Юридическая практика
Тема: РРО. Наличное обращение

Рассмотрение жалоб налогоплательщиков о нарушении норм по регулированию обращения наличности

Жалоба 1. Суть дела. Проверкой установлено неоприходование в кассе ООО наличности, а именно: согласно квитанции учреждения банка на расчетный счет предприятия была внесена наличность. В платежной квитанции плательщиком и получателем платежа выступает указанное ООО. Проверкой установлено нарушение им требований п. 2.6 Положения № 637.

Пунктом 1.2 вышеуказанного Положения определено, что оприходование наличности — проведение предприятиями и предпринимателями учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге, книге учета доходов и расходов, книге учета расчетных операций. Пунктом 2.6 Положения предусмотрено, что вся наличность, поступающая в кассы, должна своевременно (в день ее получения) и в полной сумме оприходоваться. Оприходованием наличности в кассах предприятий, которые проводят наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги согласно требованиям главы 4 этого Положения, является ведение учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров. В случае проведения наличных расчетов с применением регистратора расчетных операций или использованием расчетной книжки оприходованием наличности является ведение учета указанной наличности в полной сумме ее фактических поступлений в книге учета расчетных операций на основании фискальных отчетных чеков регистратора расчетных операций (данных расчетной книжки). Все поступления и выдача наличности в национальной валюте предприятия отражают в кассовой книге. Записи в кассовой книге проводятся кассиром по операциям получения или выдачи наличности по каждому кассовому ордеру и расходной ведомости в день ее поступления или выдачи. При отсутствии движения наличности в кассе в течение рабочего дня записи в кассовой книге в этот день могут не проводиться (пункты 4.2 и 4.3 Положения № 637).

Пунктом 7.3 этого Положения определено, что ответственность за соблюдение порядка ведения операций с наличностью возлагается на предпринимателей, руководителей предприятий. Лица, виновные в нарушении порядка ведения операций с наличностью, привлекаются к ответственности в установленном законодательством Украины порядке. При выявлении нарушений порядка ведения операций с наличностью органы государственной налоговой службы Украины применяют к нарушителям штрафные санкции на основании представления органов контроля согласно законодательству Украины. Во время проверок осуществляется контроль за выполнением предприятием требований этого Положения, связанных с ведением кассовой книги и оформлением операций по приему и выдаче наличности с кассы, ведением соответствующих кассовых документов (п. 7.7 Положения № 637). Пунктами 7.12 и 7.14 этого Положения определено, что особое внимание во время проверки должно отводиться установлению полноты и своевременности оприходования в кассах наличных поступлений, полученных предприятием (за реализованную продукцию, проданные товары, выполненные работы, предоставленные услуги, внереализационные операции и т. п.). Банковские выписки (по суммам денежных средств, полученным из банка, и датам) и соответствующие записи в кассовой книге сверяются с данными приходных кассовых ордеров. При необходимости могут также сравниваться данные корешков денежных чеков с выписками банка. Во время проверок осуществляется контроль за выполнением предприятием требований Положения № 637, связанных с ведением кассовой книги и оформлением операций по приему и выдаче наличности с кассы, ведением соответствующих кассовых документов.

Статьей 1 Указа № 436/95 предусмотрено, что при нарушении юридическими лицами всех форм собственности, физическими лицами — гражданами Украины, иностранными гражданами и лицами без гражданства, являющимися субъектами предпринимательской деятельности, а также постоянными представительствами нерезидентов, через которые полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность, норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, устанавливаемых Нацбанком Украины, к ним применяются финансовые санкции в виде штрафа, в частности, за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности — в пятикратном размере неоприходованной суммы. ГНИ применила к ООО штрафные (финансовые) санкции в пятикратном размере неоприходованной суммы. По результатам рассмотрения жалобы решение ГНИ было оставлено без изменений, а жалобабез удовлетворения.

Жалоба 2. Суть дела. Директор ООО обращается с просьбой отменить решение об уплате примененных штрафных (финансовых) санкций, ссылаясь на то, что выданные под отчет на закупку сельскохозяйственной продукции денежные средства использовались в пределах 10 рабочих дней.

Проверкой установлено превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности. Так, работнику предприятие выдало под отчет наличность на общую сумму 48 000 грн., а именно: 19 мая 2010 г.14 000 грн., 2 июня 2010 г.20 000 грн. и 1 июля 2010 г.14 000 грн., за которые предоставлен отчет, соответственно, 21 мая, 4 июня и 3 июля 2010 г. Предприятие не доказало, что эти денежные средства на общую сумму 48 000 грн. выдавались под отчет на закупку сельскохозяйственной продукции, следовательно, им нарушен п. 2.11 Положения № 637.

Пунктом 2.11 этого Положения предусмотрено, что выдача наличности под отчет или на командировку (далее — под отчет) осуществляется согласно законодательству Украины. Выдача наличности под отчет на закупку сельскохозяйственной продукции и заготовку вторичного сырья кроме металлолома разрешается на срок не более 10 рабочих дней со дня выдачи наличности под отчет, а на все другие производственные (хозяйственные) нужды — на срок не более двух рабочих дней, включая день получения наличности под отчет. Если подотчетному лицу одновременно выдана наличность как на командировку, так и для решения в этой командировке производственных (хозяйственных) вопросов (в том числе для закупки сельскохозяйственной продукции у населения и заготовки вторичного сырья), то срок, на который выдана наличность под отчет на эти задачи, может быть продлен до истечения срока командировки. Выдача соответствующему лицу наличности под отчет проводится при условии отчета им в установленном порядке за ранее полученные под отчет суммы. Отчет осуществляется согласно законодательству Украины. Во время проверки отчетов об использовании денежных средств для решения хозяйственных вопросов особое внимание отводится соблюдению подотчетными лицами установленных сроков составления и представления в бухгалтерию соответствующих отчетов, своевременности возврата в кассу предприятий остатка неиспользованных денежных средств (одновременно с соответствующим отчетом), наличию оригиналов подтверждающих документов и т. п. Кроме того, учитывается то, что представление отчетов об использовании денежных средств с нарушением установленных сроков может разрешаться только в связи с временной нетрудоспособностью подотчетного лица или по другим обстоятельствам, имеющим документальное подтверждение (п. 7.39 Положения № 637). Согласно п. 7.3 этого Положения ответственность за соблюдением порядка ведения операций с наличностью возлагается на предпринимателей, руководителей предприятий. Лица, виновные в нарушении порядка ведения операций с наличностью, привлекаются к ответственности в установленном законодательством Украины порядке.

Статьей 1 Указа № 436/95 предусмотрено, что при нарушении юридическими лицами всех форм собственности норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, устанавливаемых Нацбанком Украины, к ним применяются финансовые санкции в виде штрафа, в частности, за превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу наличности под отчет без полного отчета о ранее выданных денежных средствах — в размере 25% выданных под отчет сумм. Штрафные санкции, предусмотренные этим Указом, применяются к лицам, указанным в ст. 1 Указа, органами государственной налоговой службы на основании материалов проведенных ими проверок. Контроль за соблюдением лицами, указанными в ст. 1 этого Указа, норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, устанавливаемых Нацбанком Украины, осуществляют, в частности, органы государственной налоговой службы (статьи 2, 3 Указа № 436/95). ГНИ применила к ООО штрафные (финансовые) санкции в размере 25% выданных под отчет сумм. По результатам рассмотрения жалобы решение ГНИ было оставлено без изменений, а жалобабез удовлетворения.

Жалоба 3. Суть дела. Проверкой установлено отсутствие учета наличности (в день ее поступления) в полной сумме фактических поступлений в книге учета расчетных операций на основании фискального отчетного чека за 28 июня 2010 г., а именно фискальный отчетный чек за 28 июня 2010 г. фактически распечатан 29 июня 2010 г. и осуществлена соответствующая запись в книге учета расчетных операций. Предприятие нарушило п. 2.6 Положения № 637.

В соответствии с п. 1.2 этого Положения оприходование наличности — проведение предприятиями и предпринимателями учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге, книге учета доходов и расходов, книге учета расчетных операций. Пунктом 2.6 указанного Положения предусмотрено, что вся наличность, поступающая в кассы, должна своевременно (в день ее получения) и в полной сумме оприходоваться. Оприходованием наличности в кассах предприятий, проводящих наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги согласно требованиям главы 4 этого Положения, является ведение учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров. При проведении наличных расчетов с применением регистратора расчетных операций или использованием расчетной книжки оприходованием наличности является ведение учета указанной наличности в полной сумме ее фактических поступлений в книге учета расчетных операций на основании фискальных отчетных чеков регистратора расчетных операций (данных расчетной книжки). Суммы оприходуемой наличности должны соответствовать суммам, определенным в соответствующих кассовых (расчетных) документах.

Согласно ст. 1 Указа № 436/95 при нарушении юридическими лицами всех форм собственности норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, устанавливаемых Нацбанком Украины, к ним применяются финансовые санкции в виде штрафа, в частности, за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности — в пятикратном размере неоприходованной суммы. ГНИ применила к ООО штрафные (финансовые) санкции в пятикратном размере неоприходованной суммы. По результатам рассмотрения жалобы решение ГНИ было оставлено без изменений, а жалобабез удовлетворения.


Егор ПРИТУЛА,
директор Департамента апелляций ГНА Украины,
Сергей КОНОВАЛОВ,
заместитель директора Департамента,
и Виталия МАРТЫНОВА,
главный государственный налоговый ревизор-инспектор отдела апелляций по вопросам неналоговых платежей 

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42