Другие налоги

Налоговые проверки в условиях действия Налогового кодекса

Для обеспечения взаимопонимания между контролирующими органами и налогоплательщиками необходима четкая регламентация прав и правил поведения как работников органов государственной налоговой службы, так и налогоплательщиков.

До вступления в силу Налогового кодекса права органов ГНС, порядок и основания проведения проверок налогоплательщиков устанавливались Законом о ГНС, Законом о погашении обязательств и Законом о системе налогообложения.

 Нормы этих законодательных актов и были взяты за основу раздела ІІ Налогового кодекса «Администрирование налогов, сборов (обязательных платежей)». Именно в этом разделе выписаны вопросы, связанные с осуществлением органами ГНС налогового контроля, в частности одной из наиболее главных его составляющих — налоговых проверок и сверок. Предлагаются и новые нормы, четко регламентирующие права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов при их проведении, регулирующие спорные и не согласованные в предыдущем налоговом законодательстве вопросы.

Виды проверок

Статьей 75 Налогового кодекса систематизированы виды проверок. Проверки делятся по способу организации — на плановые и внеплановые, месту проведения — на выездные и невыездные, а также способу проведения — на камеральные, документальные и фактические.

Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы (то есть является невыездной) и исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика (ст. 76 Налогового кодекса).

Документальной считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных Кодексом налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, и соблюдение работодателем трудового законодательства относительно работников (наемных лиц). Документальная проверка проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, а также полученных в установленном законодательством порядке органом ГНС документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков.

Фактическая проверка осуществляется органом ГНС относительно соблюдения порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Порядок проведения органами государственной налоговой службы документальных проверок

Порядок проведения документальных проверок зависит от способа организации и места проведения.

В частности, документальная проверка может быть как плановой (проводится в соответствии с планом-графиком проверок), так и внеплановой (не предусматривается в плане работы органа ГНС и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных ст. 78 Налогового кодекса).

 Кроме того, документальная проверка может проводиться как по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, по которому проводится такая проверка (документальная выездная), так и в помещении органа ГНС (документальная невыездная).

Плановые проверки

Порядок проведения документальных плановых проверок определен ст. 77 Налогового кодекса.

Такие проверки проводятся в соответствии с планом-графиком проверок. Их периодичность зависит от степени риска деятельности плательщиков, которая делится на высокую, среднюю и незначительную. Плательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще одного раза в три календарных года, со средней — не чаще одного раза в два календарных года, с высокой — не чаще одного раза за календарный год.

Налогоплательщики — юридические лица, которые соответствуют критериям, определенным п. 154.6 ст. 154 Налогового кодекса (к которым на период с 1 апреля 2011 г. до 1 января 2016 г. применяется ставка налога на прибыль 0%), и у которых сумма уплаченного в бюджет НДС составляет не меньше 5% задекларированного дохода за отчетный налоговый период, а также самозанятые лица, сумма уплаченных налогов которых составляет не меньше 5% задекларированного дохода за отчетный налоговый период, включаются в план-график не чаще одного раза в три календарных года.

Внимание! Указанная норма не распространяется на таких налогоплательщиков в случае нарушения ими статей 45, 4951 Налогового кодекса, касающихся требований к налоговому адресу налогоплательщиков, порядка и сроков представления в органы ГНС налоговых деклараций, требований относительно внесения налогоплательщиками изменений в налоговую отчетность, порядка представления сведений о суммах выплаченных доходов налогоплательщикамфизическим лицам, а также нарушения сроков уплаты налоговых обязательств, определенных ст. 57 Налогового кодекса.

Особенность документальной плановой проверки состоит в том, что она проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности плательщика относительно полноты и своевременности начисления и уплаты всех налогов и сборов, а также соблюдения требований валютного и другого законодательства в пределах компетенции налоговых органов. Запрещается проведение документальной плановой проверки по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц и обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.

Следует обратить внимание, что органу налоговой службы предоставляется право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика только в случае, когда ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручены под расписку или присланы заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа руководителя органа ГНС о ее проведении (п. 77.4 ст. 77 Налогового кодекса) и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

Продолжительность документальных плановых проверок, определенная ст. 82 Кодекса, не должна превышать: для крупных налогоплательщиков — 30, для субъектов малого предпринимательства — 10, для других налогоплательщиков — 20 рабочих дней. Продление сроков проведения таких проверок возможно по решению руководителя органа ГНС не больше чем на: 15 рабочих дней — для крупных налогоплательщиков; 5 рабочих дней — для субъектов малого предпринимательства; 10 рабочих дней — для других налогоплательщиков.

♦ Крупный налогоплательщикэто юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 млн. грн. или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, за такой же период превышает 12 млн. грн. (пп. 14.1.24 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).
Субъектами малого предпринимательства являются:
физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве субъектов предпринимательской деятельности;
юридические лица
субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн. грн. (ст. 1 Закона № 2063-ІІІ).

Таким образом, Налоговым кодексом продолжительность проведения документальных проверок налогоплательщиков по сравнению со сроками проверок, установленными Законом о ГНС, уменьшена. Однако продолжительность проверок крупных плательщиков осталась неизменной.

Кроме того, п. 82.4 ст. 82 Налогового кодекса предусмотрено, что проведение документальной выездной плановой (как и внеплановой) проверки крупного налогоплательщика может быть приостановлено по решению руководителя налогового органа, оформленному приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку, с дальнейшим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.

Приостановление проверки перерывает ход ее проведения в случае вручения налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку копии приказа о приостановлении.

При этом проверка может быть приостановлена на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а при необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности налогоплательщика, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления налогоплательщиком утерянных документов — на срок, необходимый для завершения таких процедур.

Такая новая норма довольно удобна как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Например, заключение о законности проведенных субъектом хозяйствования операций невозможно осуществить без встречной сверки данных контрагентов, проведение которой требует по меньшей мере 30 дней. За это время плановая проверка уже завершена. При этом получение дополнительных данных о нарушении законодательства уже после окончания проверки приводит к необходимости проведения дополнительных внеплановых проверок. Как следствие, появляется основание для лишнего вмешательства власти в деятельность бизнеса.

Кроме того, на сегодня большинство крупных плательщиков имеют разветвленную систему деятельности и управления. В таком случае проверки структурных подразделений должны проводиться одновременно с проверкой головного предприятия. Получение информации от структурных подразделений, ее обобщение и проверка требуют значительного времени. Поэтому проведение всесторонней объективной проверки без ее приостановления практически невозможно. Противоречивость собранных доводов вызывает нарекания со стороны бизнеса. Вместе с тем они не могут быть достаточно обработаны из-за нехватки времени. Таким образом, благодаря возможности приостановить проверки фактически уменьшается количество внеплановых проверок плательщиков, что является одним из условий нормальной деятельности бизнеса.

Внеплановые проверки

Порядок проведения документальных внеплановых проверок изложен в ст. 78 Налогового кодекса. Такие проверки не предусматриваются в плане работы органа ГНС и проводятся при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос налогового органа в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;
  • налогоплательщиком не представлены в установленный законом срок налоговая декларация или расчеты, если их представление предусмотрено законом;
  • налогоплательщиком представлен уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который уже проверялся налоговым органом;
  •  выявлена недостоверность данных, которые содержатся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос налогового органа в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;
  • налогоплательщиком поданы в установленном порядке в налоговый орган возражения к акту проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмена принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, если налогоплательщик в жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, не исследованные при проверке, объективное рассмотрение которых невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим предметом обжалования;
  •  начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, возбуждено производство по делу о признании налогоплательщика банкротом или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика;
  • плательщиком представлена декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета НДС, при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V Налогового кодекса, а именно: при наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что расчеты суммы бюджетного возмещения были сделаны с нарушением норм налогового законодательства (перечень таких достаточных оснований устанавливается Кабинетом Министров Украины), и/или с отрицательным значением НДС, составляющим больше 100 тыс. грн.;
  • в отношении налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении им налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непре-доставления таким налогоплательщиком объяснений и документального подтверждения на письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня его получения;
  • получено постановление суда (определение суда) о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом по уголовным делам, находящимся в их производстве;
  • налоговым органом высшего уровня в порядке контроля за действиями или бездеятельностью должностных лиц налогового органа низшего уровня осуществлена проверка документов обязательной отчетности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом низшего уровня, и выявлено несоответствие заключений акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение при проверке вопросов, которые должны быть выяснены при проверке для вынесения объективного заключения о соблюдении налогоплательщиком требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы;
  • при получении информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе вследствие незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами согласно закону, а также осуществлении лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим основанием для ее проведения.

О проведении документальной внеплановой проверки руководитель органа ГНС принимает решение, которое оформляется приказом.

Следует обратить внимание, что в отличие от документальной плановой проверки предварительное уведомление налогоплательщика о проведении документальной внеплановой выездной проверки не предусмотрено.

Внимание! Право на проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика предоставляется налоговому органу только в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручена под расписку копия приказа руководителя органа ГНС о ее проведении (п. 78.4 ст. 78 Налогового кодекса).

Продолжительность документальных внеплановых проверок (кроме проверок по поводу возмещения НДС) не должна превышать: 15 рабочих дней — для крупных налогоплательщиков, 5 рабочих дней — для субъектов малого предпринимательства, 10 рабочих дней — для других налогоплательщиков. Продление сроков таких проверок возможно по решению руководителя налогового органа не более чем на: 10 рабочих дней — для крупных налогоплательщиков; 2 рабочих дня — для субъектов малого предпринимательства; 5 рабочих дней — для других плательщиков. Пунктом 200.11 ст. 200 Налогового кодекса определено, что при наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства, орган государственной налоговой службы имеет право провести документальную внеплановую выездную проверку плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения в течение 30 календарных дней, наступающих за предельным сроком проведения камеральной проверки.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 82 Кодекса проведение документальной внеплановой проверки крупного налогоплательщика также может быть приостановлено на 30 рабочих дней.

Условия допуска должностных лиц налоговых органов к проведению документальных выездных (плановых и внеплановых) проверок

Условия допуска должностных лиц налоговых органов к проведению документальных выездных (плановых и внеплановых) проверок определены ст. 81 Налогового кодекса.

В соответствии с  нормами этой статьи должностные лица органа ГНС имеют право приступить к проведению документальной выездной проверки при наличии оснований, определенных статьями 77 и 78 Кодекса, и при условии предъявления направления на проведение такой проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование органа ГНС, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица — плательщика налога, который проверяется), цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку действительно при наличии подписи руководителя налогового органа или его заместителя, скрепленной печатью.

Непредъявление такого направления на проведение проверки или предъявление направления, оформленного с нарушением вышеуказанных требований, является основанием для недопущения должностных лиц налогового органа к проведению документальной выездной проверки, предусмотренному Кодексом.

При предъявлении направления налогоплательщику и/или должностным лицам налогоплательщика такие лица расписываются в направлении с указанием своих фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления.

Внимание! Отказ налогоплательщика расписаться в направлении на проверку не лишает налоговый орган права на ее проведение. В таком случае должностными лицами органа ГНС составляется акт, который удостоверяет факт отказа и является основанием для начала проведения такой проверки.

При проведении проверок должностные лица налоговых органов должны действовать в пределах полномочий, определенных Налоговым кодексом. Вместе с тем руководители и соответствующие должностные лица юридических лиц при проверке, которая проводится органом государственной налоговой службы, обязаны выполнять требования налоговых органов относительно устранения выявленных нарушений законов о налогообложении и подписать акт (справку) о проведении проверки и имеют право подать возражения на этот акт (справку).

Особенности проведения документальных невыездных проверок

Статьей 79 Налогового кодекса более четко определены основания, порядок и особенности проведения документальных невыездных проверок, чем Законом о ГНС.

Так, документальная невыездная проверка осуществляется в случае принятия руководителем органа ГНС решения (приказа) о ее проведении и при наличии обстоятельств для проведения документальной плановой проверки (включена в план-график проверок — п. 77.1 ст. 77 Кодекса) или документальной внеплановой проверки (имеется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных ст. 78 Кодекса).

Внимание! Направление на проведение невыездной документальной проверки работникам налогового органа не выписывается, присутствие налогоплательщика при проведении документальной невыездной проверки необязательно.

Следует обратить внимание, что п. 79.2 ст. 79 Налогового кодекса установлено обязательное условие проведения документальной невыездной внеплановой проверки — это направление или вручение налогоплательщику копии вышеупомянутого приказа и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

♦ Что касается документальной невыездной плановой проверки, то ст. 77 этого Кодекса также предусмотрено аналогичное требование относительно направления (вручения) копии приказа и письменного уведомления с указанием даты начала проведения такой проверки.

Осуществляется документальная невыездная проверка на основании указанных в пп. 75.1.2 п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса документов и данных, предоставленных налогоплательщиком в определенных этим Кодексом случаях или полученных другим способом, предусмотренным законом.

Порядок предоставления документов к проверке

Одно из нововведений Налогового кодекса состоит в том, что на законодательном уровне закреплена обязанность ведения налогоплательщиками учета доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством (п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса).

Кроме того, п. 44.3 этой статьи введена обязанность налогоплательщиков обеспечить хранение указанных документов, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение не меньше 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы.

Внимание! При необеспечении налогоплательщиком хранения предусмотренных законодательством документов в течение установленных сроков их хранения и/или непредоставлении налогоплательщиком конт-ролирующим органам оригиналов документов либо их копий при осуществлении налогового контроля ст. 121 Налогового кодекса введена ответственность такого налогоплательщика в виде штрафа в размере 510 грн., а в случае повторного совершения в течение года после того, как был применен штраф за такое же нарушение,в размере 1020 грн.

При ликвидации налогоплательщика вышеуказанные документы за период его деятельности не меньше 1095 дней, предшествовавших дате ликвидации, в установленном законодательством порядке передаются в архив. Эта норма является важным шагом в части контроля за осуществлением налогоплательщиками операций с субъектами хозяйствования, уклоняющимися от уплаты налогов и сборов.

 При утере, повреждении или досрочном уничтожении указанных документов налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого события письменно уведомить орган ГНС по месту учета в порядке, установленном этим Кодексом для представления налоговой отчетности, и восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, наступающего за днем поступления уведомления в орган ГНС.

Порядок предоставления документов к проверке определен ст. 85 Налогового кодекса. В соответствии с п. 85.2 этой статьи налогоплательщик обязан предоставить должностным лицам налоговых органов в полном объеме все документы, относящиеся к предмету проверки или связанные с ним. Такая обязанность возникает у плательщика после начала проверки.

♦  Крупный налогоплательщик обязан также предоставить в электронном виде с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц (в формате и порядке, определенных центральным органом государственной налоговой службы) копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, не позднее рабочего дня, наступающего за днем начала документальной выездной плановой, внеплановой проверки, документальной невыездной проверки.

В соответствии с п. 85.9 ст. 85 Налогового кодекса в случае когда до начала или во время проведения проверки оригиналы первичных документов, учетных и других регистров, финансовой и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выполнения требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, изъяты правоохранительными и другими органами, указанные органы обязаны предоставить для проведения проверки налоговому органу копии этих документов или обеспечить доступ к проверке таких документов.

Такие копии (заверенные печатью и подписями должностных лиц указанных органов, которыми осуществлялось изъятие оригиналов документов или которым был обеспечен доступ к проверке изъятых документов) должны быть предоставлены в течение 3 рабочих дней со дня получения письменного запроса налогового органа.

♦ В случае изъятия документов правоохранительными и другими органами сроки проведения такой проверки (в том числе начатой) переносятся к дате получения указанных копий документов или обеспечения доступа к ним.
Кроме того, при невозможности проведения проверки налогоплательщика в связи с утерей, повреждением или досрочным уничтожением налогоплательщиком документов сроки проведения такой проверки переносятся к дате восстановления и предоставления документов плательщиком к проверке в пределах 90 календарных дней (п. 44.5 ст. 44 Налогового кодекса).

Налоговым кодексом предусмотрено право на получение органами ГНС у налогоплательщиков надлежащим образом заверенных копий документов, свидетельствующих об утаивании (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей), нарушении требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, или связанных с предметом проверки. Изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, запрещается.

Оформление результатов проверок

Согласно ст. 86 Налогового кодекса результаты документальных проверок оформляются в форме акта (в случае установления при проверке нарушений) или справки (если нарушения не установлены).

Акт (справка) документальной плановой (внеплановой) выездной и невыездной проверок составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими проверку, и регистрируется в органе ГНС в течение 5 рабочих дней по истечении установленного для проведения проверки срока. В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от получения экземпляра акта (справки) проверки либо невозможности его вручения налогоплательщику или его законным представителям либо лицу, осуществлявшему расчетные операции, по любым причинам, такой акт или справка отправляется налогоплательщику письмом с уведомлением о вручении.

Если налогоплательщик не согласен с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, то он имеет право представить свои возражения в течение 5 рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения рассматриваются налоговым органом в течение 5 рабочих дней, наступающих за днем их получения, и налогоплательщику направляется ответ. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем он указывает в возражениях.

В случае если плательщик налога изъявил желание принять участие в рассмотрении его возражений к акту проверки, налоговый орган обязан уведомить такого плательщика о месте и времени проведения рассмотрения. При этом участие руководителя соответствующего налогового органа (или уполномоченного им представителя) в рассмотрении возражений налогоплательщика к акту проверки обязательно. Такие возражения являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

 По результатам рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа (его заместителем) в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки, принимается налоговое уведомление-решение. При наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки налоговое уведомление-решение принимается (с учетом заключения о результатах рассмотрения возражений к акту проверки) в течение 3 рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику.

♦ Статьей 123 Налогового кодекса предусмотрено применение к налогоплательщикам штрафных (финансовых) санкций (штрафов).
В случае если контролирующий орган самостоятельно определяет суммы налогового обязательства, уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС налогоплательщика на основаниях, определенных подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.5, 54.3.6 п. 54.3 ст. 54 этого Кодекса,
  влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25% суммы начисленного налогового обязательства, неправомерно заявленной к возврату суммы бюджетного возмещения и/или неправомерно заявленной суммы отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС;
при повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС
влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 50% суммы начисленного налогового обязательства, неправомерно заявленной к возврату суммы бюджетного возмещения и/или неправомерно заявленной суммы отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС;
при определении контролирующим органом суммы налогового обязательства уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС в течение 1095 дней в третий раз и болеевлечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 75% суммы начисленного налогового обязательства, неправомерно заявленной к возврату суммы бюджетного возмещения и/или неправомерно заявленной суммы отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС.
Использование налогоплательщиком (должностными лицами налогоплательщика) сумм, не уплаченных в бюджет вследствие получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям либо целям ее предоставления согласно закону по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательного платежа) дополнительно к штрафам, предусмотренным п. 123.1 этой статьи,  влечет взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), подлежавших начислению без применения налоговой льготы. Уплата штрафа не освобождает таких лиц от ответственности за умышленное уклонение от налогообложения.

Следует обратить внимание на то, что с принятием Налогового кодекса решена существующая до настоящего времени в законодательстве проблема дальнейшей реализации материалов проверок в случаях, когда не предусматривалось принятие решения налоговым органом, в частности при уменьшении по результатам проверки завышенных убытков, отрицательного значения НДС. Отдельные налогоплательщики отказывались самостоятельно вносить в налоговую отчетность корректировки этих отрицательных значений по результатам проверки, что приводило к неправильному определению ими налоговых обязательств (возмещения НДС) в дальнейшем и потерям бюджета.

На сегодня Налоговым кодексом предусмотрено направление налогоплательщикам налоговых уведомлений-решений и в вышеуказанных случаях. Кроме того, в настоящее время предусмотрено принятие налоговых уведомлений-решений не только в случае увеличения налоговым органом налоговых обязательств плательщика, но и в случае их уменьшения по результатам проверки, что будет способствовать согласованию интересов бизнеса и государства.

Кроме того, Налоговым кодексом в случаях установления нарушений как налогового, так и другого (неналогового) законодательства, контроль за которым возложен на органы ГНС, определены единый порядок и сроки направления налогоплательщикам налоговых уведомлений-решений и взыскания налогового долга.

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42