Новости

Акцизный налог

Раздел VІ «Акцизный налог» Налогового кодекса содержит действующие на сегодня нормы по налогообложению подакцизных товаров (продукции), ставки акцизного налога, в нем определены особенности налогообложения некоторых видов подакцизных товаров, используемых в качестве сырья, — спирта этилового и нефтепродуктов, структура раздела удобна для пользования плательщиками акцизного налога, а нормы направлены на стимулирование производства и экспорта подакцизных товаров.

Плательщики налога

Перечень плательщиков акцизного налога в Налоговом кодексе расширен и определен в п. 212.1 ст. 212. Так, кроме лиц, производящих и реализующих подакцизные товары, и лиц, ввозящих такие товары на территорию Украины, плательщиком акцизного налога также является:

  • лицо, реализующее подакцизные товары, конфискованные или признанные бесхозными и перешедшие в собственность государства;
  • лицо, использующее подакцизные товары (продукцию), ввезенные или полученные по нулевой ставке акцизного налога (спирт, нефтепродукты), не по целевому назначению;
  • лицо, получающее или ввозящее подакцизные товары в режиме освобождения от налогообложения, при нарушении такого режима;
  • лицо, которое ввезло или получило подакцизную продукцию с освобождением от налогообложения в качестве сырья для производства других подакцизных товаров и использовало ее не по назначению.

Изменен порядок уплаты акцизного налога заказчиками виноматериалов, произведенных на давальческих условиях, которые раньше были плательщиками акцизного сбора. С введением норм Кодекса они, как и заказчики нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, обязаны перечислить акцизный налог производителю-переработчику.

Регистрация плательщика налога

Налоговым кодексом усовершенствована процедура регистрации плательщиков акцизного налога за счет введения нормы, в соответствии с которой органы лицензирования обязаны информировать органы ГНС по месту регистрации субъекта хозяйствования о выданных, переоформленных, приостановленных или аннулированных лицензиях на право производства подакцизных товаров в пятидневный срок со дня осуществления таких действий.

То есть положениями ст. 212 раздела VI Налогового кодекса предусмотрена автоматическая регистрация плательщиков акцизного налога на основе информации органов лицензирования.

Объекты налогообложения

Налоговым кодексом изменен перечень объектов обложения акцизным налогом и дополнены действующие нормы.

Теперь наравне с операциями по реализации произведенных в Украине и ввозу на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции) являются:

  • реализация подакцизных товаров, ввезенных без уплаты налога дипломатическими представительствами иностранных государств до истечения определенного законодательством срока;
  • реализация конфискованных подакцизных товаров и перешедших в собственность государства;
  • объемы и стоимость утраченных подакцизных товаров по вине плательщика налога, превышающие нормы потерь (если они определены в установленном порядке).

Также расширен перечень операций с подакцизными товарами, не подлежащими налогообложению.

Новация заключается в том, что налогообложению не подлежит ввоз на таможенную территорию Украины ранее экспортированных подакцизных товаров (продукции), у которых выявлены недостатки, препятствующие реализации этих товаров на таможенной территории страны-импортера, для их возврата экспортеру. Такие подакцизные товары (продукция) ввозятся их продавцом (экспортером) без дальнейшей реализации на таможенной территории Украины, что должно быть подтверждено в установленном порядке.

Налоговым кодексом определен перечень операций с подакцизными товарами, освобождаемыми от обложения акцизным налогом.

Новым является и то, что перечень операций, освобожденных от налогообложения, дополнен новыми позициями, а именно:

  • ввоз подакцизных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины, предназначенных для официального (служебного) пользования дипломатическими представительствами иностранных государств;
  • ввоз подакцизных товаров в качестве технической или гуманитарной помощи (кроме алкогольных напитков и табачных изделий);
  • операции по ввозу эталонных или тестовых (мониторинговых) образцов табачных изделий для лабораторных исследований;
  • операции по реализации сжиженного газа на специализированных аукционах для нужд населения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Кроме того, в Налоговом кодексе учтена процедура освобождения от налогообложения транзитного пропуска подакцизных товаров через таможенную территорию Украины.

База налогообложения

Статьей 214 Налогового кодекса введен единый порядок определения базы налогообложения при исчислении суммы налога, исходя из установленных ставок налога: адвалорных (в процентах к обороту) или специфических (в твердых суммах с единицы реализованного товара (продукции)).

Кроме того, уточнен порядок применения специфических ставок акцизного налога, установленных в валюте.

Нововведением является порядок определения базы налогообложения при исчислении суммы налога в случае порчи, уничтожения, утери подакцизных товаров по вине налогоплательщика. Так, в случае потери подакцизного сырья базой налогообложения является количество (стоимость) подакцизных товаров, которые можно было бы произвести из утраченного сырья.

Перечень подакцизных товаров и ставки акцизного налога

В Налоговом кодексе впервые на законодательном уровне установлен перечень подакцизных товаров, который дополнен новым видом нефтепродуктов: сжиженным газом для использования транспортными средствами в качестве моторного топлива. При этом сжиженный газ для нужд населения, реализуемый через аукционы, освобождается от налогообложения.

Специфические ставки акцизного налога на нефтепродукты повышены в 1,4 раза, в том числе на бензины моторные со 132 до 182 евро за 1000 кг. Эта норма принята в целях компенсации потерь бюджета в связи с отменой налога с владельцев транспортных средств, что связано с перенесением налоговой нагрузки с труда и капитала на потребление. То есть отныне большую сумму налога будет уплачивать тот владелец транспортного средства, который больше его эксплуатирует и потребляет больше моторного топлива, поскольку сумма акцизного налога включается в цену подакцизного товара.

В Налоговом кодексе не предусмотрены ранее действующие нормы по индексации специфических ставок акцизного налога в гривнях на алкогольные напитки и специфических ставок и минимального налогового обязательства на табачные изделия на индекс потребительских цен. Теперь в соответствии с нормой Налогового кодекса Кабинет Министров Украины обязан ежегодно подавать в Верховную Раду Украины проект закона об увеличении ставок налога, подлежащих индексации.

Статьей 220 Налогового кодекса адвалорные ставки налога установлены только на сигареты, поэтому декларацию об установленных производителем или импортером максимальных розничных ценах на подакцизные товары должны представлять только плательщики, реализующие сигареты.

В этой статье также установлен порядок представления декларации о максимальных розничных ценах на подакцизные товары (продукцию), определенных производителем или импортером товаров (продукции), соответствующий нормам, действующим до принятия Кодекса. Однако поскольку максимальные розничные цены используются для начисления акцизного налога по адвалорным ставкам, которые Налоговым кодексом установлены только на сигареты, декларацию о максимальных розничных ценах на подакцизные товары (продукцию), установленных производителем или импортером товаров (продукции), должны представлять только плательщики акцизного налога, осуществляющие операции по реализации сигарет.

Дата возникновения налоговых обязательств

Статьей 216 Налогового кодекса введены новые подходы к определению даты возникновения налоговых обязательств.

Так, датой возникновения налоговых обязательств по подакцизным товарам (продукции), произведенным на таможенной территории Украины, является дата их реализации лицом, которое их производит, независимо от целей и направлений дальнейшего использования таких товаров (продукции), кроме случаев, указанных в статьях 225 и 229 этого Кодекса. При этом необходимо использовать определение термина «реализация подакцизных товаров (продукции)», приведенного в пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 раздела І Налогового кодекса.

Вместе с тем в п. 216.2 ст. 216 Налогового кодекса предусмотрено, что датой возникновения налогового обязательства относительно испорченного, уничтоженного, утраченного подакцизного товара (продукции) является дата составления соответствующего акта. Под утраченным понимают товар (продукцию), местонахождение которого плательщик налога не может установить.

Датой возникновения налоговых обязательств при ввозе подакцизных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины является дата представления таможенному органу таможенной декларации для таможенного оформления или дата начисления такого налогового обязательства таможенным органом в определенных законодательством случаях.

При передаче подакцизных товаров (продукции), произведенных из давальческого сырья, датой возникновения налоговых обязательств является дата их отгрузки производителем заказчику или по его поручению другому лицу.

При использовании плательщиком налога произведенных им подакцизных товаров (продукции) для собственных производственных нужд датой возникновения налоговых обязательств является дата их передачи для такого использования, кроме использования для производства подакцизных товаров (продукции).

Исчисление акцизного налога

Статьей 217 Налогового кодекса унифицирован общий порядок исчисления акцизного налога с подакцизных товаров, произведенных на таможенной территории Украины.

Новации состоят в том, что налогоплательщику предоставлено право корригирования (уменьшения) налоговых обязательств в случае полного или частичного возврата покупателем произведенных плательщиком подакцизных товаров (продукции) для устранения недостатков товара (продукции) либо его уничтожения (переработки) в связи с невозможностью устранения таких недостатков в том отчетном периоде, когда был проведен такой возврат.

При дальнейшей реализации возвращенных товаров (продукции) обязательства по акцизному налогу исчисляются плательщиком в порядке и по ставкам, установленным законодательством на дату реализации.

Статьей 218 Налогового кодекса вводится общий порядок начисления акцизного налога с импортированных подакцизных товаров.

Новым является то, что этой статьей предусмотрено корригирование (уменьшение) налоговых обязательств при полном или частичном возврате импортером подакцизных товаров (продукции), ввезенных на таможенную территорию Украины, продавцу в связи с непригодностью их для реализации на таможенной территории Украины.

Импортер проводит корригирование налоговых обязательств в том отчетном периоде, в котором состоялся возврат неиспользованных и поврежденных марок. Корригирование также предусматривается в случае предоставления органу ГНС, выдавшему марки, документов, подтверждающих потерю марок.

Положения ст. 221 Налогового кодекса, регулирующие особенности начисления акцизного налога с табачных изделий, сохраняют действующие нормы. Применение минимального акцизного налогового обязательства осуществляется лишь при налогообложении сигарет.

Нормами Налогового кодекса изъята действующая норма автоматической индексации специфических ставок акцизного налога и минимального налогового обязательства на индекс потребительских цен, которые вступали в силу при условии опубликования Кабинетом Министров Украины проиндексированных ставок. Переходными положениями Налогового кодекса определено, что теперь Кабинет Министров Украины обязан ежегодно подавать в Верховную Раду Украины проект закона об увеличении ставок налога, подлежавших индексации согласно действующему законодательству, на индекс инфляционных процессов.

Порядок и сроки уплаты акцизного налога

Статьей 222 Налогового кодекса сохраняется действующая система уплаты акцизного налога.

Плательщики акцизного налога перечисляют в бюджет начисленные суммы налога ежемесячно в течение 10 календарных дней, наступающих за последним днем представления декларации по акцизному налогу. Суммы налога с алкогольных напитков, для производства которых используется спирт этиловый неденатурированный, уплачиваются при приобретении марок акцизного налога. Изменяется порядок уплаты налога с табачных изделий. Теперь он будет уплачиваться в сроки, определенные для всех подакцизных товаров.

Изменена норма уплаты налога с подакцизных товаров, которые производятся на давальческих условиях, — заказчики на давальческих условиях из произведенных виноматериалов были плательщиками и отвечали за внесение акцизного сбора в бюджет. С введением норм Налогового кодекса заказчики на изготовление виноматериалов, как и заказчики на производство нефтепродуктов, обязаны перечислить акцизный налог производителю-переработчику.

В Налоговом кодексе сохранена действующая система уплаты акцизного сбора при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Украины, когда налоговое обязательство возникает до или в день представления таможенной декларации. При ввозе маркированной подакцизной продукции на таможенную территорию Украины налог уплачивается при приобретении марок акцизного налога с доплатой (при необходимости) в день представления таможенной декларации.

Составление и представление декларации по акцизному налогу, контроль за уплатой налога

Соответствующими нормами Налогового кодекса сохраняется базовый налоговый период в один календарный месяц и сроки представления в органы государственной налоговой службы декларации по акцизному налогу (ст. 223 Налогового кодекса).

Кроме того, представление декларации по акцизному налогу предусмотрено не только плательщиками на таможенной территории Украины, но и импортерами алкогольных напитков и табачных изделий в органы ГНС по месту регистрации.

Сохранен порядок осуществления контроля государственной налоговой службой за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет налога с подакцизных товаров (продукции), произведенных на территории Украины.

Особенности обложения алкогольных напитков акцизным налогом

Следует отметить, что в Налоговом кодексе сохранен действующий порядок налогообложения алкогольных напитков, для производства которых используется спирт этиловый. Также нормами ст. 225 раздела VI Налогового кодекса определен порядок выдачи и погашения налоговых векселей.

Введена норма, которой запрещена выдача плательщику следующего налогового векселя при непогашении ранее выданного, если срок уплаты по нему уже наступил, а налог не уплачен.

Запрещается частичное погашение задолженности налогового векселя по истечении установленного срока погашения, на который он выдан.

Новым является и то, что этой статьей предусмотрено утверждение Кабинетом Министров Украины порядка расчета суммы уменьшения налога, рассчитанной исходя из фактически утраченного количества спирта этилового при транспортировке и хранении, в процессе производства готовой продукции в пределах норм, утвержденных в установленном порядке, а также фактически возвращенного неисправимого брака. Такой порядок уменьшения применяется не только для корригирования сумм налога, указанных в векселе, но и для корригирования налогового обязательства, при условии предварительно уплаченных сумм деньгами до получения спирта этилового.

Изготовление, хранение, продажа марок акцизного налога и маркировка алкогольных напитков и табачных изделий

Порядок изготовления, хранения, продажи марок акцизного налога и маркировка алкогольных напитков и табачных изделий оставлен на уровне действующего, и будет осуществляться в соответствии с положением, утвержденным Кабинетом Министров Украины (ст. 226 Налогового кодекса).

Законодательно установлены случаи, когда считаются немаркированными алкогольные напитки и табачные изделия, и ответственность при выявлении немаркированной продукции.

Также в этой статье содержится норма о порядке возмещения суммы налога, уплаченной при приобретении марок, их возврате. Новым является и то, что возмещается не только сумма налога с возвращенных акцизных марок, поврежденных в процессе производства, но и с не использованных плательщиком.

Статьей 226 Налоговый кодекс установлены отдельные нормы, касающиеся порядка маркировки табачных изделий. Так, введена норма, позволяющая не маркировать отдельные группы табачных изделий. Например, эталонные (мониторинговые) или тестовые образцы табачных изделий, не предназначенные для коммерческого использования на таможенной территории Украины.

Ввоз на таможенную территорию Украины импортных алкогольных напитков и табачных изделий

Статьей 227 Налогового кодекса предусмотрены особенности ввоза на таможенную территорию Украины импортных алкогольных напитков и табачных изделий. Указанными нормами определяется порядок получения, передачи марок акцизного налога иностранным производителям и контроля за их использованием при импорте алкогольных напитков и табачных изделий. Нормами сохранен порядок транзитных перевозок алкогольных напитков и табачных изделий через таможенную территорию Украины.

То есть в Налоговом кодексе сохранен действующий порядок контроля за уплатой акцизного налога с алкогольных напитков и табачных изделий с помощью акцизных марок.

Новым является положение об обложении акцизным налогом подакцизных товаров, подлежащих реализации, которые были изъяты (конфискованы) в доход государства (кроме спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий).

Контроль за поступлением налога с алкогольных напитков и табачных изделий

Статьей 228 Налогового кодекса предусмотрены нормы по переработке или уничтожению изъятых (конфискованных) алкогольных напитков. Действующая норма об уничтожении конфискованных табачных изделий сохранена.

Также предусмотрены нормы, касающиеся порядка наступления ответственности в случае выявления недостачи марок акцизного налога у их покупателя. Статьей 228 Налогового кодекса предусмотрена уплата расчетной суммы налога при потере марок акцизного налога, начисление которой осуществляется по форме, установленной центральным органом ГНС.

Особенности налогообложения некоторых подакцизных товаров в зависимости от направления их использования

Статьей 229 Налогового кодекса определены особенности налогообложения спирта этилового, соответствующие действующим нормам. Сохранена льготная ставка в размере 0 грн. за 1 л 100-процентного спирта из спирта этилового для производства виноградных и плодово-ягодных виноматериалов и сусла, лекарственных средств, продуктов органического синтеза. Кроме того, не взимается налог с биоэтанола, используемого для производства биотоплива и бензинов моторных смесевых.

Нормы Налогового кодекса предусматривают утверждение Кабинетом Министров Украины порядка выдачи и погашения налоговых векселей.

Предусмотрена ответственность за нецелевое использование спирта этилового, биоэтанола в виде штрафных санкций в размере суммы начисленного налога по действующим ставкам, увеличенным в 1,5 раза, в случае установления фактов их нецелевого использования.

Кроме того, указанной статьей предусмотрено установление нулевой ставки акцизного налога на нефтепродукты (легкие и тяжелые дистилляты), произведенные в Украине, используемые для производства этилена, а также введение системы контроля за их целевым использованием с помощью налоговых векселей и налоговых постов, которые устанавливаются на предприятиях — производителях этилена.

Также предусмотрен порядок ввоза нефтепродуктов без уплаты акцизного налога предприятиями — производителями этилена при условии выдачи налогового векселя на сумму акцизного налога, уплачиваемого при ввозе. Порядок работы налоговых постов, которые будут осуществлять постоянный контроль за целевым использованием нефтепродуктов, устанавливается центральным органом ГНС.

Целевое использование нефтепродуктов должно быть подтверждено документами об изготовлении готовой продукции (этилена), при этом для погашения векселя производитель этилена должен подать в орган ГНС по месту регистрации справку о целевом использовании, согласованную с представителем налогового поста на этом предприятии. При установлении фактов нецелевого использования нефтепродуктов предусмотрена штрафная санкция в размере суммы начисленного акцизного налога по действующим ставкам, увеличенным в 1,5 раза.

Акцизные склады

Статьей 230 Налогового кодекса впервые на законодательном уровне определен статус и порядок работы акцизного склада как помещения на ограниченной территории, где производятся, обрабатываются, смешиваются, разливаются, упаковываются, хранятся, получаются или выдаются подакцизные товары, и основные положения, касающиеся действий распорядителя акцизного склада.

Также определены полномочия и порядок действия постоянного представителя государственной налоговой службы на акцизном складе, права и обязанности распорядителя акцизного склада и постоянного представителя органа ГНС.

Введение указанных норм к Налоговому кодексу унифицирует и четко определяет порядок функционирования акцизных складов на предприятиях — производителях спирта и ликеро-водочных изделий с целью полноты уплаты акцизного налога, которые ранее определялись приказами центрального органа ГНС.

Положения раздела VI «Акцизный налог» Налогового кодекса направлены на стимулирование производства и экспорта подакцизных товаров, а также ликвидацию существующих пробелов в действующем налоговом законодательстве и недопущение схем уклонения от налогообложения, которые приводят к минимизации налоговых обязательств и уменьшению налоговых поступлений в бюджет Украины.

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42