Юридическая практика
Тема: НДС

Завышение суммы бюджетного возмещения НДС по операциям, связанным со строительством торгового центра

Суть дела. По результатам проведения внеплановой выездной проверки общества относительно достоверности начисления суммы бюджетного возмещения НДС в уменьшение налоговых обязательств последующих налоговых периодов органом ГНС составлен акт и вынесено налоговое уведомление-решение, которым заявленная сумма уменьшена к бюджетному возмещению.

Налогоплательщик не соглашается с позицией налогового органа, поскольку считает, что при осуществлении хозяйственной деятельности им не были нарушены нормы законодательства Украины, правомерно сформирован налоговый кредит по НДС и заявлена сумма к возмещению.

Решение суда. Высший административный суд Украины, поддерживая позицию налогового органа, отметил следующее.

Налоговым органом в соответствии с нормами законодательства проведена проверка истца относительно достоверности начисления суммы бюджетного возмещения НДС в уменьшение налоговых обязательств последующих налоговых периодов.

По результатам проведения проверки составлен акт и вынесено налоговое уведомление-решение, которым субъекту хозяйствования уменьшена сумма бюджетного возмещения НДС.

При проведении проверки выявлено нарушение субъектом хозяйствования пп. 7.7.11 п. 7.7 ст. 7 Закона об НДС вследствие завышения суммы бюджетного возмещения по операциям, связанным со строительством торгового центра.

Не соглашаясь с уменьшением суммы бюджетного возмещения, общество обратилось в суд с иском о признании действий налогового органа противоправными и об отмене налогового уведомления-решения.

Решением суда первой инстанции иск оставлен без удовлетворения. Решением суда апелляционной инстанции апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, а решение суда первой инстанции — без изменений.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы субъекта хозяйствования Высший административный суд Украины пришел к выводу, что решения судов первой и апелляционной инстанций соответствуют требованиям законодательства, учитывая следующее.

В соответствии с пп. 7.7.11 п. 7.7 ст. 7 Закона об НДС не имеет права на получение бюджетного возмещения, в частности, лицо, у которого объемы облагаемых налогом операций за последние 12 календарных месяцев меньше, нежели заявленная сумма к бюджетному возмещению (кроме начисления налогового кредита вследствие приобретения или сооружения (строительства) основных фондов).

Суды первой и апелляционной инстанций, определяясь со смыслом понятия облагаемой налогом операции, правильно исходили из того, что согласно п. 1.1 ст. 1 Закона об НДС под облагаемыми налогом операциями следует понимать какие-либо операции плательщиков налога, подлежащие обложению НДС.

Перечень облагаемых налогом операций определен п. 3.1 ст. 3 указанного Закона, в соответствии с которым к облагаемым налогом операциям, в частности, относятся поставки товаров или услуг.

Положениями п. 1.4 ст. 1 Закона об НДС предусмотрено, что поставка товаров — это какие-либо операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на такие товары за компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатной поставке товаров (результатов работ) и операции по передаче имущества арендодателем (лизингодателем) на баланс арендатора (лизингополучателя) согласно договорам финансовой аренды (лизинга) или поставки имущества, согласно каким-либо другим договорам, условия которых предусматривают отсрочку оплаты и передачу права собственности на такое имущество не позднее даты последнего платежа.

Из правового анализа указанных законодательных норм следует, что налогооблагаемая поставка является разновидностью облагаемой налогом операции, при этом главным признаком такой облагаемой налогом операции, а следовательно, и налогооблагаемой поставки, является возникновение в результате ее осуществления объекта обложения НДС.

Учитывая вышеуказанное, судебные инстанции пришли к выводу, что под облагаемыми налогом операциями следует понимать поставку товаров или услуг, в результате которых у плательщика налогапоставщика возникает объект обложения НДС и, соответственно, начисляются налоговые обязательства по этому налогу. Под понятие налогооблагаемых операций не подпадают операции плательщика налога по приобретению товаров и услуг, в том числе те, по которым у покупателя возникает право на налоговый кредит, а также операции, освобожденные от налогообложения или не являющиеся объектом налогообложения согласно статьям 3 и 5 Закона об НДС.

Так, предыдущие судебные инстанции правильно отметили, что законодательство действительно предусматривает право на получение бюджетного возмещения при условии понесения расходов, связанных именно со строительством основных фондов. Судебными инстанциями установлено, что указанные обстоятельства не нашли подтверждения в ходе судебного рассмотрения дела, поскольку расходы на сооружение торгового центра отражались предприятием на счету 151 «Капитальные инвестиции», и даже учитывая именно процесс сооружения торгового центра истцом не было доказано, что этот центр по окончании строительства будет иметь статус основных фондов, поскольку представитель истца предоставил объяснение, что часть комплекса предназначена для продажи, что обусловливает его статус как товара. Часть, которую будет использовать истец, выделена не была. Каких-либо распорядительных документов относительно того, каким образом должен использоваться в хозяйственной деятельности построенный комплекс и какая его часть подлежит продаже, истец не предоставил, поэтому суды пришли к правильным выводам о невозможности установления, в какой именно части заявление бюджетного возмещения НДС соответствовало бы требованиям п. 7.7 ст. 7 Закона об НДС.

Высший административный суд Украины также соглашается с выводами судебных инстанций о безосновательности доводов истца о том, что требование об ограничении права на получение бюджетного возмещения НДС касается только его получения путем возврата денежных средств, а не в случае осуществления бюджетного возмещения путем «зачисления» суммы НДС в уменьшение налоговых обязательств по НДС следующих налоговых периодов.

Так, пп. 7.7.1 п. 7.7 ст. 7 Закона об НДС предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате (перечислению) в бюджет или бюджетному возмещению, определяется как разность между суммой налогового обязательства отчетного налогового периода и суммой налогового кредита такого отчетного налогового периода.

При положительном значении суммы, рассчитанной согласно пп. 7.7.1 этого пункта, такая сумма подлежит уплате (перечислению) в бюджет в сроки, установленные законом для соответствующего налогового периода.

При отрицательном значении суммы, рассчитанной согласно пп. 7.7.1 п. 7.7 ст. 7 Закона об НДС, такая сумма учитывается в уменьшение суммы налогового долга по этому налогу, возникшего за предыдущие налоговые периоды (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с законом), а при его отсутствии зачисляется в состав налогового кредита следующего налогового периода.

Если в следующем налоговом периоде сумма, рассчитанная согласно пп. 7.7.1 этого пункта, имеет отрицательное значение, то бюджетному возмещению подлежит часть такого отрицательного значения, равная сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров (услуг) в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров (услуг) (пп. «а» пп. 7.7.2 п. 7.7 ст. 7 Закона об НДС).

При этом в соответствии с пп. 7.7.3 п. 7.7 ст. 7 указанного Закона плательщик налога может принять самостоятельное решение о зачислении надлежащей ему полной суммы бюджетного возмещения в уменьшение налоговых обязательств по этому налогу следующих налоговых периодов.

Из правового анализа приведенных законодательных норм следует, что Закон об НДС предусматривает два способа бюджетного возмещения НДС, а именно: получение рассчитанной согласно пп. 7.7.1 п. 7.7 ст. 7 указанного Закона суммы на расчетный счет плательщика налога или же зачисление надлежащей налогоплательщику полной суммы бюджетного возмещения в уменьшение налоговых обязательств следующих налоговых периодов.

При этом пп. 7.7.11 п. 7.7 ст. 7 Закона об НДС не содержит предостережений относительно того, что правовые нормы приведенного подпункта не применяются в случае если плательщик налога выбрал способ бюджетного возмещения путем зачисления суммы бюджетного возмещения в счет уменьшения налоговых обязательств следующих налоговых периодов.

Следовательно, налоговое уведомление-решение органа ГНС является правомерным, что подтверждается выводами судов предыдущих инстанций.

Учитывая указанное, Высший административный суд Украины отказал в удовлетворении кассационной жалобы субъекту хозяйствования, а решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменений.


Владислав КОЧКАРОВ,
директор Департамента правовой работы ГНС Украины

Анна ЗВЫЧАЙНАЯ,
главный государственный налоговый инспектор отдела
представительства интересов органов ГНС в судах кассационной
инстанции и обобщения судебной практики Юридического управления ГНС Украины