Статьи

Украинский союз промышленников и предпринимателей в нынешнем году отметил 20-летний юбилей

— Анатолий Кириллович, уже полтора года бизнес работает в условиях действия Налогового кодекса Украины. Каковы последствия имплементации его норм — больше положительные или отрицательные? Возможно, надо было отсрочить вступление его в силу, как рекомендовали эксперты, бизнес и депутаты?

— Прежде всего положительным в принятии Кодекса является то, что впервые за всю историю независимой Украины мы в одном систематизированном законе объединили все законодательные акты, формирующие налоговую систему. Они были «разбросаны» по сотням нормативных документов, что создавало серьезные проблемы в отношениях между налогоплательщиками и государством. То есть имеем комплексный документ. Бесспорно, положительным является и то, что в Налоговом кодексе после довольно бурных дискуссий при поддержке Президента, после вето мы сохранили упрощенную систему налогообложения. Уверены, это очень важно, поскольку предпринимательство — не только серьезный полигон для создания новых рабочих мест, но и шанс сформировать в Украине мощный средний класс, являющийся основой демократии и необратимого современного развития государства. Кроме того, в условиях системных кризисных явлений благодаря среднему классу возникает возможность усилить политику в отношении самозанятости человека с точки зрения социальных последствий. Также положительным является выделение приоритетных отраслей экономики, хотя этот процесс и несовершенен. Такие отрасли, как судостроение, легкая промышленность, сфера энергосбережения получили соответствующие налоговые стимулы — освобождение от уплаты налога на прибыль. В Кодексе четко определена стратегия снижения фискальной нагрузки: ныне налог на прибыль составляет 21%, раньше — 25%, в дальнейшем уменьшится до 16%. Аналогично до 17% планируется снизить НДС. Положительным также является то, что в Кодексе сделан шаг к созданию равноправных условий в отношениях между плательщиком и государством.

— Но это, скорее всего, уже на этапе его усовершенствования...

— Да, в процессе внесения изменений. Вместе с тем мы считаем, что Налоговый кодекс не устранил ряд принципиальных проблем, отрицательно влияющих на бизнес и экономику, на развитие и модернизацию. Окончательно так и не решен вопрос учета. Остаются два метода — бухгалтерский и налоговый. Необходимо как можно быстрее перейти на международные стандарты бухгалтерского учета, чтобы не создавать проблемы налоговых разниц, вследствие которых возникает очень много спорных вопросов, в частности относительно увеличения фискальной нагрузки. Бизнес сегодня жалуется не столько на фискальное давление, которое постепенно уменьшается, сколько на непрозрачную и несовершенную систему администрирования.

Для парламента очевидным было то, что в отстрочке Кодекса не было необходимости. А в режиме реального времени мы постоянно работаем над усовершенствованием этого законодательного документа, диалога между государством и бизнесом. Такой диалог позволил нам ввести специальный законодательный пакет по предпринимательству, значительно улучшивший ситуацию. В нем учтены почти 70% предложений предпринимателей, отраслевых бизнес-ассоциаций. Еще остается нерешенным вопрос нагрузки на фонд оплаты труда, которая в два раза больше, чем в Европе, что, в свою очередь, усугубляет проблему выплаты заработной платы «в конвертах». Не решен и вопрос возмещения отрицательного сальдо НДС. Мы еще не вышли на выполнение в полном объеме всех обязательств государства перед налогоплательщиками. Механизм автоматического возмещения — это, бесспорно, положительное нововведение. Но необходимо помнить, что перед законом все должны быть равны.

— Возможно, следует пересмотреть критерии для автоматического возмещения НДС?  В последнее время парламент их расширяет, поэтому на получение НДС в оперативном режиме не могут претендовать предприятия, понесшие убытки.

— Как критерии, так и принципы автоматического возмещения должны быть временными. Критерии однозначно необходимо пересматривать, например относительно уровня зарплаты или удельного веса в структуре реализации экспортной продукции. То, что убыточные предприятия не могут претендовать на автоматическое возмещение НДС, тоже неправильно, потому что таким образом усугубляются проблемы того или иного предприятия. Потому этот вопрос следует решать адресно — либо убыточность возникла из-за плохого менеджмента, либо в связи с резким ухудшением конъюнктуры.

— Почему, по Вашему мнению, откладывается введение налога на недвижимость? Кто не готов: украинцы его уплачивать или налоговики — администрировать? Или поступления в казну будут незначительными, учитывая расходы на его взимание?

— Мы считаем, что предложенные нормы далеки от совершенства. Проблемы налогообложения недвижимости должны решаться на этапе подготовки предложений с очень глубоким социальным технико-экономическим обоснованием, опираясь на опыт других государств. Например, Германия в свое время ввела налог на недвижимость, однако в дальнейшем отказалась от него, потому что расходы на администрирование были больше, чем поступления. Поэтому этот вопрос еще не отработан. Следует четко понимать разницу между налогообложением недвижимости и налогом на роскошь. У нас предложено объединить эти понятия, а это может ударить по среднему классу, что недопустимо. К тому же еще не решена проблема офшорного капитала. И когда называют сумму поступлений в размере 400 — 500 млн. грн., это вызывает отрицательную реакцию. Такой вопрос должен обсуждаться в рамках поиска социального консенсуса, чтобы люди с высокими доходами понимали, что увеличение дистанции между ними и бедными может привести к возникновению классической  революционной ситуации.

— Каким должен быть налог на богатство? Как сохранить принцип социальной справедливости?

— Такой налог должен быть. И, несомненно, он будет. Но каким, зависит от подхода. Например, в отношении налогообложения доходов физических лиц однозначно должна быть дифференцированная шкала. В отношении предметов роскоши — продуманная политика: будет это осуществляться через акцизы или целевые надбавки. И главное, чтобы это было связано с возможностью администрирования налога и анализом последствий. Не следует привязываться к параметру квадратных метров. Во всем мире учитывается рыночная стоимость.

— Не забудут ли об этом вопросе после выборов?

— Нет, потому что у нас существует проблема большой дистанции между доходами богатых и бедных. В самом большом капитализированном государстве мира США — в 5 — 7 раз. У нас — в десятки раз. Это проблема, которая обостряется. Она создает социальное напряжение и недоверие людей к власти.

— Ныне актуально обсуждение Концептуальных изменений налоговой системы, предложенных налоговой службой. Вы как народный депутат и президент УСПП готовы ее поддержать?

— Мы готовы поддержать стремление налоговой усовершенствовать налоговую систему. Такая инициатива вызывает у нас положительные отклики. Очень важно, что в основе этих инициатив — попытки сократить теневой сектор, снизить нагрузку на фонд оплаты труда. Задекларированы серьезные попытки навести порядок в системе НДС за счет снижения ставки налогов на внутреннем рынке. Чем меньше ставка, тем меньше соблазн заниматься злоупотреблениями на этом рынке. И достойным поддержки является стремление упростить администрирование. Хотя есть волнующие нас проблемы, например попытка одновременно ввести налог с оборота, что значительно усложнит администрирование. Для этого налога необходим дифференцированный подход, учитывая специфику каждой отрасли. Мы понимаем, что горно-металлургический комплекс отличается от авиастроения. Есть уже заключения Финансовой академии при Министерстве финансов Украины о необходимости введения как минимум семи коэффициентов к налогу с оборота. И это опять создаст поле для злоупотреблений и минимизации налоговых обязательств. Мы начали дискуссии по этому вопросу, которые будут продолжаться в течение месяца, и надеемся, что окончательное решение примет Кабинет Министров Украины. Важно, чтобы это было расширенное заседание правительства, на которое кроме авторов инициатив будут приглашены эксперты, представители бизнес-ассоциаций, для минимизации все рисков.

— Эксперты УСПП, анализируя Концептуальные изменения, отмечают, что предложенные нормы, наоборот, увеличат нагрузку. За счет чего — налога с оборота, 3-процентного сбора с покупки безналичной валюты или сокращения льгот?

— Нам необходимо определиться: идем мы путем снижения фискальной нагрузки с одновременной ликвидацией льгот или усиливаем нагрузку, но с сохранением приоритетных направлений, где вводятся благоприятные льготы и стимулы. Пока что позиция не ясна. Следует понимать разницу между льготой и стимулом. Когда мы стимулируем производство инновационной продукции или программы энергосбережения, то это не льгота, а стимул, чтобы сконцентрировать на важном направлении ресурсы, кадры. Поэтому необходимо очень ответственно относиться к этому. Если взять наукоемкие отрасли авиа— и судостроения, то они имеют продолжительный цикл производства продукции (от 2 до 5 лет) и не могут работать без доступа к долгосрочным кредитным ресурсам. В настоящее время такой доступ практически заблокирован — ставка составляет 20 — 25% годовых, а рентабельность — максимум 4 — 7%. И когда мы говорим о стимулах, то пытаемся помочь этим отраслям, осознавая необходимость усовершенствования денежно-кредитной системы. Если отменить льготы и ничего не сделать для усовершенствования валютно-курсовой и денежно-кредитной политики, то последствия будут отрицательными.

— Можно ли сегодня утверждать, что налоговая  из фискального ведомства уже преобразовалась в сервисную службу?

— Команда, работающая в налоговой службе под руководством Александра Клименко, внесла в налоговое ведомство свежую струю, и мы абсолютно поддерживаем ее стремление создать цивилизованные отношения между плательщиками и налоговой службой. УСПП поддерживает ГНС в вопросах введения налоговых каникул для малого бизнеса, электронного документооборота, чтобы минимизировать количество контактов между чиновником и плательщиком. Важно, что налоговики открыты для сотрудничества. У нас есть системное соглашение, создана специальная экспертная группа, которая регулярно проводит заседания. На таком высокопрофессиональном уровне решаются многие вопросы. Стараемся работать на опережение, чтобы не создавать проблем из-за принятия решений, которые дестабилизируют бизнес или ухудшают условия его работы. Доверие легко потерять, но потом сложно восстановить. Радует то, что в настоящее время налоговая служба делает все для того, чтобы постепенно это доверие вернуть.

20 лет — на защите интересов бизнеса

Украинский союз промышленников и предпринимателей в нынешнем году отметил 20-летний юбилей.

Специалисты факультета социологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко провели исследования среди менеджеров и руководителей предприятий. Большинство из них назвали Украинский союз промышленников и предпринимателей именно той инстанцией, в которую обратились бы за помощью в случае возникновения проблемы. Выбирать делового партнера они готовы среди тех, кого порекомендует Союз. Почти все выразили желание принимать участие в коммерческих проектах, осуществляемых под эгидой УСПП при участии других членов организации.

 Именно таким образом промышленно-предпринимательское общество выразило свое отношение к Украинскому союзу промышленников и предпринимателей, которому исполнилось 20 лет.

В начале 90-х годов прошлого века объединение деловых кругов в общественную организацию было обусловлено серьезными экономическими проблемами, унаследованными от предыдущей эпохи. Ныне УСПП — это разветвленная региональная, отраслевая и международная сеть, которая известна в мире и способна влиять на формирование экономической политики государства.

В течение 20 лет УСПП подготовил около 300 законодательных инициатив. Больше 30 были воплощены в соответствующих законах Украины. Работа над каждым из документов — это маленькая битва не только за содержание, но и за демократичность процесса его подготовки и принятия. В Союзе убеждены: государственная экономическая политика не может формироваться без широкой дискуссии с деловыми кругами. Таким было участие этой организации в разработке Налогового кодекса Украины — УСПП инициировал широкий формат обсуждения и включения в документ значительного количества предложений, требований отраслевых объединений хозяйственного комплекса. Ныне Союз продолжает осуществлять мониторинг действия отдельных норм, поддерживая налоговое реформирование.

Около 100 деловых ассоциаций и объединений вошли в Экономический совет при УСПП, чтобы вместе обсуждать наиболее важные экономические проблемы.

Для многих управленцев, общественных лидеров УСПП стал уникальной школой общественной и государственной работы, закаляющей их характеры, поддерживающей дух экономического патриотизма. Сотни менеджеров со всей страны, связавших свою судьбу с Украинским союзом промышленников и предпринимателей, готовы работать с ним в дальнейшем, и это является главным достоянием организации, празднующей ныне юбилей.


Беседовала Наталия МАНЬКО

 

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42