Єдиный налог

Фиксированный сельскохозяйственный налог

Фиксированный сельскохозяйственный налог (по тексту — ФСН) в Налоговом кодексе представлен как одна из упрощенных систем налогообложения, направленная на поддержку развития аграрного сектора для сельскохозяйственных предприятий.

Особенности взимания ФСН определены главой 2 раздела XIV Налогового кодекса.

Плательщики

Новацией Налогового кодекса является отдельная норма, ограничивающая круг плательщиков ФСН (п. 301.6 ст. 301). Так, не могут быть зарегистрированы в качестве плательщиков ФСН:

  • субъекты хозяйствования, у которых свыше 50% дохода, полученного от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, составляет доход от реализации декоративных растений, диких животных и птиц, меховых изделий и меха;
  • субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по производству и/или реализации подакцизных товаров, кроме виноматериалов виноградных (коды согласно УКТ ВЭД 2204 29-2204 30), произведенных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, используемых такие виноматериалы для производства готовой продукции;
  • субъекты хозяйствования, которые на день представления документов для приобретения статуса плательщика налога имеют налоговый долг (недоимку), за исключением безнадежного налогового долга (недоимки), возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Если при проведении проверки выявлено, что плательщик осуществляет деятельность по производству и/или реализации подакцизных товаров, кроме виноматериалов (коды согласно УКТ ВЭД 2204 29 — 2204 30), произведенных на предприятиях вторичного виноделия, использующих такие виноматериалы для производства готовой продукции, независимо от доли такого дохода в общей сумме дохода, орган государственной налоговой службы отменяет такому плательщику регистрацию плательщика ФСН.

Учитывая то, что в 2010 г. механизм взимания ФСН не предусматривал ограничения для плательщиков ФСН, осуществление сельскохозяйственными предприятиями в 2010 г. деятельности по производству и/или реализации подакцизных товаров не является основанием для отказа в регистрации таких субъектов плательщиками ФСН при условии их соответствия требованиям, определенным статьями 301 и 308 Налогового кодекса.

Таким образом, для приобретения статуса плательщика ФСН необходимо: быть сельскохозяйственным товаропроизводителем, иметь долю сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год, равную или превышающую 75%.

Вместе с тем в отличие от действующего законодательства перечень доходов сельскохозяйственного товаропроизводителя, полученных от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, определен п. 308.4 ст. 308 Налогового кодекса, дополнен доходами, полученными от реализации продукции:

  • растениеводства на закрытом грунте и продуктов ее переработки на собственных предприятиях;
  • животноводства и птицеводства и продуктов их переработки на собственных предприятиях.

Ставки

Необходимо обратить внимание на то, что Налоговым кодексом предусмотрено установление отдельной ставки этого налога для пашни, сенокосов и пастбищ в размере 1% их нормативной денежной оценки для сельскохозяйственных товаропроизводителей, специализирующихся на производстве (выращивании) и переработке продукции растениеводства на закрытом грунте при соблюдении условия по превышению доли дохода, полученного от реализации такой продукции и продукции ее переработки, двух третей дохода (66%) от реализации всей собственной производственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

Объект и база налогообложения

Кодексом установлено, что объектом обложения ФСН является площадь сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений) и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), находящаяся в собственности сельскохозяйственного товаропроизводителя или предоставленная ему в пользование, в том числе на условиях аренды.

Базой обложения ФСН является нормативная денежная оценка 1 га сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений), проведенная по состоянию на 1 июля 1995 г., для земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) — нормативная денежная оценка 1 га пашни в Автономной Республике Крым или в области, проведенная по состоянию на 1 июля 1995 г.

Следовательно, индексация нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) при исчислении ФСН не проводится.

Порядок перечисления и сроки уплаты налога

Базовым налоговым (отчетным) периодом для ФСН остается календарный год.

В Налоговом кодексе сохранена норма, согласно которой сельскохозяйственные товаропроизводители самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно и по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года представляют в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению плательщика налога и месту расположения земельного участка налоговую декларацию на текущий год.

Уплата этого налога проводится ежемесячно в течение 30 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца, в размере одной трети суммы налога, определенной на каждый квартал от годовой суммы налога. Порядок уплаты, установленный Налоговым кодексом, является идентичным нормам действующего законодательства.

Базовым налоговым (отчетным) периодом для ФСН остается календарный год (начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года).

Порядок приобретения и отмены статуса плательщика ФСН

Дата приобретения и подтверждения статуса плательщика ФСН сельскохозяйственным товаропроизводителям не изменилась. До 1 февраля текущего года сельскохозяйственные товаропроизводители представляют:

  • общую налоговую декларацию по налогу на текущий год по всей площади земельных участков, с которых взимается налог (сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений) и/или земель водного фонда внутренних водоемов (озер, прудов и водохранилищ)), — в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению (месту нахождения на налоговом учете);
  • отчетную налоговую декларацию по налогу на текущий год отдельно по каждому земельному участку — в орган государственной налоговой службы по месту расположения такого земельного участка;
  • расчет доли сельскохозяйственного товаропроизводства в органы государственной налоговой службы по своему местонахождению и/или по месту расположения земельных участков по форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти по вопросам государственной аграрной политики по согласованию с центральным органом государственной налоговой службы;
  • сведения (справку) о наличии земельных участков — в органы государственной налоговой службы по своему местонахождению и/или по месту расположения земельных участков.

В сведении (справке) о наличии земельных участков указываются сведения о каждом документе, устанавливающем право собственности и/или пользования земельными участками, в том числе о каждом договоре аренды земельной доли (пая).

Подтверждение размера площадей сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности сельскохозяйственного производителя или предоставленных ему в пользование, в том числе на условиях аренды, и их нормативной денежной оценки осуществляется соответствующими органами государственных земельных ресурсов по месту расположения земельного участка.

Вместе с тем налоговые органы по местонахождению сельскохозяйственного товаропроизводителя должны в течение 10 рабочих дней с даты представления налоговой декларации или заявления выдать справку о приобретении или подтверждении статуса плательщика ФСН.

Особенности уплаты ФСН

Также обращаем внимание на то, что Налоговым кодексом изменен перечень налогов и сборов, плательщиками которых не являются сельскохозяйственные товаропроизводители со статусом плательщика ФСН (п. 307.1 ст. 307). Это связано с тем, что сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, исключен из перечня общегосударственных сборов, а коммунальный налог — из местных.

Эти налоги заменены сбором за специальное использование воды и сбором за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности (в части осуществления торговой деятельности).

Кроме того, освобождение от земельного налога установлено за земельные участки, используемые для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.

Налоги и сборы, не указанные в этом пункте, уплачиваются плательщиком налога в порядке и размерах, установленных Налоговым кодексом, а единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование — в порядке, определенном Законом о ЕСВ. 

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42