Юридическая практика

Право на возмещение сумм НДС возникает при фактическом поступлении этих сумм в Государственный бюджет Украины

Позиция налогоплательщика. Налогоплательщик ООО «З» считает, что налоговый кредит по НДС был сформирован на основании надлежащим образом выписанных налоговых накладных поставщиками продукции, поэтому заявленные к возмещению суммы НДС являются обоснованными. Также налогоплательщик отмечает, что не может нести ответственность за неуплату его контрагентами сумм НДС в Государственный бюджет Украины.

Позиция органа ГНС. Налогоплательщиком неправомерно заявлена к бюджетному возмещению сумма НДС, поскольку отсутствует основное законодательно регламентированное условие для возмещения НДС, а именно излишняя его уплата в бюджет. То есть субъект хозяйствования намерен получить бюджетное возмещение по НДС без его фактического поступления в Государственный бюджет Украины.

Решение суда. Высший административный суд Украины, отказывая в удовлетворении кассационной жалобы налогоплательщика, отметил следующее.

В соответствии с п. 1.8 ст. 1 Закона об НДС бюджетное возмещение — сумма, подлежащая возврату плательщику налога из бюджета в связи с излишней уплатой налога в случаях, определенных этим Законом.

Порядок исчисления и уплаты налога определен ст. 7 Закона об НДС. Так, согласно подпунктам 7.7.1, 7.7.10 п. 7.7 ст. 7 этого Закона сумма налога, подлежащая уплате (перечислению) в бюджет или бюджетному возмещению, определяется как разница между суммой налогового обязательства отчетного налогового периода и суммой налогового кредита такого отчетного налогового периода.

При положительном значении суммы, рассчитанной согласно пп. 7.7.1 этого пункта, такая сумма подлежит уплате (перечислению) в бюджет в сроки, установленные законом для соответствующего налогового периода.

При отрицательном значении суммы, рассчитанной согласно пп. 7.7.1 этого пункта, такая сумма учитывается в уменьшение суммы налогового долга по этому налогу, возникшего за предыдущие налоговые периоды (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с законом), а при его отсутствии — зачисляется в состав налогового кредита следующего налогового периода.

♦ Налоговым кодексом дано новое определение термина «бюджетное возмещение» — это возмещение отрицательного значения налога на добавленную стоимость на основании подтверждения правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам проверки плательщика, в том числе автоматическое бюджетное возмещение в порядке и по критериям, определенным в разделе V этого Кодекса (пп. 14.1.18 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Порядок определения положительного или отрицательного результата отчетного (налогового) периода с принятием Налогового кодекса не изменился (ст. 200 раздела V Налогового кодекса).

Как и раньше, при положительном значении суммы такая сумма подлежит уплате (перечислению) в бюджет, а при отрицательном — учитывается в уменьшение суммы налогового долга или зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода (пункты 200.1 — 200.3 ст. 200 раздела V Налогового кодекса), и если в следующем налоговом периоде сумма снова будет иметь отрицательное значение, появится право на получение бюджетного возмещения (п. 200.4 ст. 200 раздела V Налогового кодекса).

Источником уплаты бюджетного возмещения (в том числе бюджетного долга) являются общие доходы Государственного бюджета Украины (пп. 7.7.10 п. 7.7 ст. 7 Закона об НДС).

Как определено пп. 7.4.1 п. 7.4 ст. 7 Закона об НДС, налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной п. 6.1 ст. 6 и ст. 81 этого Закона, в течение такого отчетного периода в связи с приобретением или изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога. То есть одним из обязательных оснований для возникновения права на налоговый кредит является уплата плательщиком налога в отчетном периоде соответствующих сумм НДС.

В акте проверки государственный налоговый орган указал о направленных запросах в соответствующие органы ГНС относительно проведения встречных проверок основных контрагентов ООО «З». Согласно полученным ответам налоговым органом установлено, что контрагенты ООО «З» в течение 2006 г. НДС в бюджет не уплачивали, а их первичные бухгалтерские документы изъяты работниками налоговой милиции. В результате относительно контрагента (поставщика) возбуждено уголовное дело согласно части третьей ст. 212 Уголовного кодекса, материалы которого направлены в суд.

♦ Статья 212 «Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)» Уголовного кодекса предусматривает ответственность налогоплательщиков за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) в значительных, крупных или особо крупных размерах.

Согласно части третьей ст. 212 Уголовного кодекса умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), совершенное лицом, ранее судимым за это преступление, или если эти действия привели к фактическому непоступлению в бюджеты либо государственные целевые фонды средств в особо крупных размерах (в 2011 г. от 2 352 500 грн.), — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

Обратите внимание, что с 1 января 2011 г. на основании части четвертой ст. 212 этого Кодекса на лиц, совершивших преступление, предусмотренное частью третьей этой статьи, распространена возможность освобождения от уголовной ответственности, в частности, если они до привлечения к уголовной ответственности уплатили налоги, сборы (обязательные платежи), а также возместили ущерб, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня).

Кроме того, по результатам проведенной документальной проверки ООО «З» также возбуждено уголовное дело.

При таких обстоятельствах Высший административный суд Украины согласился с выводами государственного налогового органа о том, что право на возмещение НДС возникает только при фактической излишней уплате НДС.

Учитывая вышеуказанное, Высший административный суд Украины по результату пересмотра в кассационном порядке жалобу налогоплательщика оставил без удовлетворения, а обжалованные судебные решения, которыми отказано в удовлетворении иска, оставлены без изменений.


Владислав РОЗМОШ,
заместитель директора Юридического департамента ГНА Украины —
начальник отдела представительства интересов органов ГНС в судах
кассационной инстанции и обобщения судебной практики

Ольга СИРОТИНА, заместитель начальника отдела

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42