Новости

Полномочия юридической службы органов ГНС Украины

Анализ действующего законодательства Украины свидетельствует о большом количестве коллизионных нормативно-правовых актов, приводящих к неоднозначному толкованию норм законодательства, и, как следствие, возникновению многочисленных спорных ситуаций между налогоплательщиками и государственными налоговыми органами.

Основные принципы деятельности органов ГНС, права и обязанности налогоплательщиков, контролирующих органов, все элементы налоговой системы определены в разделе I «Общие положения» Налогового кодекса. В разделе II установлены общие положения по администрированию налогов, сборов (порядку представления налоговой отчетности, учету налогоплательщиков, предоставлению налоговых консультаций, определению суммы налоговых и/или денежных обязательств, порядку их уплаты или обжалования, проведения проверок, ответственности и т. п.).

Во время работы над Налоговым кодексом налогоплательщики подчеркивали увеличение полномочий налоговой службы до объемов, нарушающих конституционные права граждан, обысков помещений, безапелляционности решений, принятых ГНС, и игнорирование принципа равноправия налогоплательщиков и органов ГНС.

В принятом Налоговом кодексе предусматриваются равные права и обязанности как для налогоплательщиков, так и для контролирующих органов.

Отметим, что в Налоговом кодексе приведен исчерпывающий перечень прав государственных налоговых органов, который соответствует действующим положениям Закона о ГНС, Закона о погашении обязательств, Закона об РРО, но вместе с тем является несколько суженным.

♦ Налоговое законодательство Украины основывается, в частности, на принципе презумпции правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, либо если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов предусматривают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего существует возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа.

Так, из перечня прав контролирующих органов исключены право принудительного взыскания налогового долга по решению руководителя органа ГНС, ряд оснований для наложения административного ареста на активы налогоплательщика, запрещено изымать оригиналы документов без решения суда, истребовать объяснения у налогоплательщиков и т. п.

Кроме того, важно закрепление такого перечня прав и обязанностей государственных налоговых органов исходя из того, что в части второй ст. 19 Конституции указано, что органы государственной власти, их должностные лица действуют способом и в рамках, предусмотренных законами.

Отдельный акцент следует сделать на новых функциях и правах, которые будут возложены на юридические подразделения органов ГНС с введением в действие Налогового кодекса.

В частности, основной процедурой функции правового обеспечения органов ГНС является организация и ведение исковой работы, направленной на обеспечение поступлений в бюджеты всех уровней, представительство в установленном законодательством порядке интересов органов ГНС в судах и других органах при рассмотрении споров, а также для защиты законных интересов органов ГНС и их должностных лиц.

Так, подпунктами 20.1.3, 20.1.12 — 20.1.19, 20.1.36, 20.1.38, 20.1.40 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса предусмотрены полномочия государственных налоговых органов, которые реализуются через обращение в суд.

Пунктом 67.2 ст. 67 этого Кодекса определены основания, по которым орган ГНС имеет право обратиться в суд по поводу вынесения судебного решения о государственной регистрации прекращения субъекта хозяйствования.

Пункт 96.3 ст. 96 указанного Кодекса устанавливает обязанность органа ГНС на обращение в суд с исковым заявлением об обращении взыскания налогового долга на денежные средства государственного органа, в управлении которого находится государственное (коммунальное) предприятие-должник.

То есть исковая работа дополняется рядом новых категорий дел, связанных с выполнением задач, возложенных на органы ГНС, в частности о:

  • приостановлении расходных операций налогоплательщика на счетах такого налогоплательщика в банках и других финансовых учреждениях в случаях недопущения должностных лиц к обследованию территорий и помещений (кроме жилья граждан), которые используются для проведения хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения либо используются для получения доходов (прибыли) или связаны с другими объектами налогообложения и/или могут быть источником погашения налогового долга;
  • наложении ареста на денежные средства и другие ценности плательщика, находящиеся в банке;
  • взыскании денежных средств налогоплательщика, имеющего налоговый долг, со счетов в банках, обслуживающих такого плательщика, на сумму налогового долга;
  • взыскании с дебиторов налогоплательщика, имеющего налоговый долг, сумм дебиторской задолженности, срок погашения которой наступил и право требования которой переведено на органы ГНС, в счет погашения налогового долга такого налогоплательщика;
  • начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен;
  • отмене государственной регистрации прекращения юридических лиц или физических лиц — предпринимателей;
  • обращении взыскания налогового долга на денежные средства государственного органа, в управлении которого находится такое государственное (коммунальное) предприятие или его имущество.

В Налоговом кодексе сохранены права государственных налоговых органов, предусмотренные ст. 11 Закона о ГНС, относительно обращения в суд, а именно: о прекращении юридического лица и предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя; применении санкций, связанных с запретом организации и проведения азартных игр на территории Украины; взыскании в бюджеты сумм денежных обязательств и/или налогового долга, получении информации об объеме и обращении денежных средств на счетах налогоплательщика и т. п.

Положения п. 11 ст. 10 Закона о ГНС регламентировали обращения в суд с исками к налогоплательщикам о признании соглашений недействительными и взыскании в пользу государства денежных средств, полученных ими по таким соглашениям. С принятием Налогового кодекса эта норма дополнена новой, а именно правом на обращение в суд в других случаях, предусмотренных законом.

♦ В административных судах могут быть обжалованы любые решения, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий, кроме случаев, когда о таких решениях, действиях или бездеятельности Конституцией или законами Украины установлен другой порядок судебного производства.

Подчеркнем и изменения, вносимые Законом № 2756-VІ в Кодекс административного судопроизводства путем дополнения его новой ст. 1833, нормы которой предусматривают особенности производства по делам обращения органов ГНС о:

  • приостановлении расходных операций налогоплательщика на счетах налогоплательщика;
  • подтверждении обоснованности административного ареста имущества налогоплательщика;
  • взыскании денежных средств по налоговому долгу.

Указанной нормой установлены сокращенные сроки рассмотрения указанных категорий дел. То есть представление подается в суд первой инстанции в течение 24 часов с момента установления обстоятельств, предопределяющих обращение в суд, по общим правилам подсудности, установленным этим Кодексом, в письменно виде.

Например, в соответствии с п. 89.4 ст. 89 Налогового кодекса в случае если налогоплательщик не допускает налогового управляющего к осуществлению описи имущества такого налогоплательщика в налоговый залог и/или не подает документы, необходимые для такой описи, налоговый управляющий составляет акт отказа налогоплательщика от описи имущества в налоговый залог, и орган ГНС, учитывая нормы п. 1 части первой и части второй ст. 1833 Кодекса административного судопроизводства, обращается в суд по поводу приостановления расходных операций на счетах налогоплательщика, запрета отчуждения таким налогоплательщиком имущества и обязательства такого налогоплательщика допустить налогового управляющего к описи имущества в налоговый залог.

♦ Руководитель органа ГНС по месту регистрации налогоплательщика, имеющего налоговый долг, назначает такому налогоплательщику налогового управляющего. Налоговый управляющий должен быть должностным (служебным) лицом органа ГНС, имеющим права и обязанности, определенные Налоговым кодексом.

При постановлении судом определения об открытии производства по делу суд принимает в трехдневный срок, но не позднее чем в течение 96 часов с момента установления обстоятельств, обусловливающих обращение заявителя в суд, постановление по сути заявленных требований, подлежащее немедленному выполнению.

При несоблюдении требований части второй ст. 1833 Кодекса административного судопроизводства об обязательных составляющих представления суд уведомляет об этом заявителя и предоставляет ему срок, но не более 24 часов, для устранения недостатков.

Невыполнение требований суда в установленный срок влечет за собой возврат заявителю представления и прилагаемых к нему документов.

Вместе с тем отметим, что возврат представления не является препятствием для повторного обращения с ним в суд после устранения его недостатков, но не позднее чем в течение 48 часов с момента установления обстоятельств, обусловливающих обращение в суд.

Рассмотрение представления происходит при участии органа ГНС, внесшего его, и налогоплательщика, относительно которого оно внесено, но неявка сторон в судебное заседание не препятствует рассмотрению представления.

Отметим, что пересмотр постановлений суда первой инстанции в апелляционном и кассационном порядках осуществляется по общей процедуре.

Изменены нормы предоставления налоговых консультаций на запросы налогоплательщиков.

Действующая процедура предоставления налоговых разъяснений, обобщающих налоговых разъяснений, определенная Законом о погашении обязательств,   Налоговым кодексом коренным образом изменена.

В соответствии со статьями 52 и 53 Налогового кодекса контролирующие органы по обращению налогоплательщиков бесплатно предоставляют консультации по вопросам практического применения отдельных норм налогового законодательства.

Каждый налогоплательщик, любой гражданин, лицо без гражданства или иностранец имеют право обратиться в контролирующие органы: налоговую и таможенную службы Украины для получения консультации по вопросам практического использования норм налогового права. Форма обращения в Налоговом кодексе не определена, поэтому можно обращаться письменно, устно, а также в форме запроса через электронные средства связи и т. п.

Таким образом, консультация будет предоставляться устно или письменно, будет иметь индивидуальный характер и может быть использована исключительно налогоплательщиком, которым она была предоставлена.

Для получения налоговой консультации налогоплательщикам следует обратиться в орган ГНС по месту жительства или в высшие и центральные контролирующие органы.

Кроме того, четко определено, что контролирующие органы имеют право предоставлять консультации исключительно по тем вопросам, которые относятся к их компетенции.

Налоговым кодексом определены последствия применения консультаций, то есть не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, действовавший в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной в письменном виде, в частности на основании того, что в будущем такая налоговая консультация была изменена или отменена.

Однако применение положений указанной статьи не предусматривает освобождения налогоплательщика от налогового обязательства, возникшего после отмены, уточнения налоговой консультации.

Новацией является право налогоплательщика обжаловать письменную консультацию как правовой акт индивидуального действия в суде, если плательщик считает, что она противоречит нормам закона.

В случае признания такой консультации судом недействительной государственный налоговый орган обязан предоставить новую консультацию с учетом выводов суда.

Нормы Налогового кодекса обеспечат надлежащие правовые основания для функционирования подразделений юридической службы органов ГНС Украины, что в свою очередь будет способствовать поступлению денежных средств в бюджеты всех уровней, обеспечению защиты интересов государства в судах и установлению верховенства права в государстве.

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42