменениям нормы ПБУ уже не применяются предприятиями, составляющими финансовую отчетность по МСФО.

Для составления отчетности они должны пользоваться МСФО, но это не касается непосредственно форм финансовой отчетности, являющихся приложениями соответствующих ПБУ:

  • Баланса (форма № 1);
  • Отчета о финансовых результатах (форма № 2);
  • Отчета о движении денежных средств (форма № 3);
  • Отчета о собственном капитале (форма № 4).

Предприятия, отчитывающиеся по МСФО, должны применять эти формы, но сами формы также были несколько изменены.

В шапках приведенных форм появился новый реквизит, в котором следует указывать, по каким стандартам они составлялись — по ПБУ или МСФО.

В шапке формы Баланса — также новый реквизит «Среднее количество работников». В сноске к этому реквизиту указано, что такое количество определяется в порядке, установленном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере статистики. В настоящее время среднее количество работников определяется в порядке, определенном Инструкцией № 286.

Напомним, раньше среднее количество работников указывалось в форме № 5 один раз в год во время ее представления. Теперь будем отмечать в Балансе четыре раза в год (в форме № 5 среднее количество работников уже не указывается).

Согласно п. 3 приказа № 1591 приказ № 302 дополнен новым п. 7. Теперь форма № 5 «Примітки до річної фінансової звітності» не применяется банками; бюджетными учреждениями; представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности; субъектами малого предпринимательства, признанными таковыми в соответствии с законодательством; предприятиями, составляющими в соответствии с законодательством финансовую отчетность по МСФО.

Таким образом, предприятия, которые будут составлять отчетность по МСФО, уже не представляют форму № 5, содержавшую информацию о движении необоротных активов по видам: остаток, поступление, выбытие, переоценка и т. д.; движении обеспечений и резервов; переоценке запасов; использовании амортизационных отчислений и т. д. Но это не означает, что такие предприятия не должны предоставлять в составе финансовой отчетности информацию, содержавшуюся в форме № 5. Аналогичная информация приводится в примечаниях к финансовой отчетности, составленной по МСФО.

План счетов и Инструкция по его применению

План счетов изложен в новой редакции. Такой план применяется всеми предприятиями, организациями и другими юридическими лицами (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и видов деятельности, а также выделенных на отдельный баланс филиалов, отделений и других обособленных подразделений юридических лиц (далее — предприятия). То есть План счетов должен применяться в том числе предприятиями, составляющими отчетность по МСФО.

 В новом Плане счетов нет субсчетов. Он содержит исключительно синтетические счета (счета первого порядка). Как указано в преамбуле к этому Плану, субсчета к синтетическим счетам вводятся предприятиями самостоятельно исходя из нужд управления, контроля, анализа и отчетности. А предприятия, применяющие Инструкцию по применению Плана счетов, утвержденную приказом № 291, используют субсчета, определенные этой Инструкцией.

Кто применяет Инструкцию по применению Плана счетов?

В соответствии с внесенными изменениями все предприятия применяют План счетов, за исключением составляющих отчетность по МСФО. Следовательно, последние такую Инструкцию не применяют, а вводят субсчета самостоятельно, учитывая собственные нужды.

Благотворительная помощь

Согласно пп. 197.1.15 п. 197.1 ст. 197 Налогового кодекса освобождается от обложения НДС предоставление благотворительной помощи, в частности бесплатная поставка товаров/услуг благотворительным организациям, созданным и зарегистрированным в соответствии с законодательством, а также предоставление такой помощи благотворительными организациями получателям (субъектам) благотворительной помощи в соответствии с  законодательством о благотворительности и благотворительных организациях.

Если получателями благотворительной помощи являются юридические лица, то они должны соблюдать определенные правила бухгалтерского учета полученной помощи, установленные вышеуказанным подпунктом:

  • вести бухгалтерский и оперативный учет поступления, хранения, распределения и использования благотворительной помощи в виде товаров, работ, услуг, а также отчетность по установленной центральным органом исполнительной власти в сфере статистики форме, которую отправляют органам государственной налоговой службы;
  • для бухгалтерского учета операций, связанных с благотворительной помощью, пользоваться Планом счетов и Инструкцией о его применении, действующими в Украине;
  • самостоятельно определять порядок аналитического учета операций, связанных с благотворительной помощью, открывать соответствующие счета;
  • в годовой финансовой отчетности отражать: в бухгалтерском балансе — отдельно денежные средства (товары, работы, услуги), полученные в качестве благотворительной помощи; в отчете о прибылях и убытках — отдельно стоимостную величину полученной благотворительной помощи;
  • в приложении (комментарии) к годовому отчету делаются необходимые разъяснения об указанных показателях деятельности, связанной с благотворительной помощью.

О том же речь идет в Порядке № 1295.

В связи с необходимостью отдельного учета в отдельные ПБУ и Инструкцию по применению Плана счетов приказом № 1591 внесены соответствующие изменения.

Субсчет 483, который раньше назывался «Гуманитарная помощь», теперь имеет название «Благотворительная помощь». Именно на этом субсчете получатели помощи должны учитывать целевое финансирование в виде освобожденной от обложения НДС благотворительной помощи.

Приведем пример бухгалтерского учета благотворительной помощи.

Пример 1

Предприятие-получатель получило в виде благотворительной помощи товары на сумму 10 000 грн.

По состоянию на конец отчетного периода получателям благотворительной помощи розданы товары на сумму 6000 грн.

В бухгалтерском учете эта операция отражается следующим образом (табл. 1).

п/п

Содержание хозяйственной операции

 Бухгалтерский учет

Дт

Кт

 Сумма, грн.

1

Получена благотворительная помощь в виде товаров

28

483

10 000

2

Розданы товары

94

28

6000

3

Признан доход в связи с выполнением условий целевого финансирования

483

718

6000

 

Согласно данным примера 1 по состоянию на конец отчетного периода кредитовый остаток субсчета 483 составляет 4000 грн. (10 000 – 6000). В Балансе (форме № 1) вместе с другими суммами целевого финансирования он отражается в графе 4 «На конец отчетного периода» строки 420.

Однако теперь в соответствии с внесенными приказом № 1591 изменениями эта строка дополнена сноской «(2)»: «(2) Из строки 420 графа 4 Сумма благотворительной помощи (421) ___».

Поэтому остаток благотворительной помощи 4000 грн. мы должны отразить в соответствующем поле этой сноски. Только не в гривнях, а в тысячах гривен, без десятичных знаков после запятой (п. 6 ПБУ 2 «Баланс»):

«(2) Из строки 420 графа 4 Сумма благотворительной помощи (421) 4».

Аналогична ситуация с Отчетом о финансовых результатах (форма № 2). К строке 130 «Другие доходы» добавлена сноска «(1)»: «(1) Из строки 130 графа 3 Доход, связанный с благотворительной помощью (131) __».

Здесь мы покажем целевое финансирование на сумму признанного дохода. По данным примера 1 — 6000 грн. Правда, в Отчете, как и Балансе, отражаем в тысячах гривен без десятичных знаков — 6.

Купля-продажа иностранной валюты

Приказом № 1591 внесены изменения в ПБУ 15 «Доход», ПБУ 16 «Расходы», в Инструкцию по применению Плана счетов по операциям купли-продажи иностранной валюты.

Теперь при отражении в учете и финансовой отчетности операций по продаже иностранной валюты ее балансовая стоимость уже не признается доходом и расходами.

Причем на субсчете 711 «Доход от купли-продажи иностранной валюты» (раньше субсчет назывался «Доход от реализации иностранной валюты») обобщается информация о доходах от купли-продажи иностранной валюты, в частности положительная разность между ценой купли-продажи иностранной валюты и ее балансовой стоимостью.

А на субсчете 942 «Расходы на куплю-продажу иностранной валюты» (раньше субсчет назывался «Себестоимость реализованной валюты») обобщается информация о расходах на куплю-продажу иностранной валюты, в частности отрицательная разность между ценой купли-продажи иностранной валюты и ее балансовой стоимостью.

Кроме того, расходы, связанные с куплей-продажей валюты, относятся к административным расходам (счет 92). Это прежде всего различные комиссионные вознаграждения.

Пример 2

Предприятие продает 30 000 евро. Балансовая стоимость валюты до момента продажи составляет 308 941,59 грн. (по курсу Нацбанка Украины — 10,298 053 грн. за 1 евро).

На дату списания валюты курс Нацбанка Украины  — 10,207768 грн. за 1 евро. Соответственно, балансовая стоимость валюты — 306 233,04 грн. (10,207 768 х 30 000).

На дату продажи валюты курс Нацбанка Украины — 10,233 336 грн. за 1 евро. Соответственно, балансовая стоимость валюты — 307 000,08 грн. (10,233336 х 30 000).

Курс продажи валюты на МВРУ — 10,2825 грн. за 1 евро. Таким образом, валюта продана за 308 475,00 грн. (10,2825 х 30 000).

Комиссионное вознаграждение банка — 5000 грн.

В бухгалтерском учете эта операция отражается таким образом (табл. 2).

п/п

Содержание
хозяйственной операции

 Бухгалтерский
 учет

Дт

Кт

Сумма, грн.

1

 Отражено списание иностранной валюты для продажи

377

312

30 000 € / 308 941,59

2

Признаны потери от операционной курсовой разницы на дату списания (308 941,59 - 306 233,04)

945

377

2708,55

3

Поступила на счет сумма гривен, полученная от продажи (308 475 - 5000)

311

377

303 475

4

Отражено комиссионное вознаграждение банка

92

377

5000

5

Признан доход от операционной курсовой разницы на дату продажи (307 000,08 - 306 233,04)

377

714

767,04

6

Отражен доход между ценой продажи валюты и ее балансовой стоимостью (308 475 - 307 000,08)

377

711

1474,92

 

Другие изменения

Инструкция по применению Плана счетов дополнена новыми субсчетами:

364 «Расчеты по гарантийному обеспечению» — отражаются расчеты по гарантийному обеспечению, связанному с осуществлением операций с деривативами;

379 «Расчеты по операциям с деривативами» — ведется учет расчетов по операциям с деривативами. В конце месяца субсчет закрывается путем списания сальдо в корреспонденции со счетом других операционных доходов или других расходов операционной деятельности.

Счета 36 и 37 дополнены новой корреспонденцией: Дт 36 Кт 37.

Нормы ПБУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» могут применяться также юридическими лицами, находящимися на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности.

Внесены также другие уточняющие изменения и дополнения.

«Горячии линии»

Дата: 15 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00