Юридическая практика

Отчет Наблюдательного совета по вопросам реализации программы модернизации Государственной налоговой службы Украины (ПМГНС-1)

Введение

С 1 по 11 ноября 2010 г. господа Юп ван Люнтерен, Джеймс Оуэнз, Виталий Ильин и Матс Генрикссон, эксперты Наблюдательного совета по вопросам реализации программы модернизации Государственной налоговой службы Украины (ПМГНС-1), работали в г. Киеве (Украина) для отслеживания и проведения оценки прогресса реализации ПМГНС-1. Это был четырнадцатый визит членов Наблюдательного совета (НС) в г. Киев. Члены НС избрали г-на Джеймса Оуэнза главой Наблюдательного совета на время этой миссии.

Члены НС осуществили оценку достигнутого прогресса и хода внедрения ПМГНС-1. Государственная налоговая администрация Украины (ГНА) и сотрудники Всемирного банка помогали в организации встреч с представителями органов власти Украины, бизнес-организаций и других внешних партнеров. Состоялась также ознакомительная поездка членов НС в Черкасскую область с целью отслеживания хода внедрения программы модернизации в Государственной налоговой администрации в Черкасской области и ГНИ в г. Черкассах.

Мы встречались с г-ном А. А. Папаикой, Председателем ГНА Украины, г-ном А. Б. Котькало, заместителем Председателя ГНА Украины, отвечающим за ПМГНС, г-ном В. В. Гаврилюком, директором Департамента модернизации и развития ГНС, г-жой Л. Ю. Наумовой, первым заместителем директора Департамента модернизации и развития ГНС, и многими их сотрудниками, презентовавшими наработки по разным направлениям программы модернизации. Состоялась также встреча с представителями подрядчика по контракту по налоговому блоку (фирма EPAM Systems) во главе с Ю. А. Антонюком. Эксперты НС получили всю затребованную информацию. Члены НС также встречались с представителями неправительственных организаций. Мы очень признательны всем, с кем встречались, за то, что они уделили свое драгоценное время встрече с нами и поделились с нами впечатлениями.

Роль Наблюдательного совета

Функцией Наблюдательного совета, подотчетного Кабинету Министров Украины, является осуществление независимой оценки состояния реализации Проекта «Модернизация государственной налоговой службы Украины — 1» по направлениям:

  • создание эффективной, действенной, прозрачной и непредвзятой системы функциональной деятельности ГНС Украины, и
  • построение взаимоотношений между ГНС Украины и обществом на основе добровольного выполнения требований налогового законодательства налогоплательщиками.

Независимость и честность Наблюдательного совета являются необходимыми предпосылками выполнения его роли. Члены НС должны иметь свободный доступ к информации и возможность давать свои заключения и рекомендации неограниченно. Заключения и рекомендации его членов должны обнародоваться.

Общее впечатление о прогрессе, достигнутом Государственной налоговой администрацией Украины и программой модернизации ГНС

Программа модернизации ГНС внедряется уже седьмой год. Эксперты НС в нескольких предыдущих отчетах выражали обеспокоенность по поводу значительного отставания программы модернизации. Сегодня задержка составляет почти три года, и до конечной даты завершения первого этапа Проекта модернизации (30 июня 2012 г.) осталось меньше 20 месяцев. Выполнение задач первого этапа за такое относительно небольшое время является значительным вызовом для ГНА Украины и ее Департамента модернизации и развития ГНС и потребует полнейшего внимания и сосредоточения на ключевых задачах, а также абсолютной поддержки со стороны высшего руководства.

Эксперты НС с удовлетворением отметили несколько положительных наработок. Была завершена процедура закупок по налоговому блоку и присужден контракт, и фактическая разработка системы налогового блока сейчас идет полным ходом. Был также присужден контракт по разработке системы управления оборотом документов, другого очень важного компонента первого этапа Проекта модернизации. ГНА Украины признала опытную эксплуатацию частью своей стратегии внедрения, и были отобраны пять областных налоговых администраций для осуществления опытной эксплуатации новых процедур и информационного обеспечения для них. Эксперты НС обратили внимание на то, что концепция системы управления рисками как ведущий принцип отбора налогоплательщиков для осуществления проверок получает одобрение, а также способствует улучшению качества выездных проверок и увеличению дополнительных налоговых поступлений. Все больше налогоплательщиков применяют различные средства представления налоговой отчетности в электронном виде. Эксперты НС приветствуют такие события.

Проект Налогового кодекса был подан в Верховную Раду Украины, и второе чтение запланировано на 16 ноября 2010 г. с намерением принять Налоговый кодекс в этом году. Действующее налоговое законодательство — нечеткое и неоднозначное. Эксперты НС обратили внимание на существование четкого осознания, что последовательное законодательство в виде Налогового кодекса является насущной необходимостью. Члены НС одобряют это. Время покажет, в какой мере новый Налоговый кодекс на самом деле устранит большую часть предыдущих недостатков, поскольку он был разработан в огромной спешке, и получены многочисленные предложения по внесению изменений.

Члены НС также находят ряд причин быть менее оптимистичными. Украину очень поразил экономический кризис, и хотя очевидно, что выздоровление имеет место, оно проходит медленно и нестабильно. При таких обстоятельствах понятно, что ГНА/ГНС Украины находится под значительным давлением в смысле сбора денежных средств для государственного бюджета и увеличения общего объема налоговых поступлений.

Украина, похоже, не способна избежать порочного круга, когда Налоговая администрация под давлением показателей поступления налогов систематически прибегает к сбору денежных средств во что бы то ни стало, тогда как значительное количество налогоплательщиков старается минимизировать свои налоговые обязательства. Это не только способствует созданию культуры коррупции, но и причиняет вред стабильной и прогнозируемой налоговой среде и, следовательно, наносит ущерб экономике страны и прямым иностранным инвестициям в Украину. Вопреки общему мнению крупные предприятия не столько против уплаты налогов, сколько против неопределенности относительно того, что именно они должны уплачивать. Следовательно, очень важно создание стабильной и прогнозируемой налоговой среды в соответствии с международными широко принятыми практиками. Примерами таких пагубных действий являются постоянно изменяемые правила возмещения НДС и, как нам сообщили отдельные представители бизнес-общества, отказ в принятии налоговых деклараций и более настойчивые методы налогообложения. Также очень важно избежание непостоянных и неоднозначных норм налого-обложения, поскольку они создают дополнительные возможности для коррупции. Как Кабинету Министров Украины, так и Государственной налоговой администрации Украины нужно понять, что только они могут разомкнуть порочный круг ради обеспечения длительных налоговых поступлений и экономического роста.

Сразу с начала ПМГНС-1 консолидация налоговых инспекций была в центре внимания программы, причем вызывалось это желанием уменьшить ненужный непосредственный контакт с налогоплательщиками и повысить эффективность администрирования. Результаты в сфере консолидации за последние пять лет отстают от плана. Эксперты НС подчеркивают, что нужно восстановить деятельность по консолидации, чему также будет способствовать внедрение систем налогового блока и управления оборотом документов.

Высшее руководство ГНА Украины сейчас осознает, что в конечном итоге Украина должна иметь меньшую Налоговую администрацию, что снизит стоимость администрирования налогов. Это важно, поскольку сейчас, по международным стандартам, Налоговая администрация является весьма крупной. Эксперты НС побуждают ГНА Украины подготовиться надлежащим образом к такому сокращению.

Ключевые показатели деятельности ГНС

Эти данные сейчас охватывают период с 2003 по первую половину 2010 г. и включают информацию об управлении процессом взимания налогов и налоговой задолженности, показывая также ее срок давности. НС приветствует эти данные и внутренний анализ, который проводит ГНА Украины, и предоставляет аналитические материалы.

Хотя эти данные показывают увеличение уровня налоговых поступлений по сравнению с тем же периодом  2009 г., очевидно, что последствия мирового экономического кризиса все еще ощущаются в Украине. Члены НС также осознают, что, следовательно, ГНА/ГНС Украины находится под значительным давлением в смысле обеспечения дополнительных поступлений в бюджеты.

Эксперты НС заметили значительное уменьшение количества наемных работников, плательщиков налога на доходы физических лиц — с 17 150 514 в первой половине 2009 г. до 16 314 245 в первой половине 2010 г., или на 4,9%. Это, как объясняет ГНА Украины, является результатом соответствующего снижения количества работодателей на 8,6%. Также количество субъектов хозяйствования увеличилось на 57 000. Очевидно, некоторые бывшие работники стали субподрядчиками, что все больше наблюдается во многих странах. Могут существовать дополнительные объяснения, такие как миграция рабочей силы за рубеж, безработица и сокращение общей численности населения. Однако эксперты НС обеспокоены тем, что другим объяснением может служить то, что большое количество бывших работников фактически сейчас задействовано в деятельности в теневом секторе экономики, масштабы которого значительны в Украине. Эксперты НС рекомендуют ГНА Украины исследовать причины такой потенциальной потери налоговой базы для подоходного налога с физических лиц.

Члены НС также отметили значительные изменения, касающиеся невыездных (камеральных) аудитов, проведенных подразделениями по налогообложению юридических лиц. Количество таких проверок уменьшилось с 207 896 в первой половине 2009 г. до 199 841 в первой половине 2010 г. Однако доначисления увеличились на 270% (с 3 332 330 до 8 926 682 тыс. грн.). ГНА Украины не предоставляет объяснений такого значительного увеличения доначисленных налоговых обязательств. Эксперты НС опасаются, что такому развитию событий положило начало давление на ГНА/ГНС Украины, касающееся увеличения налоговых поступлений, которое имело результатом более напряженные методы налогообложения. Это вредно для нормальных взаимоотношений между налогоплательщиками и Налоговой администрацией, а также губительно для добровольного выполнения требований налогового законодательства и, в конце концов, для налоговых поступлений.

Члены НС обратили особое внимание на цифровые данные по доначислениям по типам аудита, проведенного подразделениями ГНА Украины. В среднем результатом запланированного выездного аудита, где применяются критерии отбора на основе оценки рисков, являются дополнительные начисленные налоговые обязательства на сумму 80 000 грн. Среднее доначисление от незапланированного аудита на местах (большей частью от проверок заявок на возмещение НДС) составляет 14 500 грн. Для сравнения, камеральные аудиты обеспечивают в среднем доначисления на сумму 44 600 грн. Эксперты НС понимают, что причиной низкого уровня поступлений от незапланированных выездных проверок является главным образом требование законодательства проводить проверки всех заявок на возмещение НДС. Эксперты НС хотят повторить свою рекомендацию, указанную в отчете от мая 2010 г.

Рекомендация. Следует отменить законодательное требование относительно проверок всех случаев возмещения НДС в пользу подхода на основе оценки рисков, поскольку это означает лишние затраты ценных человеческих и финансовых ресурсов и не способствует добровольному взиманию налогов. ГНА Украины должна представить проект изменения к соответствующему закону, руководствуясь статистическими данными по результатам проверок.

Налоговое законодательство

Эксперты НС продолжают подчеркивать необходимость в современном налоговом кодексе. После нескольких проектов продолжается работа над единым Налоговым кодексом. Было зарегистрировано несколько тысяч комментариев после первого чтения. Второе чтение запланировано на 16 ноября 2010 г. Нет в наличии окончательного проекта, следовательно, изъятые, модифицированные или добавленные положения неизвестны. Такие неизвестные величины не только делают невозможной подготовку налогоплательщиков к переменам, но и в значительной мере усложняют планирование налоговыми органами в очень критический период Проекта модернизации. Подрядчики, как по контракту по налоговому блоку, так и по управлению оборотом документов, должны учесть изменения в налоговом законодательстве при разработке новой системы.

Эксперты НС понимают, что датой вступления в силу предлагаемого Налогового кодекса является 1 января 2011 г. Если он вступит в силу 1 января, то своевременное утверждение регламентов и нормативных актов станет невозможно. Это, вполне вероятно, будет означать, что толкование нового закона будет поручено местным органам власти на какой-либо период времени, а предприятия останутся без каких-либо инструкций по толкованию положений нового закона. Такой сценарий отрицательно скажется на администрировании налогов и усилит напряженность между налогоплательщиками и налоговыми органами. Это очень беспокоит членов НС.

Эксперты НС понимают, что многие административные положения, предложенные ГНА Украины к включению в единый Налоговый кодекс, были исключены из нынешнего проекта. К тому же имеются признаки того, что проект содержит ряд налоговых каникул и налоговых льгот. Эксперты НС не знают подробностей, касающихся этих положений, однако это является причиной некоторого беспокойства.

Эксперты НС и бизнес-общество постоянно подчеркивали необходимость единого Налогового кодекса, сохраняющего равновесие между предоставлением необходимых полномочий Налоговой администрации для проведения в жизнь закона и одновременно обеспечением прав всех налогоплательщиков. На международном уровне налогоплательщики и предприятия хотят четких правил, прозрачности, справедливого и непредвзятого администрирования налогов и стабильности для того, чтобы планировать бизнес соответствующим образом.

Поскольку рассматриваемые положения нынешнего проекта Кодекса неизвестны, эксперты НС не могут давать каких-либо конкретных комментариев или рекомендаций.

Консолидация, организационная структура и управление человеческими ресурсами

Поскольку первый этап Проекта модернизации ГНС приближается к завершению, настало время вновь рассмотреть серьезно вопрос консолидации органов ГНС по ряду причин.

Уменьшение прямых контактов между налогоплательщиками и сотрудниками ГНС всегда было одной из основных целей ПМГНС-1. Наличие интегрированной системы налогового блока и управления оборотом документов позволит заинтересовывать и распространять представление налоговой отчетности в электронном виде{h}НС усматривает некоторую путаницу, касающуюся концепции «представление в электронном виде». Этот термин означает, что предоставленные налогоплательщиком данныебез человеческого вмешательства, непосредственно или через систему посредников,передаются в системы обеспечения безопасности трансакций в Налоговой администрации, автоматически выдавая квитанцию налогоплательщику.{/h} до таких уровней, что присутствие ГНС на местном уровне для принятия деклараций на бумажных носителях и других документов уже не будет необходимо. Декларации и другие документы будут подаваться в электронном виде или направляться на центральный уровень, где их будут преобразовывать в электронный формат. Это будет значительно способствовать прозрачности в администрировании налогов ГНА/ГНС Украины.

Как только системы налогового блока и управления оборотом документов станут операционными, необходимо будет финансировать эксплуатацию и техническое обслуживание этих систем. Как правило, ежегодные расходы составят приблизительно 30% первоначального инвестирования в год. Это будет в пределах от 100 до 120 млн. грн. в год. Поскольку это будут эксплуатационные расходы, то ГНА/ГНС Украины должна обеспечивать их сама. Реально это можно сделать только благодаря повышению эффективности. В ситуации, когда свыше 90% расходов связано с персоналом и обслуживанием зданий, значительное сокращение персонала и закрытие офисов, кажется, неизбежны.

С 2003 г. и до настоящего времени вопрос о консолидации сети органов ГНС рассматривался, но получил небольшое практическое значение. Был закрыт ряд государственных налоговых инспекций и открыты отделения для улучшения обслуживания налогоплательщиков.

Эксперты НС неоднократно обращали внимание на тот факт, что, конечно, учитывая количество налогоплательщиков, которые представляют отчетность в электронном формате, ГНС Украины в международном масштабе слишком велика.{h}О международном показателе см. «Администрирование налогов в ОЭСР и отобранных странахне членах ОЭСР» // Форум ОЭСР по вопросам администрирования налогов; Сер. «Сравнительная информация» (2008).28 янв. 2009 г.{/h} Как результат вышеуказанных мер, большое количество работников налоговых органов окажутся лишними на их нынешних рабочих местах. Во избежание серьезных социальных проблем следует инициировать разработку планов для переподготовки таких сотрудников для трудоустройства за пределами налоговой службы или для выполнения других функций в ее рамках.

Рекомендации. Разработать многолетний план эксплуатации и финансирования новых операционных систем. Разработать долгосрочные планы укомплектования штата и программы переподготовки лишнего персонала.

Налоговый блок

В начале года был присужден контракт по налоговому блоку фирме EPAM. Сейчас ее сотрудники проводят детальный анализ текущей системы, который следует завершить до апреля 2011 г. Контракт по управлению оборотом документов был присужден в октябре фирме CITRONICS. Эксперты НС с удовлетворением узнали, что был подписан контракт по управлению оборотом документов. Это еще один важный шаг вперед. Эти два контракта являются сердцевиной ПМГНС-1.

Эксперты НС встречались с представителями фирмы EPAM и Департамента модернизации. Атмосфера на встрече была открытой и показала общее признание многих проблемных вопросов, рисков и неопределенностей, с которыми партнеры будут сталкиваться и которые должны совместно решаться для удовлетворения обеих групп. Некоторыми из этих рисков и проблемных вопросов являются:

  • неопределенность по проекту Налогового кодекса;
  • завершение выполнения контракта по налоговому блоку до конца первого этапа, 30 июня 2012 г.;
  • необходимость в открытом общении и оперативном принятии решений со стороны ГНА Украины и подрядчиков;
  • интеграция систем налогового блока и управления оборотом документов.

Эксперты НС раньше подробно сообщали о детальных процедурах администрирования налогов, разработанных приблизительно семь лет назад, и необходимости в отходе от них. Подрядчики и ГНА Украины должны применять эти существующие детальные процедуры только в качестве пособия и совместно договориться о рабочих процессах. Эта задача нелегкая, но это является требованием, если ГНА Украины должна модернизировать информационную систему. Мы понимаем, что этот процесс идет.

Начальное предложение предусматривает завершение работ подрядчиком в течение ста двадцати шести недель (126). Однако произошли задержки в выполнении Проекта до подписания контракта по налоговому блоку, а первый этап Проекта модернизации заканчивается 30 июня 2012 г. и его нельзя продлить в соответствии с соглашением со Всемирным банком. Это означает, что подрядчик имеет только двадцать месяцев, или приблизительно восемьдесят пять недель (85), для завершения работ по контракту. Значительно сократились сроки, предусмотренные для подрядчика для внедрения системы. Будет сложно завершить выполнение контракта в такие сроки. Эксперты НС осознают трудности для подрядчика и ГНА Украины, понимание которых требуется обеим группам.

Существует необходимость в открытых, постоянных обсуждениях и общении между двумя подрядчиками и ГНА Украины. Крупные информационные проекты редко соответствуют запланированным временным рамкам и целям, случаются неожиданные проблемы и недоразумения. Осознание этого обеими группами — еще один ключ к успеху. Как только происходит задержка, существует тенденция обвинения в ней друг друга. Подрядчики и ГНА Украины должны делать все возможное для опережения проблем, документировать их и оперативно принимать решения. Делегирование полномочий для оперативного принятия решений, кажется, не является общепринятым в культуре Украины. Однако ГНА Украины и подрядчики должны найти способ быстрого принятия решений. Если нет, то будут происходить задержки по Проекту, а задержки нельзя позволить в сокращенном графике.

Разработка систем налогового блока и управления оборотом документов должна быть полностью интегрированной. Это еще одна большая проблема для ГНА Украины и подрядчиков. Система УОД является системой управления потоком работ, имеющих отношение к обработке налоговых деклараций и документов. Следовательно, ее разработка нуждается в полной интеграции с процессом разработки системы налогового блока и требований.

Закупка аппаратного обеспечения

Если нынешний график работ требует полной разработки и внедрения систем налогового блока и управления оборотом документов до 30 июня 2012 г., то остается очень мало времени на тестирование и внедрение систем. Эксперты НС не ожидали бы полного внедрения до конца периода, предусмотренного соглашением о займе. Для внедрения системы, по крайней мере ее значительной части, до этого конечного срока необходимо немедленно начать закупку аппаратного обеспечения в этом году. Нужны детальные требования и спецификации. Их можно разработать только совместно обоими подрядчиками (EPAM и CITRONICS) и ГНА Украины (Департаментом модернизации и Департаментом информационного обеспечения).

Рекомендация. Создать общую рабочую группу из представителей департаментов ГНА Украины (департаментов модернизации и информационного обеспечения) и обоих подрядчиков для разработки проектов спецификаций и требований для тендера на закупку аппаратного обеспечения, который должен начаться в начале 2011 г.

Управление проектом, управление процессом внедрения и изменениями

Эксперты НС, учитывая наблюдения, как объясняется в разделе по налоговому блоку, и указанные наблюдения в нескольких предыдущих отчетах по управлению процессом внедрения и изменениями, подчеркивают, что за период времени, оставшийся на первом этапе ПМГНС, управление проектом, управление процессом внедрения и изменениями будут ключами к успеху.

Эксперты НС считают непосредственное привлечение Департамента информационного обеспечения к работе с подрядчиками еще одним требованием для успешного выполнения Проекта модернизации. Такое участие должно базироваться на полном рабочем дне. Одним из возможных вариантов является назначение ответственным по одному сотруднику Департамента ІТ по каждому из четырех основных компонентов контракта по налоговому блоку: регистрация налогоплательщиков; обработка деклараций и платежей; налоговый учет и налоговый аудит. Привлечение Департамента информационного обеспечения в течение всего процесса разработки, тестирования и внедрения будет способствовать усовершенствованию дизайна и технических спецификаций наряду с созданием базы знаний о том, как была разработана и построена система, что принесет значительную пользу, как только система будет внедрена и введена в действие ГНА Украины.

Эксперты НС в полной мере признают трудности в управлении общими проектами такой сложности, с такими ограничениями и рисками, как налоговый блок и управление оборотом документов. Вообще члены НС очень беспокоятся по поводу ограничения завершения контрактов до 30 июня 2012 г., интеграции систем налогового блока и управления оборотом документов, коммуникации между подрядчиками и ГНА Украины, а также процесса принятия решений.

 Как мы отметили в отчете от мая 2010 г., роль директора Департамента модернизации и развития ГНС будет чрезвычайно важна. В любой стране капитальное реформирование Налоговой администрации такого масштаба может произойти один или два раза за всю жизнь руководителя, что означает недостаточность опыта повсюду. В Украине его нет. Директор Департамента модернизации будет нуждаться в поддержке в двух сферах деятельности:

  • рассмотрение вопросов с частными партнерами, по системе как налогового блока, так и управления оборотом документов, для принятия ежедневных решений, необходимых для поддержания намеченного курса программы;
  • управление процессом внедрения и изменениями.

Эти два направления очень разные. Будет чрезвычайно сложно найти кого-то, кто будет иметь квалификацию и опыт для выполнения обеих задач.

 В отчете от мая 2010 г. мы подчеркнули, что директор Департамента модернизации будет нуждаться в полной и безусловной поддержке высшего руководства ГНА Украины для обеспечения успешности программы. Эти слова даже больше соответствуют истине сейчас, когда был назначен новый директор Департамента модернизации. В мае 2010 г. мы рекомендовали ГНА Украины обратиться во Всемирный банк за двухлетней помощью со стороны очень опытного эксперта по ІТ и управлению изменениями. Нам досадно, что в этом отношении никакие действия не были совершены, значит, полгода потеряно.

Мы настоятельно советуем высшему руководству ГНА Украины получить поддержку по вопросам управления по двум направлениям:

  • управление проектом, как описано в контракте по налоговому блоку, для общего управления информационными проектами по разработке систем налогового блока и управления оборотом документов;
  • управление процессом внедрения и изменениями.

Эксперты НС считают, что можно выполнить эти требования путем найма двух руководителей:

  • очень опытного руководителя информационного проекта с солидным образованием в сфере управления крупными проектами модернизации налоговой администрации и значительным международным опытом;
  • руководителя по вопросам управления процессом внедрения и изменениями, как предусматривается тендером в Плане действий, который вступит в силу в 2011 г.

Рекомендации. Формализовать процесс коммуникации с подрядчиками с тем, чтобы опережать проблемы и минимизировать риски. Назначить ответственное лицо с четкими полномочиями по принятию решений в пределах конкретных временных рамок в ГНА Украины и среди подрядчиков. Более оперативно найти и включить в штат консультанта, имеющего опыт в информационных проектах модернизации налоговой службы, для предоставления помощи в разработке систем налогового блока и управления оборотом документов. Разработать должностные инструкции для специалиста по вопросам управления процессом внедрения и изменениями и провести тендер для его найма.

Департамент обслуживания крупных налогоплательщиков (LTO)

Объединение ресурсов для работы с крупными налогоплательщиками, предусмотренное Национальным планом действий по улучшению администрирования налогов, еще не произошло. Целью является создание структуры, которая будет состоять из центрального департамента на уровне ГНА Украины и трех региональных подразделений в городах Киеве, Одессе и Днепропетровске, подотчетных непосредственно центральному департаменту в составе ГНА Украины. Пока был создан только центральный Департамент, имеющий 4 отдела. Операционная деятельность осуществляется в старых офисах 11 специализированных государственных налоговых инспекций по работе с крупными налогоплательщиками в 10 областях, каждая из которых под-отчетна председателю областной Государственной налоговой администрации, и только опосредованно ГНА Украины. Вместе эти инспекции обслуживают 506 из 1497 крупных налогоплательщиков по всей стране. Как нам сообщили, причиной задержки по отношению к операционной деятельности является то, что еще не были приняты некоторые правовые нормы в новом едином Налоговом кодексе.

В будущем регистрация в Департаменте обслуживания крупных налогоплательщиков станет обязательной, если предприятие будет соответствовать квалификационным критериям. Эксперты НС весьма приветствуют это.

Нынешними квалификационными критериями являются:

  • годовой оборот свыше 100 000 000 грн.;
  • годовые налоговые обязательства свыше 25 000 000 грн.;
  • больше 250 наемных работников.

Эксперты НС осознают, что новый единый Налоговый кодекс будет содержать новые квалификационные критерии, а именно: годовой оборот свыше 500 000 000 грн. и годовые налоговые обязательства свыше 12 000 000 грн. Такие критерии были исчислены для определения приблизительно 1000 самых крупных налогоплательщиков и увеличения поступлений даже больше, чем текущие 70% общего объема налоговых поступлений.

Принимая во внимание такой существенный вклад в бюджет самых крупных налогоплательщиков, эксперты НС считают обязательным обслуживание всех крупных налогоплательщиков наиболее профессиональным налоговым персоналом под единым руководством. ГНА Украины нужно организовать это, как только позволит законодательное обеспечение.

Началась подготовка к электронному аудиту самых крупных налогоплательщиков. Еще не решено, будет ли разрабатываться необходимое программное обеспечение собственными силами для проведения электронного аудита или закупаться на рынке. Многие налоговые администрации объединяют пакеты прикладных программ, как разработанные собственными силами, так и приобретенные на рынке. Эксперты НС рекомендуют ГНА Украины оценить существующие пакеты прикладных программ, прежде чем принимать решение о собственной разработке программного обеспечения.

Ознакомительная поездка в Черкасскую область

Эксперты НС осуществили поездку в Черкасскую область, где встречались с губернатором области, посетили Государственную налоговую администрацию в Черкасской области и Государственную налоговую инспекцию в г. Черкассах. Губернатор презентовал особенности области и планы по развитию территориальной общины. Он также определил систематические меры на всех уровнях по искоренению коррупции.

Визит в ГНА в Черкасской области дал ценное понимание условий работы в области и показателей деятельности ГНА в Черкасской области и государственных налоговых инспекций (22, в том числе 4 районные инспекции). Особенность Черкасской области состоит в наличии нескольких крупных производителей алкогольных напитков и спирта, обеспечивающих 44% общего объема налоговых поступлений в виде акцизных сборов. ГНА области и ГНИ применяют рискоориентированную систему отбора налогоплательщиков для аудита на основе как национальных, так и местных разработанных критериев риска. Черкасская область была отобрана для осуществления опытной эксплуатации прикладных программ системы налогового блока.

Визит членов НС в ГНА в Черкасской области совпал со встречей, на которой ДМР ГНС презентовал Проект модернизации вообще и системы налогового блока и управления оборотом документов в частности. НС приветствует такие инициативы. Проект модернизации является большой программой, которая будет иметь результатом изменения в законодательстве, организационной структуре, распределении обязанностей и информационном обеспечении. Она также окажет существенное влияние на размещение персонала, его обучение и переподготовку. Безусловно, многие сотрудники обеспокоены, сталкиваясь с крупномасштабной всеобъемлющей реформой. Своевременное предоставление информации — важное средство снижения обеспокоенности и усиления участия сотрудников в реализации реформы, необходимая предпосылка успешности проекта. Эксперты НС, таким образом, в полной мере поддерживают предоставление информации такого рода во всех сферах, а также дополнительной информации в зависимости от развития Проекта.

ГНИ в г. Черкассах презентовала показатели своей деятельности. В ходе этих презентаций акцентировалось внимание на различных инициативах, начатых инспекцией для модернизации процедур при существующих условиях и в качестве подготовки к компонентам реформирования систем налогового блока и управления оборотом документов. Члены НС очень высоко оценили эти презентации.


Киев, 11 ноября 2010 года

Матс ГЕНРИКССОН, 
Виталий ИЛЬИН, 
Джеймс ОУЭНЗ, 
Юп ван ЛЮНТЕРЕН

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42