Интервью

«Сопровождать и… не мешать»

Как известно, программой экономических реформ на 2010 — 2014 гг. «Состоятельное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» предусмотрено реформирование налоговой системы с использованием мирового опыта. Одним из этапов проводимых в стране реформ является принятие Налогового кодекса, в котором сопровождение крупных налогоплательщиков закреплено за специализированными налоговыми инспекциями. О том, как работает одна из них — в г. Одессе — рассказывает председатель комиссии по проведению реорганизации СГНИ по работе с крупными налогоплательщиками в г. Одессе, заместитель председателя ГНА в Одесской области — начальник СГНИ по работе с крупными налогоплательщиками в г. Одессе Василий Нечитайло.


— Василий Анатольевич, специализированные инспекции по работе с крупными плательщиками в Украине были созданы в 2000 году. Более 10 лет плодотворно работает и Одесская инспекция. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что почти половина налоговых поступлений в госбюджет области собирает СГНИ. Как удается достичь таких результатов?

— Крупным предприятиям, переходящим на учет в специализированную инспекцию, предоставляются значительные организационные преимущества. Во-первых, в инспекции предусмотрен комплексный подход к предприятиям, а это означает, что состоящие на налоговом учете крупные налогоплательщики объединены спецификой осуществляемой ими экономической деятельности. Во-вторых, налоговики общаются с должностными лицами предприятий в формате, предусматривающем сокращение времени, потраченного плательщиком на выполнение обязательных налоговых процедур.

Также для крупных налогоплательщиков предусмотрен принцип «единого окна», подразумевающий предоставление налоговых консультаций крупным налогоплательщикам в отраслевых отделах по всем видам налоговых платежей. За каждым отдельным налогоплательщиком закреплен координатор, что позволяет оперативно решать любые вопросы.

В соответствии с п. 49.4 ст. 49 Налогового кодекса Украины крупные налогоплательщики представляют отчетность в электронном виде. Ныне этот метод является одним из приоритетных направлений в развитии партнерских отношений между органами налоговой службы и налогоплательщиками. Электронная отчетность имеет множество преимуществ для плательщика: это — экономия рабочего времени и средств на приобретение бланков отчетности, гарантированное оперативное отслеживание изменений форм отчетности (и не только налоговой), арифметический контроль за показателями деклараций, избавление от очередей при подаче отчетности. Сегодня 100% плательщиков представляют в инспекцию отчетность в электронном виде.

— Какие основные задачи стоят перед Вами и инспекцией и как Вы намерены их решать на практике?

— Я настроен на то, чтобы задействовать в работе имеющийся профессиональный потенциал и настойчивость подчиненных. Рассчитываю на полную отдачу с их стороны и поддержку при исполнении поставленных перед службой задач, одной из главных среди которых является наполнение бюджетов всех уровней, создание благоприятного налогового климата и налаживание партнерских отношений с бизнесом, что позволит повысить эффективность работы инспекции в целом. Акцентируем внимание на разъяснительной работе. Это будет стимулировать добровольную уплату налогов, создавать комфортные условия для обслуживания налогоплательщиков. Плательщики не должны тратить свое рабочее время в очередях для представления отчетности, получения консультаций. В плательщиках мы видим не объект контроля, а объект сопровождения, которому в его деятельности необходимо помогать и… не мешать.

Результатом сотрудничества инспекции с плательщиками является тот факт, что с 2005 г. уровень добровольной уплаты налогов в нашей СГНИ стабильно превышает 99,7%. Необходимо также отметить желание отдельных крупных предприятий региона участвовать в эксперименте по внедрению проекта «Горизонтальный мониторинг». Это — новая форма работы налоговой службы с плательщиками, которая применяется в развитых европейских странах и дает хорошие результаты. Она способствует повышению уровня обслуживания плательщиков и помогает предпринимателям на начальном этапе избежать рискованных операций. Налоговая служба будет постепенно переходить на такую форму сотрудничества, прежде всего с крупными налогоплательщиками.

Среди ее преимуществ — минимизация общения плательщиков с налоговыми органами, возможность проведения независимого аудита, существенное уменьшение, а в дальнейшем, возможно, и полное отсутствие плановых и внеплановых проверок. И все это ради создания эффективной для бюджета и необременительной для добросовестных налогоплательщиков системы администрирования налогов. Реализация проекта должна изменить подход и контроль налоговых органов за деятельностью налогоплательщиков. Отказ от политики проверок и переход к стандартам международного аудита наладит не только взаимоотношения с налогоплательщиками, но и послужит стимулом для добросовестного выполнения своих конституционных обязанностей.

Кроме того, предусматривается создание Интернет-портала для крупных плательщиков, на котором после идентификации можно будет ознакомиться с налоговой информацией о себе. Таким образом, участнику проекта совсем не обязательно проводить сверку расчетов непосредственно в инспекции. В эксперименте смогут участвовать только те налогоплательщики, к которым имеется высокая степень налогового доверия. В Одесском регионе — это ПАО «Лукойл Одесский НПЗ». Высказали желание участвовать в эксперименте ГП «Одесская железная дорога» и ГП «МТП «Южный».

— Закончился 2011 год. Удачным ли он был для коллектива СГНИ?

— Наши плательщики в прошлом году обеспечили поступления в общий фонд госбюджета в размере 3,103 млрд. грн., что превысило 55% общих поступлений по области. По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. показатели увеличились на 584,3 млн. грн. И это при том, что количество предприятий, находящихся на учете в СГНИ, уменьшилось.

Среди лучших налогоплательщиков — ГП «Одесская железная дорога», ГП «Одесский морской торговый порт», ПАО «Одессагаз», ООО «Промышленно-торговая компания «Шабо», ГП «МТП «Южный». В государственный бюджет в 2011 г. они уплатили соответственно 696,2 млн. грн., 307,3 млн. грн., 52,3 млн. грн., 143,1 млн. грн. и 268,8 млн. грн. Весомым был вклад этих предприятий и в местный бюджет.

За этими красноречивыми цифрами — кропотливая работа всех специалистов инспекции. Вообще сегодня необходимо быть ближе к плательщикам, чтобы они знали, чем занимается инспекция, каких результатов добилась в работе и что планирует на ближайшее будущее. Наладить контакт с плательщиками нам помогают средства массовой информации. В прошлом году, например, в местных газетах было опубликовано 160 статей о деятельности СГНИ и 234 — о нормах налогового законодательства. В прессе мы регулярно ведем страничку, на которой публикуем ответы на вопросы, поступающие в инспекцию во время проведения «горячих линий» (таких мероприятий в 2011 г. провели 60).

Не забываем и о молодежи. Формирование у молодых людей налоговой культуры остается одним из приоритетных направлений работы СГНИ. Ученики Одесского экономического лицея и других общеобразовательных школ с большим удовольствием слушают наши лекции. Такие лекции, кстати, любят проводить наши ветераны налоговой службы. Они помогают своим волонтерским движением донести до плательщиков и молодежи историю налоговой службы, ее становление, рассказывают об особенностях налоговой службы разных эпох и государств, о взаимосвязи и передаче традиций, что особенно ценно для грядущего поколения.


Беседовал
Александр КРЮЧКОВ,
krolmi@ukr.net

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42