Новости

Экологический налог

Разделом VIII Налогового кодекса начиная с 01.01.2011 г. вместо общегосударственного сбора за загрязнение окружающей природной среды (по тексту — сбор) введено взимание экологического налога.

Экологический налог — это общегосударственный обязательный платеж,{h}К общегосударственным относятся следующие налоги и сборы:
налог на прибыль предприятий; налог на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизный налог; сбор за первую регистрацию транспортного средства; экологический налог; рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, транзитная транспортировка по трубопроводам природного газа и аммиака территорией Украины; рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине; плата за пользование недрами; плата за землю; сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины; сбор за специальное использование воды; сбор за специальное использование лесных ресурсов; фиксированный сельскохозяйственный налог; сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства; пошлина; сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками; сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.{/h} взимаемый с фактических объемов выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, размещения отходов, фактического объема радиоактивных отходов, временно хранящихся их производителями, фактического объема образованных радиоактивных отходов и с фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 г. (пп. 14.1.57 п.14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Существование экологического налога обусловлено необходимостью частичной компенсации негативного влияния на природу разного рода вредных и опасных факторов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности субъектов. В связи с тем, что такое влияние является объективно неизбежным, предусмотрено экономическое стимулирование субъектов хозяйствования к сокращению загрязнения окружающей среды.

Экологический налог имеет характерные отличия от других налогов, сборов и обязательных платежей, поскольку нормативно-правовые акты, регламентирующие его взимание, постоянно балансируют между сферами экологического и налогового права. Так, отношения в сфере природоохранного законодательства, их правовые, экономические и социальные основы организации в сфере охраны окружающей природной среды регулируются Законом № 1264-XII. В соответствии с Законом № 2756-VI в природоохранном законодательстве сбор за загрязнение окружающей природной среды заменен экологическим налогом.

Ставки

По сравнению с действующим законодательством нормами Налогового кодекса и нового бюджетного законодательства предусмотрено постепенное увеличение ставок налога, введение новых ставок налога, в частности за выбросы двуокиси углерода (0,2 грн. за 1 т), учитывая опыт других стран.

При этом произошло упрощение условий взимания экологического налога за счет уменьшения некоторых корригирующих коэффициентов, применяемых к нормативам сбора. Так, исключены корригирующие коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от численности жителей и народнохозяйственного значения населенных пунктов, региональные (бассейновые) коэффициенты. Вместе с тем почти все коэффициенты учтены в увеличенных по сравнению с действующим законодательством ставках экологического налога.

Новациями Налогового кодекса является изменение налогообложения выбросов передвижных источников загрязнения, а также расширение объекта налогообложения за счет включения в него таких видов топлива, как авиационный бензин, газ, ранее не облагаемых налогом, и введение дифференцированных ставок по дизельному горючему в зависимости от содержания серы и т. п.

Плательщики

Налоговым кодексом расширен перечень плательщиков экологического налога, к которым отнесены граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, ранее не уплачивавшие сбор за загрязнение окружающей среды. До принятия Налогового кодекса сбор взимался с юридических лиц и физических лиц — предпринимателей за объемы фактически использованного топлива в отчетном периоде при эксплуатации передвижного источника загрязнения.

Нормами Налогового кодекса установлены полномочия налоговых агентов при реализации топлива оптом и в розницу удерживать и уплачивать экологический налог, взимаемый за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения при использовании топлива.

Эти изменения приводят к расширению сферы действия обложения экологическим налогом и его включению в цену товаров (при реализации топлива, приобретении источника ионизирующего излучения).

Налоговым кодексом введена многоступенчатая система определения категорий плательщиков экологического налога (налоговых агентов), на которых возложена обязанность начислять и уплачивать налог.

Чтобы определиться субъекту хозяйствования относительно принадлежности к потенциальному плательщику налога (либо неплательщику), имеющему в своем распоряжении или пользовании либо собственности источник загрязнения (стационарные, передвижные, специально отведенные места или объекты), ему необходимо соблюдать следующие критерии:

соответствие категории плательщиков экологического налога (статьи 240, 241 Налогового кодекса);

наличие установления факта выброса, сброса загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные), в частности отпуск электрической энергии, произведенной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций), временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока (ст. 242 Налогового кодекса);

отнесение источника загрязнения (отнесение соответствующего вида загрязняющего вещества, образовываемого вследствие деятельности субъектов хозяйствования) под категории, установленные законодательством и этим Кодексом;

осуществление операций продажи (реализации) товаров, проводимых согласно договорам купли-продажи, то есть гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на такие товары за плату и т. п. (статьи 240 — 242 Налогового кодекса, пункты 249.4 и 249.7, ст. 249 этого Кодекса).

Следовательно, условиями уплаты экологического налога является осуществление деятельности на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, а также осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения при использовании топлива соответствующими категориями плательщиков налога.

Кроме того, с 01.01.2011 г. основаниями для уплаты экологического налога являются не только факты выброса, сброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещения отходов, образования радиоактивных отходов и временного хранения радиоактивных отходов, что возможно в результате эксплуатации источника загрязнения, а также осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения при использовании топлива соответствующими категориями плательщиков налога, его приобретении в пунктах реализации и т. п.

В определении категорий источников загрязнения, которые делятся на стационарные и передвижные источники загрязнения в целях обложения экологическим налогом, изменения не произошли.

В порядке расчета экологического налога за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты и за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья, произошли существенные изменения.

Это касается в первую очередь плательщиков, которые эксплуатировали и продолжают эксплуатировать стационарные источники загрязнения без соответствующих разрешений на специальное водопользование и размещение отходов и превышали установленные пределы лимита. Начиная с 01.01.2011 г. при отсутствии у плательщика утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов или допущении сверхлимитных объемов сбросов и размещения отходов налог в десятикратном размере не взимается.

То есть из порядка исчисления налога за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты и за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах изъято понятие «лимиты», поэтому налог будет взиматься только за фактические объемы сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов.

 При этом действующим законодательством предусмотрена ответственность субъектов хозяйствования при проведении неправомерной хозяйственной деятельности и относительно возмещения ущерба, причиненного государству вследствие нарушения природоохранного законодательства и т. п. То есть уплата экологического налога не освобождает плательщиков от уплаты штрафных платежей и от возмещения вышеуказанного ущерба.

Отчетность

Что касается особенностей представления плательщиками налоговой отчетности, то представлять налоговые декларации в налоговые органы в случае, если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, не обязательно. Но п. 250.9 ст. 250 Налогового кодекса предусмотрено, что такой плательщик налога должен уведомить об этом соответствующий налоговый орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта начисления экологического налога. В другом случае плательщик налога обязан представлять налоговые декларации согласно ст. 250 Налогового кодекса.

То есть только в случае, если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, у него отсутствуют основания для представления налоговой декларации и уплаты экологического налога. Если в течение отчетного года в каком-либо отчетном периоде отсутствовал факт эксплуатации источников загрязнения или иное, но об этом не был уведомлен орган ГНС, необходимо представлять налоговую декларацию по экологическому налогу.

Кроме того, согласно п. 250.8 ст. 250 Налогового кодекса предусмотрено, что если место представления налоговых деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете предприятия, учреждения, организации, гражданина — субъекта предпринимательской деятельности, которым в установленном порядке выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование и размещение отходов, в орган государственной налоговой службы, в котором такое предприятие, учреждение, организация или гражданин — субъект предпринимательской деятельности состоит на учете, представляются в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, копии соответствующих налоговых деклараций.

Денежные средства от экологического налога, как и ранее от сбора за загрязнение окружающей природной среды, будут направляться исключительно на цели для финансирования, осуществления программ и мероприятий природоохранного значения и ресурсосберегающих мероприятий, в том числе научных исследований по этим вопросам, мероприятий по снижению негативного влияния загрязнения окружающей природной среды на соответствующих территориях и устранению его вреда на здоровье населения. Начиная с 2013 г. предусмотрено направление этих денежных средств на финансовое обеспечение целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Это позволит субъектам хозяйствования как распорядителям этих денежных средств улучшить экологический менеджмент на собственных предприятиях.

«Горячие линии»

Дата: 24 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42