НДФЛ

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц в Налоговом кодексе регулируется разделом IV.

Плательщики налога

Согласно ст. 162 Налогового кодекса плательщиками налога являются:

  • физическое лицо — резидент, получающее доходы как из источника их происхождения в Украине, так и зарубежные доходы;
  • физическое лицо — нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине;
  • налоговый агент (отметим, что налоговые агенты отнесены Налоговым кодексом к налогоплательщикам впервые).

Не является плательщиком налога нерезидент, получающий доходы с источника их происхождения в Украине и имеющий дипломатические привилегии и иммунитет, установленные действующим международным договором Украины, по отношению к доходам, которые он получает непосредственно от проведения дипломатической или приравненной к ней таким международным договором деятельности.

В случае смерти плательщика налога или объявления его судом умершим либо признания без вести пропавшим или утраты им статуса резидента (при отсутствии налоговых обязательств как нерезидента согласно этому Кодексу) налог за последний налоговый период взимается с начисленных в его пользу доходов. В соответствии с этим последним налоговым периодом считается период, заканчивающийся днем, на который соответственно приходится смерть такого плательщика налога, вынесение такого судебного решения или утрата им статуса резидента. При отсутствии начисленных доходов налог уплате не подлежит.

Если физическое лицо — плательщик налога впервые получает налогооблагаемые доходы в середине налогового периода, то первый налоговый период начинается со дня получения таких доходов.

♦ Налоговый агентюридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидентаюридического лица, которые независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог, предусмотренный разделом IV Налогового кодекса, в бюджет от имени и за счет физического лица из доходов, выплачиваемых такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность в налоговые органы и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, предусмотренном ст. 18 и разделом IV этого Кодекса.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения резидента являются:

  • общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход;
  • доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются налогом при их начислении (выплате, предоставлении);
  • иностранные доходы — доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины.

Объектом налогообложения нерезидента являются:

  • общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход из источника его происхождения в Украине;
  • доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются налогом при их начислении (выплате, предоставлении).

База налогообложения

В ст. 165 Налогового кодекса определены доходы, которые не включаются в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода.

Заработная плата для целей раздела ІV Налогового кодексаэто основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

При начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии (п. 164.6 ст. 164 Налогового кодекса).

При определении базы налогообложения учитываются все доходы плательщика налога, полученные им как в денежной, так и неденежной форме (п. 164.3 этой статьи).

При начислении (предоставлении) доходов в любой неденежной форме базой налогообложения является стоимость такого дохода, рассчитанная по обычным ценам, правила определения которых установлены согласно этому Кодексу, умноженная на коэффициент, исчисляемый (п. 164.5 этой статьи) по формуле

К = 100 : (100 — Сн),

где К — коэффициент; Сн — ставка налога, установленная для таких доходов на момент их начисления.

При удержании налога из начисленной суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, превышающего установленный размер (в 2011 г. — 9410 грн.), налоговый агент должен провести отдельное налогообложение сумм, определенных в абзацах первом и втором п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса. Сумма налога на доходы физических лиц с общего месячного налогооблагаемого дохода будет равна сумме налогов, удержанных по правилам и ставкам, определенным в абзацах первом и втором этого пункта.

При налогообложении дохода, подпадающего под налогообложение по ставке, определенной в абзаце втором этого пункта, следует учитывать, что максимальная сумма дохода, с которого удерживаются суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в 2011 г., составляет 14 115 грн. (пятнадцать размеров минимальной заработной платы, установленной на 01.01.2011 г.).

В случае если в состав общего месячного налогооблагаемого дохода кроме заработной платы входят другие виды доходов, относительно которых установлены разные правила и/или ставки налогообложения, то с целью соблюдения требований п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса нужно в первую очередь рассматривать вопрос налогообложения доходов, входящих в состав заработной платы, а потом формировать налогооблагаемый доход по мере возникновения у плательщика налога каждого из видов налогооблагаемого дохода (на основании подтверждения факта/даты возникновения дохода первичными документами, в частности приказами о выплате/предоставлении определенных видов доходов).

Реализацию вышеуказанных норм Налогового кодекса можно рассмотреть на конкретном примере.

Например, общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога от одного налогового агента за январь 2011 г. составляет 11 000 грн., из которых:

заработная плата5000 грн.,

доход (в неденежной форме)6000 грн.

Поскольку 11 000 грн. > 9410 грн., то в целях налогообложения эта сумма должна быть распределена на части, подпадающие под налогообложение по ставке 15% (до 9410 грн.) и с превышения (1590 грн.) — 17%.

Алгоритм налогообложения

Высчитываем НДФЛ из зарплаты:

5000 грн. < 9410 грн., поэтому зарплата подпадает под налогообложение по ставке 15%.

НДФЛ = ((5000 грн. — (5000 грн. х 3,6%)) х 15% = 723 грн.,

где 3,6% — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Находим отдельные доли стоимости (суммы) неденежного дохода, подпадающие под налогообложение по ставкам 15% и 17%:

9410 грн. — 5000 грн. = 4410 грн. (подпадает под налогообложение по ставке 15%);

6000 грн. — 4410 грн. = 1590 грн. (подпадает под налогообложение по ставке 17%).

Применяем для налогообложения повышающий коэффициент к стоимости (сумме) неденежного дохода:

К = 1,17 — для доходов, которые облагаются налогом по ставке 15%;

К = 1,2 — для доходов, которые облагаются налогом по ставке 17%;

НДФЛ с подарка = 4410 грн. х 1,17 х 15% + 1590 грн. х 1,2 х 17% = 774 грн. + 324,36 грн. = 1098,36 грн.

При этом нужно иметь в виду, что из стоимости неденежных доходов единый социальный взнос не удерживается.

Находим итоговую сумму НДФЛ, которая подлежит удержанию из общего месячного налогооблагаемого дохода плательщика налога:

НДФЛ с зарплаты + НДФЛ с неденежного дохода = 723 грн. + 1098,36 грн. = 1821,36 грн.

Таким образом, из общего месячного налогооблагаемого дохода  плательщика налога — 11 000 грн., состоящего из зарплаты 5000 грн. и стоимости неденежного дохода 6000 грн., налоговый агент должен удержать налог на доход в сумме 1821,36 грн.

Выплата аванса

Данный вопрос возник в связи с внесением Законом № 2559-VІ изменений в ст. 115 КЗоТ и ст. 24 Закона об оплате труда относительно выплаты заработной платы работникам не реже двух раз в месяц, и при этом размер заработной платы за первую половину месяца должен определяться, в частности, коллективным договором. То есть вместо термина «аванс», к которому все привыкли и знали порядок уплаты налога в бюджет из сумм, выплачиваемых в качестве аванса, возникло понятие «заработная плата за первую половину месяца».

Порядок (алгоритм) налогообложения заработной платы налогом на доходы физических лиц установлен п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса, согласно которому при начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.

При этом в соответствии со ст. 163 этого Кодекса объектом налогообложения как у резидента, так и у нерезидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

То есть отдельные суммы, начисленные (выплаченные) в течение отчетного налогового месяца, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса.

Вместе с тем поскольку согласно пп. 168.1.2 п. 168.1 ст. 168 этого Кодекса налог должен уплачиваться (перечисляться) налоговым агентом в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом, а банки могут принимать платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного представления расчетного документа на перечисление этого налога в бюджет, то налоговые агенты при получении в банке какого-либо дохода для выплаты физическим лицам, в том числе и заработной платы за первую половину месяца (аванса), должны перечислить в бюджет налог, рассчитанный не по алгоритму, определенному в п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса, а в условно рассчитанном проценте к сумме, подлежащей выплате.

Полное налогообложение согласно этому пункту (с предоставлением налоговой социальной льготы) должно применяться к общему месячному налогооблагаемому доходу — сумме всех доходов, начисленных (выплаченных) в течение отчетного налогового месяца.

Налоговая скидка

Право плательщика налога на налоговую скидку, перечень расходов, разрешенных ко включению в налоговую скидку, и ограничение права на начисление налоговой скидки определены ст. 166 Налогового кодекса.

Налоговая скидка дает право на уменьшение годового налогооблагаемого дохода на сумму подтвержденных расходов.

В соответствии с нормами Налогового кодекса такими могут быть: часть суммы процентов, уплаченных по ипотечному кредиту, пожертвования неприбыльным организациям, плата за образование и лечение, дополнительные страховые и пенсионные взносы, расходы на переоборудование транспорта на биоэтанол или газ, приобретение или возведение доступного жилья.

Общая сумма налоговой скидки не может превышать сумму годового общего налогооблагаемого дохода плательщика налога.

Если плательщик налога не воспользовался правом на начисление налоговой скидки по результатам отчетного налогового года, такое право на последующие налоговые годы не переносится.

Ставки налога

Ставка налога согласно п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса составляет 15% базы налогообложения относительно доходов, полученных (кроме случаев, определенных в пунктах 167.2 — 167.4 этой статьи) в том числе, но не исключительно, в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам; выигрышей в государственную и негосударственную денежные лотереи, выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры.

В случае если общая сумма полученных плательщиком налога в отчетном налоговом месяце вышеуказанных доходов превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (в 2011 г. — 9410 грн.), ставка налога составляет 17% суммы превышения с учетом налога, уплаченного по ставке 15%.

Для некоторых видов доходов установлены следующие налоги (см. табл.):

Ставка налога составляет 5% базы налогообложения относительно дохода, начисленного как:

процент на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет (вступает в силу 01.01.2015 г.);
процентный или дисконтный доход по именному сберегательному (депозитному) сертификату (вступает в силу 01.01.2015 г.);
процент на вклад (депозит) члена кредитного союза в кредитном союзе (вступает в силу 01.01.2015 г.);
доход, который выплачивается компанией, управляющей активами института совместного инвестирования, на размещенные активы в соответствии с законом;
доход по ипотечным ценным бумагам (ипотечным облигациям и сертификатам) в соответствии с законом;
доход в виде процентов (дисконта), полученный собственником облигаций от их эмитента в соответствии с законом;
доход по сертификату фонда операций с недвижимостью и доход, полученный плательщиком налога вследствие выкупа (погашения) управляющим сертификатов фонда операций с недвижимостью в порядке, определенном в проспекте эмиссии сертификатов;
доходы в виде дивидендов (раньше применялась ставка 15%)

10% базы налогообложения относительно дохода

шахтеров — работников, добывающих  уголь, железную руду, руды цветных и редких металлов, марганцевые и урановые руды, работников государственных военизированных аварийно-спасательных служб (формирований) и т.п.

30% базы налогообложения относительно дохода

в виде выигрыша или приза (кроме выигрышей в государственной и негосударственной денежных  лотереях и выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры) в пользу резидентов или нерезидентов

 

Налоговым кодексом установлен и другой размер ставок, определенный разделом IV Налогового кодекса (0%, 1%).

Налоговые социальные льготы

Плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемой от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы. С принятием Налогового кодекса условия применения налоговой социальной льготы не изменились.

Согласно пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца в качестве заработной платы (других приравненных к ней в соответствии с законодательством выплат, компенсаций и вознаграждений), если его размер не превышает сумму, равную размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. (в 2011 г. — 1320 грн.).

Налоговая социальная льгота будет применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления плательщика налога о праве на применение льготы и документов, подтверждающих такое право.

Если плательщик налога имеет право на применение налоговой социальной льготы большей, чем предусмотрено пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 этого Кодекса (общая 100-процентная льгота), он указывает это в заявлении о применении льготы, к которому прилагает соответствующие подтверждающие документы. Перечень таких документов и порядок их представления определены постановлением № 1227.

Единственное исключение в общем правиле применения налоговой социальной льготы — это госслужащие. Так, применение налоговой социальной льготы к их заработной плате Налоговым кодексом предусмотрено в начале начисления зарплаты и до его завершения без подачи соответствующих заявлений, но с представлением подтверждающих документов для установления размера льготы.

Таким образом, с 01.01.2011 г. всем (кроме госслужащих) физическим лицам — плательщикам налога, имеющим основания и желающим воспользоваться правом на налоговую социальную льготу, то есть работающим с получением заработной платы, размер которой не превышает 1320 грн., необходимо подать работодателю (только по одному месту получения заработной платы) заявление на получение налоговой социальной льготы.

Что касается формы заявления на получение налоговой социальной льготы, которое нужно подать работодателю, то Налоговым кодексом не предусмотрено установление единой формы. Вместе с тем п. 2 постановления № 1227 определено, что плательщик налога подает заявление по установленной ГНС Украины форме.

При этом со вступлением в силу Налогового кодекса приказ № 461 утратил силу, поэтому применять утвержденное им заявление в 2011 г. невозможно, поскольку его реквизиты не соответствуют нормам Налогового кодекса.

Однако до установления ГНС Украины новой формы заявления для обеспечения реализации плательщиками налога в 2011 г. права на налоговую социальную льготу считаем, что такое заявление плательщик налога может подавать в произвольной форме. При этом в качестве образца при оформлении такого заявления может служить форма заявления, установленная приказом № 461.

Отметим, что перечень плательщиков налога, которым предоставляется налоговая социальная льгота, несколько изменился.

В целях материальной поддержки малообеспеченных лиц, а также лиц, у которых на содержании находится двое детей и больше, с 2011 г. государством вводится налоговая социальная льгота (50% размера, определенного в п. 169.1 ст.169 Налогового кодекса) на каждого ребенка, к тому же  в размере 150%для лица, являющегося участником боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, и 200%для инвалидов І и ІІ групп из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны.

Рассмотрим вопрос о применении налоговых социальных льгот, действующих с 01.01.2011 г. для плательщиков налога, у которых на содержании находятся трое детей, при том, что один из них инвалид.

Согласно ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы (с учетом норм абзаца первого пп. 169.4.1 п. 169.4 этой статьи), на сумму налоговой социальной льготы в размере, равном 100% суммы льготы для плательщика налога, у которого на содержании находятся двое детей или больше в возрасте до 18 лет,  в расчете на каждого такого ребенка.

На налоговую социальную льготу в размере, равном 150% суммы льготы, имеют право плательщики налога, у которых на содержании находится ребенок-инвалид,  в расчете на каждого такого ребенка в возрасте до 18 лет.

Если плательщик налога имеет право на применение налоговой социальной льготы по двум основаниям и больше, применяется одна налоговая социальная льгота на основании, предусматривающем ее наибольший размер, кроме случая, по которому налоговая социальная льгота добавляется к льготе, определенной пп. 169.1.2 п. 169.1 Кодекса в случае, если у лица на содержании двое детей и больше, один (несколько) из которых — ребенок-инвалид (дети-инвалиды).

Таким образом, в приведенном примере оба родителя при соблюдении всех других требований ст. 169 Налогового кодекса имеют право на применение двух льгот: на детей в возрасте до 18 лет — по 100% (на тех, кто не является инвалидом) и 150% (на каждого ребенка-инвалида).

Как исключение, предельный размер дохода, дающий право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случае и в размере, предусмотренных пп. 169.1.2 п. 169.1 этой статьи, определяется как произведение суммы, определенной в абзаце первом этого подпункта, и соответствующего количества детей.

Налоговый кодекс сохранил и даже расширил объем льгот для социально уязвимых и малообеспеченных слоев общества.

Так, в соответствии с пп. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса с 01.01.2011 г. в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога на доходы физических лиц не включаются суммы государственной и социальной материальной помощи, государственной помощи в виде адресных выплат и предоставления социальных и реабилитационных услуг в соответствии с законом, жилищных и других субсидий или дотаций, компенсаций (включая денежные компенсации, в частности инвалидам), вознаграждений и страховых выплат, которые получает плательщик налога из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования, и в форме финансовой помощи инвалидам из Фонда социальной защиты инвалидов, в том числе сумма ежегодного единовременного денежного пособия, которое предоставляется согласно Закону № 3551-ХІІ (пп. «з» пп.165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса).

Законом № 2756-VІ внесены изменения в Закон № 3551-ХІІ, то есть лицам, на которых распространяется действие этого Закона, предоставляются льготы по уплате налогов, сборов, пошлины и других платежей в бюджет в соответствии с налоговым и таможенным законодательством.

Согласно пп. «е» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога, являющийся участником боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которого распространяется действие Закона № 3551-ХІІ, кроме лиц, определенных в пп.«б» пп. 169.1.4 этого пункта, имеет право на получение 150% налоговой социальной льготы.

Лица, определенные в этом подпункте, а именно участники боевых действий в период Второй мировой войны, или лица, работавшие в то время в тылу, и инвалиды І и ІІ групп из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона № 3551-ХІІ, имеют право на максимальный размер налоговой социальной льготы — 200%.

Перерасчет налога

Подпунктом 169.4.2 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса установлено, что работодатель плательщика налога обязан осуществить (в том числе по месту применения налоговой социальной льготы) перерасчет суммы доходов, начисленных такому плательщику налога в виде заработной платы, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы:

  • по результатам каждого отчетного налогового года при начислении заработной платы за последний месяц отчетного года;
  • при проведении расчета за последний месяц применения налоговой социальной льготы в случае смены места ее применения по самостоятельному решению плательщика налога или в случаях, определенных пп. 169.2.3 п. 169.2 ст. 169 Налогового кодекса;
  • при проведении окончательного расчета с плательщиком налога, прекращающего трудовые отношения с таким работодателем.

Кроме того, работодатель и/или налоговый агент имеет право осуществлять перерасчет сумм начисленных доходов, удержанного налога за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения, независимо от того, имеет ли плательщик налога право на применение налоговой социальной льготы (пп. 169.4.3 п. 169.4 этой статьи).

Если плательщик налога увольняется с места работы, то налоговая социальная льгота предоставляется с учетом последнего месячного налогового периода, в котором он был уволен (пп. 169.3.4 п. 169.3 этой статьи).

Поскольку согласно п. 163.1 ст. 163 Налогового кодекса объектом налогообложения плательщика налога (как резидента, так и нерезидента) является, в частности, общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, состоящий из суммы налогооблагаемых доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) в течение такого отчетного налогового месяца, то целью проведения таких перерасчетов является обеспечение выполнения определенного Налоговым кодексом условия об ограничении предельного размера заработной платы отчетного налогового месяца, который дает право плательщику налога применить налоговую социальную льготу, и проверке (уточнении) наличия оснований у плательщика налога для применения налоговой социальной льготы и, как следствие,  уточнении правильности начисления налога с доходов физических лиц за каждый отдельный налоговый период (месяц).

Перерасчет, в том числе при увольнении, состоит, в частности, в уточнении (перепроверке) сумм, начисленных плательщику налога в течение определенного календарного периода, доходов в виде заработной платы отдельно за каждый месяц такого периода и предоставленных налоговых социальных льгот.

Налоговая социальная льгота применяется к начисленному плательщику налога месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты).

Отчетность

Одной из новаций Налогового кодекса является введение нормы по представлению налоговым агентом в орган ГНС по месту его регистрации налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за базовый налоговый период, равный календарному месяцу, по форме, установленной центральным налоговым органом.

Декларации представляются отдельно за каждый месяц (налоговый период) в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца. Отдельно налоговая декларация за календарный год не представляется.

Следует отметить, что в условиях действия Налогового кодекса необходимо представлять налоговый расчет по ф. № 1ДФ. То есть налоговые агенты должны представлять два расчета: о начисленных (выплаченных) физическим лицам доходах и начисленных (уплаченных в бюджет) суммах налога на доходы физических лиц (один месячный «сжатый» и ежеквартальный «развернутый» и персонифицированный по отношению к плательщикам). Порядок и сроки представления расчета по ф. № 1ДФ остается таким же, как и в условиях действия Закона об НДФЛ.

Срок представления декларации физическими лицами — не предпринимателями в 2011 году за 2010 год, в том числе при реализации права на налоговый кредит

В соответствии с п. 46.1 ст. 46 Налогового кодекса налоговая декларация, расчет (далее — налоговая декларация) — это документ, который представляется налогоплательщиком (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных этим Кодексом) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляются начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога. Приложения к налоговой декларации являются ее неотъемлемой частью.

Порядок представления физическими лицами годовой декларации об имущественном положении и доходах (налоговой декларации) регламентируется ст. 179 Налогового кодекса, согласно которой плательщик налога обязан подавать годовую декларацию об имущественном положении и доходах (налоговую декларацию) в соответствии с этим Кодексом или другими законами Украины.

Согласно пп. 49.18.4 п. 49.18 ст. 49 Налогового кодекса с учетом того, что отчетным налоговым периодом у физических лиц является календарный год, для плательщиков налога на доходы физических лиц установлен срок представления налоговой декларации до 1 мая года, наступающего за отчетным.

Основанием для начисления налоговой скидки плательщиком налога — физическим лицом является представление в налоговый орган годовой налоговой декларации.

Налоговый кодекс не содержит прямых норм относительно исключений по срокам представления декларации на получение налоговой скидки.

Учитывая приведенное, физические лица — не предприниматели должны представить налоговую декларацию по результатам отчетного 2010 г., в том числе при реализации права на налоговый кредит, до 1 мая 2011 г.

Уплата налогов физическими лицами, осуществляющими в 2011 году предпринимательскую деятельность с уплатой единого налога

Подразделом 8 раздела ХХ Переходных положений Налогового кодекса предусмотрены особенности взимания единого налога. Так, с 01.01.2011 г. до внесения изменений в раздел XIV Налогового кодекса в части налогообложения субъектов малого предпринимательства действует Указ № 727/98 с учетом нижеприведенных особенностей.

Плательщики единого налога не являются плательщиками следующих определенных Налоговым кодексом налогов и сборов:

  • налога на прибыль предприятий (для юридических лиц);
  • налога на доходы физических лиц (для физических лиц — предпринимателей);
  • налога на добавленную стоимость с операций по поставке товаров и услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины, за исключением НДС, который уплачивается юридическими лицами, избравшими ставку налогообложения 6%;
  • земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые для осуществления предпринимательской деятельности;
  • платы за пользование недрами;
  • сбора за специальное использование воды;
  • сбора за специальное использование лесных ресурсов;
  • сбора за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности.

На 2011 г. остается действующим приказ № 599, которым определен порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога (далее — Свидетельство).

Основанием для выдачи Свидетельства является представление субъектом предпринимательской деятельности — физическим лицом письменного заявления и платежного документа об уплате единого налога не менее чем за календарный месяц. Заявление подается не позднее чем за 15 дней до начала квартала, с которого такой субъект избирает способ налогообложения доходов по единому налогу.

При личной подаче заявления датой подачи считается дата регистрации его в органе ГНС, а при отправлении заявления по почте — дата отправления, указанная в уведомлении о вручении почтового отправления и на конверте в соответствии со штампом отделения связи.

После получения заявления и при наличии платежного документа об уплате единого налога орган ГНС обязан в течение 10 дней бесплатно выдать Свидетельство или предоставить письменный мотивированный отказ.

Предпринимателифизические лица в 2011 г. могут работать с уплатой фиксированного размера налога на доходы физических лиц путем приобретения фиксированного патента.

Глава 1 раздела XIV «Специальные налоговые режимы», которая предусматривала унификацию упрощенной системы налогообложения субъектов хозяйствования с отменой уплаты фиксированного налога, из Налогового кодекса исключена. Также в Налоговом кодексе отсутствуют нормы об утрате силы раздела четвертого Декрета № 13-92 в части взимания фиксированного налога. То есть со вступлением в силу Налогового кодекса предприниматели не утрачивают право осуществления предпринимательской деятельности с уплатой фиксированного налога.

Декретом № 13-92 (п. 1 ст. 14) предусмотрено, что обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности по продаже товаров и предоставлению сопутствующих такой продаже услуг с уплатой фиксированного размера налога путем приобретения патента является, в частности, осуществление предпринимателями такой деятельности на рынках и уплата ими рыночного сбора согласно законодательству.

Статьей 1 Налогового кодекса определен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, плательщиков этих налогов и сборов, их права и обязанности, а также ответственность за нарушение налогового законодательства. Поскольку согласно Заключительным положениям Налогового кодекса Декрет № 56-93 утратил силу 01.01.2011 г., то рыночный сбор с 2011 г. не уплачивается и его неуплата не должна быть препятствием для приобретения (продления) предпринимателями фиксированных патентов на этот год.

Однако условие Декрета № 13-92 относительно осуществления предпринимательской деятельности с уплатой фиксированного налога исключительно на рынках продолжает действовать в Налоговом кодексе.

При осуществлении торговой деятельности не на рынке предприниматели имеют право самостоятельно избрать способ осуществления предпринимательской деятельности и налогообложения полученных от нее доходов: либо согласно ст. 177 Налогового кодекса (по общей системе), либо согласно Указу № 727/98.

Налогообложение операций с недвижимостью

Статьей 172 Налогового кодекса определен порядок налогообложения операций по продаже (обмену) объектов недвижимого имущества.

♦ Часть доходов от операций с имуществом, размер которой определяется согласно положениям статей 172 и 173 Налогового кодекса, включается в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога и является базой обложения налогом на доходы физических лиц.

Доход, полученный плательщиком налога от продажи (обмена) не чаще одного раза в течение отчетного налогового года жилого дома, квартиры или их части, комнаты, садового (дачного) дома (включая земельный участок, на котором расположены такие объекты, хозяйственно-бытовые сооружения и здания, расположенные на таком земельном участке), а также земельного участка, не превышающий норму бесплатной передачи, определенной ст. 121 Земельного кодекса в зависимости от ее назначения, при условии нахождения такого имущества в собственности плательщика налога более трех лет налогом не облагается.

Доход от отчуждения хозяйственно-бытовых сооружений, расположенных на одном участке с жилым или садовым (дачным) домом, которые продаются вместе с ним, для целей налогообложения отдельно не определяется.

Доход, полученный плательщиком налога от продажи в течение отчетного налогового года более одного из объектов недвижимости, указанных в п. 172.1 ст. 172 Налогового кодекса, или от продажи объекта недвижимости, не указанного в этом пункте, подлежит налогообложению по ставке 5%.

При проведении операций по продаже (обмену) объектов недвижимости между физическими лицами нотариус удостоверяет соответствующий договор при наличии оценочной стоимости такого недвижимого имущества и документа об уплате налога в бюджет стороной (сторонами) договора и ежеквартально представляет в орган ГНС по месту расположения государственной нотариальной конторы или рабочего места частного нотариуса информацию о таком договоре, в том числе информацию о его стоимости и сумме уплаченного налога. Порядок определения оценочной стоимости недвижимости и объектов незавершенного строительства, которые продаются (обмениваются), определяется Кабинетом Министров Украины.

Лицо, которое продает или обменивает с другим физическим лицом недвижимость, самостоятельно определяет и уплачивает сумму налога через банковские учреждения до нотариального удостоверения договора купли-продажи, мены.

Налогообложение операций по продаже или обмену объектов движимого имущества

Доход плательщика налога от продажи (обмена) объекта движимого имущества в течение отчетного налогового года облагается налогом по ставке 5% (п. 173.1 ст. 173 Налогового кодекса). Доход от продажи объекта движимого имущества определяется исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже оценочной стоимости такого объекта.

В порядке исключения из положений п. 173.1 ст. 173, при продаже одного из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля, мотоцикла, мотороллера не чаще одного раза в течение отчетного налогового года доходы продавца от указанных операций облагаются налогом по ставке 1%.

Доход, полученный плательщиком налога от продажи в течение отчетного налогового года второго и последующих объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля, мотоцикла, мотороллера, подлежит налогообложению по ставке 5%.

Доход от продажи объекта движимого имущества в виде легкового автомобиля, мотоцикла, мотороллера определяется исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже оценочной стоимости такого объекта и не ниже 25% стоимости такого же нового объекта движимого имущества.

Для целей ст. 173 Налогового кодекса под продажей понимают любой переход права собственности на объекты движимого имущества, кроме их наследования и дарения. Продажа резидентами и нерезидентами унаследованного (полученного в подарок) объекта движимого имущества подлежит налогообложению согласно положениям этой статьи.

Порядок определения резидентского статуса физическим лицом — нерезидентом в 2011 году

В соответствии с пп. «в»  пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса физическое лицо — резидент — это физическое лицо, проживающее в Украине.

В случае если физическое лицо имеет место жительства также за рубежом, оно считается резидентом, если такое лицо имеет место постоянного жительства в Украине; если лицо имеет место постоянного жительства также за рубежом, оно считается резидентом, если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине. В случае если государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить или если физическое лицо не имеет места постоянного жительства ни в одном из государств, оно считается резидентом, если находится в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и день отъезда) в течение периода или периодов налогового года.

Достаточным (но не исключительным) условием определения места нахождения центра жизненных интересов физического лица является место постоянного жительства членов его семьи или его регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Если нет возможности определить резидентский статус физического лица, используя предварительные положения этого подпункта, физическое лицо считается резидентом, если оно является гражданином Украины.

Если вопреки закону физическое лицо — гражданин Украины имеет также гражданство другой страны, то в целях обложения этим налогом такое лицо считается гражданином Украины, не имеющим права на зачет налогов, уплаченных за рубежом, предусмотренного Налоговым кодексом или нормами международных соглашений Украины.

Если физическое лицо является лицом без гражданства и на него не распространяются положения абзацев первого — четвертого пп. 14.1.213 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса, то его статус определяется согласно нормам международного права.

Достаточным основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного места жительства на территории Украины в порядке, установленном Налоговым кодексом, или его регистрация в качестве самозанятого лица.

При этом Налоговый кодекс не содержит нормы о необходимости получения иностранными гражданами каких-либо документов от налоговых органов, подтверждающих статус резидента Украины.

Таким образом, поскольку налоговый агент является лицом, ответственным за правильность начисления, удержания и перечисления налога в бюджет, то обязанность определения статуса резидента Украины у плательщика налогаиностранца для правильного (по соответствующей ставке) налогообложения выплачиваемых ему доходов возлагается на налогового агента, в частности на нотариуса, который удостоверяет договоры дарения, купли-продажи имущества, выдает свидетельство о наследстве, а также на риелторов, которые являются посредниками при заключении договоров аренды.

Налогообложение суммы излишне израсходованных денежных средств, полученных плательщиком налога на командировку или под отчет, и не возвращенной в установленный срок

Налогообложение суммы излишне израсходованных денежных средств, полученных плательщиком налога на командировку или под отчет, и не возвращенной в установленный срок, с 01.01.2011 г. регулируется п. 170.9 ст. 170 Налогового кодекса, согласно которому налоговый агент, выдавший сумму на командировку, должен облагать налогом сумму, превышающую сумму расходов плательщика налога на такую командировку, рассчитанную согласно пп. 140.1.7 п. 140.1 ст. 140 этого Кодекса.

В соответствии с п. 1 Заключительных положений и подраздела 4 Переходных положений Налогового кодекса раздел ІІІ этого Кодекса вступает в силу 01.04.2011 г. Вместе с тем в соответствии с пп. 2 п. 2 Заключительных положений Налогового кодекса Закон о прибыли утрачивает силу 01.04.2011 г.

Следовательно, в течение І квартала 2011 г. еще действуют нормы Закона о прибыли, в том числе нормы пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 относительно расчетов сумм на командировку.

Таким образом, при выполнении норм п. 170.9 ст. 170 Налогового кодекса в І квартале 2011 г. нужно руководствоваться пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 Закона о прибыли.

Налогообложение профсоюзных выплат

В соответствии с пп. 165.1.35 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса не подлежит налогообложению стоимость путевок на отдых, оздоровление и лечение, в том числе на реабилитацию инвалидов, на территории Украины плательщика налога и/или его детей в возрасте до 18 лет, которые предоставляются ему бесплатно или со скидкой (в размере такой скидки) профессиональным союзом, в которую зачисляются профсоюзные взносы плательщика налога — члена такого профсоюза, созданного в соответствии с законодательством Украины, или за счет денежных средств соответствующего фонда общеобязательного государственного социального страхования.

Также не облагается налогом сумма выплат или возмещений (кроме заработной платы или других выплат и возмещений по гражданско-правовым договорам), осуществляемых профсоюзами своим членам в течение года совокупно в размере, не превышающем суммы предельного размера дохода, определенного согласно абзацу первому пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса, установленного на 1 января такого года. При этом указанные выплаты могут осуществляться в размерах и на цели, установленные общим собранием членов профсоюза (пп. 165.1.47 п. 165.1 ст. 165 Кодекса).

Согласно пп. 170.7.2 п. 170.7 ст. 170 этого Кодекса не включается в налогооблагаемый доход целевая или нецелевая благотворительная помощь, предоставляемая плательщику налога, пострадавшему в результате:

  • экологических, техногенных и других катастроф в местностях, объявленных согласно Конституции Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации, — в предельных суммах, определенных Кабинетом Министров Украины;
  • стихийного бедствия, аварий, эпидемий и эпизоотий общегосударственного или местного характера, которые нанесли ущерб или представляют угрозу здоровью граждан, окружающей природной среде, вызвали или могут вызвать человеческие жертвы или потерю собственности граждан, в связи с которыми решение о привлечении (предоставлении) благотворительной помощи было принято соответственно Кабинетом Министров Украины или органом местного самоуправления в предельных суммах, определенных Кабинетом Министров Украины или органом местного самоуправления.

Благотворительная помощь, предоставляемая на указанные цели, должна распределяться через государственный либо местный бюджет или через банковские счета благотворительных организаций, Общества Красного Креста Украины, внесенных в Реестр неприбыльных организаций и учреждений.

Для целей пп. 170.7.2 п. 170.2 ст. 170 Кодекса считается целевой благотворительной помощью и не подлежит налогообложению профсоюзная выплата, осуществленная по решению профсоюза, принятому в установленном порядке в пользу члена такого профсоюза, имеющего статус пострадавшего в результате обстоятельств, указанных в этом подпункте.

Новацией Налогового кодекса является то, что на профсоюзные выплаты своим членам, условия освобождения которых от налогообложения предусмотрены пп. 165.1.47 п. 165.1 ст. 165, не распространяется действие пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170, предусматривающее невключение в налогооблагаемый доход суммы нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется резидентами — юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем суммы 1320 грн.

Налогообложение выигрышей в лотерею

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включается, в частности, доход в виде дивидендов, выигрышей, призов, процентов (кроме процентов, определенных в подпунктах  165.1.2 и 165.1.41 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса, дивидендов, определенных в пп. 165.1.18 этого пункта, а также выигрышей и призов в государственную денежную лотерею в размерах, предусмотренных в пп. 165.1.46).

При этом согласно пп. 165.1.46 не подлежит налогообложению сумма денежных средств, полученных в качестве выигрыша, приза в государственную денежную лотерею в размере, не превышающем 50 размеров минимальной заработной платы (размер минимальной заработной платы устанавливается законом; с 01.01.2011 г. такой размер составляет 941 грн.).

То есть сумма выигрышей в государственную и негосударственную денежные лотереи свыше 47 050 грн. (в соответствии с нормами пп. 165.1.46 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса) подлежит налогообложению по ставке 17%.

Налогообложение выигрышей и призов непосредственно регламентируется п. 170.6 ст. 170 этого Кодекса, согласно которому налоговым агентом плательщика налога при начислении (предоставлении) в его пользу дохода в виде призов (выигрышей) в лотерею или в розыгрыш, призов и выигрышей в денежной форме, полученных за победу и/или участие в любительских спортивных соревнованиях, в том числе в бильярдном спорте, является лицо, осуществляющее такое начисление (выплату).

При начислении (выплате) доходов в виде выигрышей в лотерею или в других розыгрышах, предусматривающих предварительное приобретение плательщиком налога права на участие в таких лотереях или розыгрышах, не принимаются во внимание расходы плательщика налога в связи с получением такого дохода.

Доходы, указанные в п. 170.6 ст. 170 Налогового кодекса, окончательно облагаются налогом при их выплате за их счет.