Бухучет
Тема: Бухгалтерский учет, Налог на прибыль, НДС

Расходы на маркетинг: бухгалтерский и налоговый учет

Определение понятия маркетинга

Маркетинг — это исследование целевого сегмента рынка, проводимое субъектом хозяйствования с целью увеличения объемов продажи товаров, продукции, работ (услуг). Маркетинговые исследованиякомплекс мероприятий, предусматривающий сбор и анализ информации в целях исследования рынков продажи и выявления факторов спроса потребителя для минимизации риска при принятии стратегических решений в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Такие исследования предприятия могут осуществлять самостоятельно при наличии соответствующих специалистов, однако чаще всего для решения указанных вопросов прибегают к помощи специализированных организаций, предоставляющих маркетинговые услуги. Некоторые маркетинговые услуги могут предоставляться как дополнительные услуги, сопровождающие процесс продажи, и другими контрагентами предприятия — поставщиками (подрядчиками) и/или покупателями.

В процесс маркетинга также включены:

  • отбор целевых рынков — определение объемов спроса, сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке;
  • разработка и обоснование комплекса маркетинговых мероприятий: стратегии, тактики, содержания товарной ценовой политики, выбор методов распространения и стимулирования сбыта;
  • применение маркетинговых мероприятий и контроль за их выполнением.

В сфере торговой деятельности маркетинг предусматривает проведение комплекса мероприятий: анализ конъюнктуры рынка, исследование в сфере ценообразования, влияние на уровень спроса, налаживание коммуникаций и т. п. Заказчиками маркетинговых исследований, как правило, являются крупные товаропроизводители и оптовые продавцы (дистрибьюторы). Довольно часто предприятия покупают готовые исследования определенного рынка. Что касается исполнителя, то осуществляемая им деятельность должна соответствовать нормам КВЭД 74.13.0 «Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения» в соответствии с ДК 009:2005 или КВЭД 73.20 такого же содержания согласно ДК 009:2010 (действует с 01.01.2012 г.).

Маркетинговые исследования экономико-правового характера близки к научно-исследовательским работам, поэтому при заключении договора на их проведение целесообразно ориентироваться на нормы главы 62 «Выполнение научно-исследовательских или исследовательско-конструкторских и технологических работ» Гражданского кодекса. В соответствии с этими нормами заказчик обязан:

  • дать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу (технико-экономические показатели) или тематику работ;
  • передать исполнителю необходимую для выполнения работ информацию;
  • принять выполненные работы и оплатить их.

Исполнитель обязан:

  • выполнить работы согласно программе (технико-экономическим показателям) или тематике, согласованной с заказчиком, и передать ему результат в срок, установленный договором;
  • соблюдать требования, связанные с охраной прав интеллектуальной собственности;
  • воздерживаться от публикации без согласия заказчика результатов, полученных при выполнении работ;
  • принимать меры для защиты полученных при выполнении работ результатов, которые подлежат правовой охране, и информировать об этом заказчика;
  • немедленно информировать заказчика о выявленной невозможности получить ожидаемые результаты и нецелесообразности продолжения работы.

Документальное оформление маркетинговых услуг

Как уже упоминалось выше, общие требования к содержанию договора на проведение маркетинговых исследований изложены в главе 62 Гражданского кодекса. Кроме того, при заключении такого договора необходимо предусмотреть конкретные направления и объекты маркетинговых исследований, в частности изучение:

  • потенциальных возможностей осуществления операций купли-продажи объекта маркетинговых исследований на определенной территории;
  • объема предвиденных продаж и поиск покупателей;
  • потребностей и эффективности проведения рекламной кампании данной продукции;
  • спроса на данную продукцию и сведений о возможных потребителях.

Также с маркетингом тесно связана организация и проведение презентаций с предоставлением бесплатных образцов товара.

Учитывая разнообразие объектов исследований в маркетинге особое место занимают такие объекты, как товарный рынок в целом, его отдельные компоненты и параметры (покупатели, конкуренты, поставщики, посредники, цены, динамика развития, структура, географическое расположение и т. п.).

Договор на предоставление маркетинговых услуг должен содержать довольно подробное описание проведенных исследований, позволяющих определить их характер, согласно чему они могут подразделяться на расходы:

  • на текущие маркетинговые исследования;
  • на стратегическое исследование конъюнктуры рынка.

Это важно при отражении операций в бухгалтерском учете, о чем будет идти речь ниже.

Результат проведенных исследований должен оформляться в виде отчета. Отчет может состоять из следующих разделов:

  • цель и предмет договора, которые предусматривают осуществление анализа основных характеристик и оценки перспектив развития существующего производства (ассортимента товаров), проведение финансово-экономического расчета и определение целесообразности вложения денежных средств в его расширение или создание нового;
  • анализ конкуренции между самыми крупными производителями на оптовом и розничном рынке продажи и оценка уровня конкуренции;
  • основные тенденции развития рынка, динамика изменения цен, ассортимент продукции (товара);
  • политика ценообразования;
  • анализ импорта и экспорта продукции (товаров) и их влияние на рынок;
  • описание потенциальных потребителей и количественных показателей (вместительность рынка) плановой продажи;
  • план продажи;
  • оценка рисков, финансовый план, анализ эффективности проекта;
  • прогнозный уровень рентабельности, срок окупаемости проекта;
  • заключения по проведенным исследованиям.

Далее для подтверждения самого факта осуществления хозяйственной операции необходимо составить акт приемки-передачи услуг, который в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона о бухучете должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • название документа (формы);
  • дату и место составления;
  • наименование предприятия, от имени которого составлен документ;
  • содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;
  • должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личная подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать личность, принимавшую участие в хозяйственной операции.

Раздел акта приемки-передачи услуг, в котором изложена суть хозяйственной операции, должен по своему смыслу соответствовать данным договора на предоставление маркетинговых услуг и данным отчета о проведенных маркетинговых исследованиях.

Отражение в бухгалтерском учете расходов на маркетинговые услуги

В соответствии с п. 19 ПБУ 16 расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг) являются составной частью расходов на сбыт, поскольку связаны с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг). Кроме того, в случае если маркетинговые исследования проводятся предприятием впервые с целью получения и понимания новых научных и технических знаний, согласно п. 9 ПБУ 8 они не признаются нематериальным активом, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены. То же касается расходов на рекламу и продвижение продукции на рынке.

В Методических рекомендациях № 145 установлен перечень расходов на проведение маркетинговых мероприятий. В соответствии с п. 3.8 этих Методических рекомендаций к ним относятся следующие расходы:

  • на проведение маркетинговых исследований рынка, конкурентных преимуществ, перспектив развития товарного ассортимента;
  • на оформление витрин, выставок-продаж, комнат, где есть образцы товаров (продукции);
  • на командировку работников на выставку-продажу;
  • стоимость образцов товаров (продукции), которые переданы непосредственно покупателям или посредническим организациям согласно контрактам и договорам бесплатно и не подлежат возврату;
  • на разработку и выпуск рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, афиш, открыток, плакатов и т. п.);
  • на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов фирменных пакетов и упаковки;
  • на рекламу в средствах массовой информации (объявления в печати, теле- и радиопередачах);
  • на приобретение, изготовление, копирование, дублирование рекламных кино-, видео- и диафильмов);
  • на оформление световой, щитовой, компьютерной, транспортной и другой внешней рекламы;
  • на содержание автоответчиков для покупателей;
  • на проведение других маркетинговых мероприятий, связанных со сбытом товаров.

Согласно Инструкции № 291 бухгалтерский учет расходов на маркетинг, имеющих текущий характер, осуществляется на балансовом счете 93 «Расходы на сбыт».

Отражение хозяйственных операций, связанных с осуществлением расходов на маркетинг, имеющих текущий характер, осуществляется с помощью следующей корреспонденции счетов:

  • Дебет счета 93 — Кредит счета 66 «Расчеты по выплатам работникам» — начисление заработной платы работникам функциональных подразделений, обеспечивающим осуществление маркетинговых мероприятий;
  • Дебет счета 93 — Кредит счета 65 «Расчеты по страхованию» — начисление единого социального взноса из фонда оплаты труда работников, обеспечивающих осуществление маркетинговых мероприятий;
  • Дебет счета 93 — Кредит счета 131 «Износ основных средств» — начисление амортизации на основные средства, задействованные в маркетинговых мероприятиях или закрепленные за службой маркетинга;
  • Дебет счета 93 — Кредит счетов 20 «Производственные запасы», 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 26 «Готовая продукция», 28 «Товары» и т. п. — списание запасов, использованных с целью обеспечения осуществления маркетинговых мероприятий;
  • Дебет счета 93 — Кредит счета 372 «Расчеты с подотчетными лицами» — отражение командировочных расходов работников маркетинговых служб;
  • Дебет счета 93 — Кредит счетов 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 685 «Расчеты с другими кредиторами» — отражение с целью проведения маркетинговых мероприятий использования услуг сторонних организаций (размещение рекламы в печати, по радио и телевидению, заказ на полиграфическую продукцию рекламного характера, заказ на дизайнерское оформление витрин, выставок-продаж, заказ на различные маркетинговые исследования и т. п.).

Рассмотрим на условном примере порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на маркетинг.

Пример

Учет расходов на маркетинг по текущей продаже

На предприятии ООО «Меркурій Плюс» (предприятие розничной торговли) в мае 2012 г. отделом маркетинга с целью увеличения объема продажи в текущем периоде были понесены следующие расходы:

  • стоимость услуг по изготовлению цветных фотографий образцов реализуемых предприятием товаров составляла 1100 грн., кроме того, НДС 20%220 грн.;
  • стоимость рекламы в печати о скидке в течение мая 2012 г. составила 880 грн., кроме того, НДС 20%176 грн.;
  • расходы материального характера (отпущено со склада предприятия) на предпродажную подготовку товаров (упаковка, комплектация, нанесение дополнительной информации о товаре, его продавце и производителе) составили 900 грн.;
  • другие расходы (отпущено со склада предприятия) на оформление витрин магазинов и их освещение составили 1200 грн.;
  • заработная плата отдела маркетинга и отчисления единого социального взноса на обязательное государственное пенсионное страхование составили 18 000 грн.;
  • износ основных средств, закрепленных за отделом маркетинга (персональные компьютеры, ксерокс и прочее),940 грн.

Итого: расходы на маркетинг в мае 2012 г. составили 23 020 грн.

В бухгалтерском учете приведенные операции отражаются следующим образом:


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Дебет

Кредит

1

Осуществлены расходы на изготовление цветных фотографий образцов товаров

685

311

1320,00

641/НДС

644

220,00

93

685

1100,00

644

685

220,00

2

Осуществлены расходы на рекламу в печати о скидке

685

311

1056,00

641/НДС

644

176,00

93

685

880,00

644

685

176,00

3

Отражены расходы материального характера на предпродажную подготовку товаров

93

20, 22

900,00

4

Отражены расходы на оформление витрин магазинов и их освещение

93

20, 22

1200,00

5

Начислена заработная плата работникам отдела маркетинга и единый социальный взнос

93

66, 65

18 000,00

6

Начислен износ основных средств, закрепленных за службой маркетинга

93

131

940,00

7

Отнесены на маркетинг расходы на финансовый результат

791

93

23 020,00

 

Налоговый учет расходов на  маркетинговые мероприятия

Налог на прибыль

В соответствии с пп. 14.1.108 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса маркетинговые услуги (маркетинг) — услуги, обеспечивающие функционирование деятельности плательщика налога в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управления движения продукции (работ, услуг) к потребителю и обслуживания потребителя в рамках хозяйственной деятельности такого плательщика. То есть для включения расходов на маркетинг в состав расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, необходимо, чтобы такие расходы были связаны с ведением собственной хозяйственной деятельности предприятия.

Согласно пп. «г» 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров как составная часть расходов на сбыт включаются в состав других расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения. Другие расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены, согласно правилам ведения бухгалтерского учета (п. 138.5 ст. 138 этого Кодекса).

В соответствии с п. 138.2 ст. 138 Налогового кодекса расходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II этого Кодекса. То есть первичные документы (акты приемки-передачи услуг, накладные, раздаточные ведомости, акты списания запасов и т. п.) должны соответствовать требованиям обязательных реквизитов, изложенным в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

Вместе с тем согласно пп. 139.1.13 п. 139.1 ст. 139 указанного Кодекса расходы, понесенные в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе в объеме, превышающем 4% дохода (выручки) реализации продукции (товаров, работ, услуг) (без учета НДС и акцизного налога) за предыдущий год, не включаются в состав расходов, учитываемых при определении базы налогообложения. Также в состав расходов не включаются расходы, понесенные в связи с приобретением у нерезидента услуг (работ) по консалтингу, маркетингу, рекламе, если платежи осуществляются в пользу лица — нерезидента, имеющего оффшорный статус. В других случаях ограничений, касающихся отнесения расходов на маркетинг к составу расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, нет.

Аналогичное разъяснение содержится в обобщающей налоговой консультации об отнесении расходов на оплату маркетинговых и рекламных услуг к составу расходов, утвержденной приказом № 123.

Расходы на маркетинг подлежат отражению в строке 06.2 «Расходы на сбыт» декларации по налогу на прибыль.

Налог на добавленную стоимость

Операции по поставке плательщиком НДС маркетинговых услуг являются объектом обложения НДС независимо от того, кому они предоставляются — резиденту или нерезиденту.

НДС, уплаченный (начисленный) в связи с приобретением товаров и услуг с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в хозяйственной деятельности плательщика НДС, включается в состав налогового кредита (пункты 198.1 и 198.3 ст. 198 Налогового кодекса).

При этом согласно п. 198.6 ст. 198 этого Кодекса не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденные налоговыми накладными.

Датой возникновения права на налоговый кредит является дата первого из событий: либо дата списания денежных средств с расчетного счета в оплату стоимости товара, либо дата получения товара, что подтверждено налоговой накладной (п. 198.2 ст. 198 Налогового кодекса).

Следовательно, при условии получения от контрагента (плательщика НДС) надлежащим образом оформленной налоговой накладной и если предприятие несет расходы на маркетинговые мероприятия для дальнейшего их использования в налогооблагаемых операциях при ведении собственной хозяйственной деятельности, сумма НДС, уплаченного (начисленного) в связи с понесением таких расходов, включается в состав налогового кредита плательщика НДС.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42