Новости

Особенности бюджетного возмещения НДС

Основным нововведением в процедуре бюджетного возмещения НДС в соответствии с Налоговым кодексом является введение механизма автоматического возмещения НДС добросовестным плательщикам.

Нормы Налогового кодекса в части обработки налоговых деклараций по заявленным суммам бюджетного возмещения НДС начнут применяться уже к отчетности за первый налоговый период 2011 г.

Рассмотрим детальнее, чего ждать плательщикам и налоговикам в обновленном порядке бюджетного возмещения НДС.

Критерии автоматического возмещения НДС

Во исполнение п. 200.20 ст. 200 Налогового кодекса плательщики налога, представившие декларации с заявленными суммами бюджетного возмещения НДС, будут подлежать обработке в автоматическом режиме на соответствие критериям, определенным в п. 200.19 ст. 200 Налогового кодекса, а именно:

  • такие плательщики налога не находятся в судебных процедурах банкротства в соответствии с Законом о банкротстве;
  • юридические лица и физические лица — предприниматели включены в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, и в этот реестр о них не внесены записи об отсутствии подтверждения сведений, отсутствии по местонахождению (месту жительства), принятии решений о выделении, прекращении юридического лица, предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, признании полностью либо частично недействительными учредительных документов или изменений к учредительным документам юридического лица, прекращении государственной регистрации юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя и относительно таких лиц отсутствуют решения или сведения, на основании которых проводится государственная регистрация прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя;
  • плательщики налога осуществляют операции, к которым применяется нулевая ставка (удельный вес которых в течение предыдущих двенадцати последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) совокупно составляет не менее 50% общего объема поставок (для плательщиков налога с квартальным отчетным периодом — в течение предыдущих четырех последовательных отчетных периодов);
  • общая сумма расхождений между налоговым кредитом, сформированным плательщиком налога по приобретенным товарам/услугам и налоговым обязательствам его контрагентов, в части поставки таких товаров/услуг по данным налоговых накладных не превышает 10% заявленной плательщиком налога суммы бюджетного возмещения;
  • если средняя заработная плата не менее чем в 2,5 раза превышает минимальный установленный законодательством уровень в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разделом IV Налогового кодекса;
  • имеют один из следующих критериев: или количество работников, состоящих в трудовых отношениях с такими плательщиками налога, превышает 20 человек в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разделом IV Налогового кодекса; либо имеет основные фонды для ведения задекларированной деятельности, остаточная балансовая стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета превышает сумму налога, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев; или уровень определения налогового обязательства по налогу на прибыль к уплате в бюджет (отношение уплаченного налога к объемам полученных доходов) выше среднего по отрасли в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разделом III Налогового кодекса;
  • не имеют налогового долга.

Указанная процедура будет проводиться в течение 15 календарных дней после предельного срока представления отчетности.

При несоответствии плательщика налога критериям и отсутствии у него права на автоматическое бюджетное возмещение налога орган ГНС обязан в течение 17 календарных дней после предельного срока представления отчетности уведомить плательщика налога о соответствующем решении и предоставить детальные объяснения и расчеты по критериям, значение которых не соблюдено. К тому же плательщику предоставлено право обжаловать такое решение в установленном порядке.

Вместе с тем, исходя из указанного перечня критериев, плательщики, финансовые результаты деятельности которых свидетельствуют о наличии надлежащего уровня налоговой культуры, отсутствии признаков минимизации налоговых обязательств, применении прозрачного механизма формирования сумм бюджетного возмещения НДС, подлежат первоочередной обработке исключительно в автоматическом режиме и могут претендовать на автоматическое бюджетное возмещение НДС.

♦ Плательщики, финансовые результаты деятельности которых свидетельствуют о наличии надлежащего уровня налоговой культуры, отсутствии признаков минимизации налоговых обязательств, применении прозрачного механизма формирования сумм бюджетного возмещения НДС, подлежат первоочередной обработке исключительно в автоматическом режиме и могут претендовать на автоматическое бюджетное возмещение НДС.

Камеральная проверка

Окончательно наличие права у плательщика на автоматическое возмещение НДС будет выясняться с учетом результатов камеральной проверки, так как в соответствии с п. 200.10, абзацем вторым п. 200.18 ст. 200 Налогового кодекса зарегистрированные в налоговой инспекции декларации с заявленными суммами бюджетного возмещения НДС подлежат обязательной камеральной проверке, которая как и в Законе об НДС, так и в Налоговом кодексе остается обязательным этапом. Ведь теперь это будет действительно камеральная проверка, которая в соответствии со ст. 75 главы 8 Налогового кодекса будет проводиться в помещении органа ГНС исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налога.

То есть о проведении такой проверки плательщик не уведомляется, соответственно, должностные лица не отвлекаются от основной работы для подготовки и предоставления документов для проверки, а также ознакомления с материалами такой проверки.

Изучение деятельности плательщика на предмет определения статуса его налоговой истории предусматривается осуществлять на основании информации таможенных органов об осуществленных экспортно-импортных операциях, данных Единого реестра налоговых накладных, формирование которого будет обеспечено в ближайшее время, данных Розшифровок налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов, на базе которых функционирует Система сопоставлений данных налоговой отчетности плательщика и его контрагентов, других информационных баз налоговых органов.

Дополнительно вводятся разграничения сроков проведения камеральной проверки.

Так, в течение 20 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации, будет проводиться камеральная проверка субъектов хозяйствования, соответствующих критериям добросовестности, в то время как налоговые декларации других плательщиков могут проверяться в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления в налоговый орган.

До трех календарных дней сокращены также сроки предоставления органу Госказначейства Украины заключения с указанием суммы, подлежащей автоматическому возмещению из бюджета, для остальных плательщиков сохранен пятидневный срок.

В дальнейшем, а именно начиная 1 января 2014 г., для плательщиков, имеющих положительную налоговую историю (то есть в течение предыдущих 36 последовательных месяцев соответствующих критериям, утвержденным Кабинетом Министров Украины), предусмотрена возможность проведения камеральных проверок в течение пяти календарных дней со дня представления налоговой декларации.

Документальная внеплановая выездная проверка

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что расчет суммы бюджетного возмещения сделан с нарушением норм налогового законодательства, может быть проведена документальная внеплановая выездная проверка в течение 30 календарных дней, наступающих за предельным сроком проведения камеральной проверки.

Об актуальности документальных внеплановых выездных проверок для органов ГНС свидетельствуют показатели контрольно-проверочной работы по предупреждению безосновательно заявленных сумм НДС.

Нововведением будет то, что Налоговый кодекс предусматривает установление Кабинетом Министров Украины перечня таких оснований. В частности, среди оснований будут такие, которые являются противовесом критериям, по которым определяются претенденты на автоматическое возмещение.

♦ Налоговым кодексом определен перечень оснований, предоставляющих право налоговым органам на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика НДС для определения достоверности начисления бюджетного возмещения НДС.

Достаточными основаниями, предоставляющими право налоговым органам на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика НДС для определения достоверности начисления бюджетного возмещения НДС, могут быть:

  • состояние плательщика и/или его поставщиков, которое может свидетельствовать о приостановлении финансово-хозяйственной деятельности;
  • сумма расхождений между налоговым кредитом плательщика и налоговыми обязательствами его контрагентов, не устраненная по результатам камеральной проверки;
  • случаи, когда плательщик в течение определенного срока не осуществлял операции, к которым применяется нулевая ставка или их объемы в составе общей суммы поставок составляют меньше 50%;
  • несоответствие ни одному из критериев: или количество работников, состоящих в трудовых отношениях с такими плательщиками налога, превышает 20 человек в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разделом IV Налогового кодекса; либо наличие основных фондов для ведения задекларированной деятельности, остаточная балансовая стоимость которых на отчетную дату по данным налогового учета превышает сумму налога, заявленную к возмещению за предыдущие 12 календарных месяцев; или уровень определения налогового обязательства по налогу на прибыль до уплаты в бюджет (отношение уплаченного налога к объемам полученных доходов) выше среднего по отрасли в каждом из последних четырех отчетных налоговых периодов (кварталов), установленных разделом III Налогового кодекса;
  • случаи, когда плательщик налога в течение определенного срока не подлежал документальной плановой проверке;
  • наличие документально подтвержденной информации о нарушении плательщиком норм налогового законодательства.

Следовательно, если деятельность субъекта хозяйствования не обеспечивает достаточных финансовых результатов, критерием которых в большинстве случаев определяется средний по отрасли, относительно такого плательщика будут определены основания, которые станут достаточными для проведения документальной внеплановой выездной проверки.

Положениями Налогового кодекса в части порядка бюджетного возмещения НДС сохранена норма по определению суммы бюджетного возмещения при условии наличия фактической уплаты получателем товаров/услуг в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг (п. 200.4 ст. 200), однако существенным образом ограничены возможности органов ГНС относительно выяснения этого вопроса.

Таким образом, что касается плательщиков, которые будут осуществлять приобретение товаров (услуг) в значительных объемах, при наличии сомнений в их платежеспособности, особенно, если такие сомнения будут подтверждаться документально, то их деятельность будет подлежать документальной внеплановой выездной проверке.

Дополнительно следует учитывать положение пп. 78.1.8 п. 78.1 ст. 78 главы 8 Налогового кодекса, согласно которому документальная внеплановая выездная проверка осуществляется в случае, если плательщик представил декларацию, в которой заявлен к возмещению из бюджета НДС. При этом обычное ограничение в сумме налога в объеме больше 100 тыс. грн. теперь может применяться только к налоговым декларациям с отрицательным значением по НДС.

Следовательно, при наличии достаточных оснований, предусмотренных п. 200.11 ст. 200 Налогового кодекса, документальная внеплановая выездная проверка может быть проведена также в случае, если заявленная сумма бюджетного возмещения составляет менее 100 тыс. грн.

Таким образом, в ближайшее время сохранится механизм определения достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС путем проведения документальных внеплановых выездных проверок, который в дальнейшем с усовершенствованием автоматизированных систем, а также повышением налоговой сознательности плательщиков будет трансформироваться в сторону роста количества плательщиков, которые будут получать надлежащие суммы бюджетного возмещения в автоматическом режиме.

Единый реестр налоговых накладных

Иным нововведением является введение Единого реестра налоговых накладных, с которым предусматривается значительно ограничить количество проверок по правовым отношениям (встречных сверок), поскольку специфика его ведения будет исключать возможность формирования налогового кредита по налоговой накладной, не включенной в этот реестр.

Следует отметить, что на начальном этапе Единый реестр налоговых накладных будет содержать только налоговые накладные с суммами НДС свыше 1 млн. грн., однако уже в течение 2011 — 2012 гг. планируется обеспечить возможность его наполнения также налоговыми накладными с суммами от 10 тыс. грн. по одной налоговой накладной.

Начисление пени на сумму задолженности бюджета по возмещению НДС

Особо следует обратить внимание на возобновление в п. 200.23 ст. 200 Налогового кодекса пени, которая начисляется на сумму задолженности бюджета по возмещению НДС на уровне 120% учетной ставки Нацбанка Украины, установленной на момент возникновения пени, в течение срока ее действия, включая день погашения.

С одной стороны, органы ГНС при организации контрольно-проверочных мероприятий вынуждены соблюдать установленные сроки, с другой, — при выявлении нарушений налогового законодательства, приведших к завышению суммы бюджетного возмещения налога, после получения плательщиком такого возмещения (например, по результатам достаточно продолжительной процедуры признания договоров ничтожными), будут применяться штрафные (финансовые) санкции.

Следовательно, преимущества автоматического бюджетного возмещения НДС — очевидны. Надеемся, что продолжение информативной и разъяснительной работы с плательщиками, направленной на постепенный отказ субъектов хозяйствования от использования непрозрачного механизма формирования сумм бюджетного возмещения НДС, применения схем уклонения от налогообложения, будет способстовать переходу к расширению перечня плательщиков, подлежащих автоматическому возмещению налога.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42