Другие налоги
Тема: Налоговый долг

Новации в процедуре рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга)

01.01.2011 г. вступил в силу Налоговый кодекс, которым несколько изменены процедуры рассрочки и отсрочки платежей в бюджет по сравнению с применявшимися в соответствии с Законом № 2181.

Порядок рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщиков регламентирован ст. 100 Налогового кодекса и применяется с целью предотвращения возникновения у налогоплательщика налогового долга или его накопления.

Рассрочкой, отсрочкой денежных обязательств или налогового долга является перенос сроков уплаты налогоплательщиком его денежных обязательств или налогового долга под проценты, размер которых равен размеру пени.

Рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся основных новшеств в процедуре рассрочки (отсрочки), введенных Налоговым кодексом.

 

Подлежат ли в 2011 г. рассрочке (отсрочке) не только денежные обязательства, но и налоговый долг налогоплательщиков?


Да, ст. 100 Налогового кодекса предусмотрена рассрочка или отсрочка не только денежных обязательств, но и налогового долга налогоплательщиков.

При этом для правильного трактования и применения процедуры переноса сроков уплаты необходимо помнить следующие определения.

Согласно пп. 14.1.39 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса денежное обязательство налогоплательщика — это сумма денежных средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию, а также санкции за нарушения законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

Следовательно, понятие денежного обязательства шире, чем понятие налогового обязательства, определенного как сумма денежных средств, которую налогоплательщик, в том числе налоговый агент, должен уплатить в соответствующий бюджет как налог или сбор на основании, в порядке и в сроки, определенные налоговым законодательством (пп. 14.1.156 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса).

В соответствии с пп. 14.1.175 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса налоговый долг — это сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), не уплаченного в установленный этим Кодексом срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.

Для сравнения: до 2011 г. рассрочке (отсрочке) подлежали только налоговые обязательства, а термин «денежные обязательства» отсутствовал.

Учитывая вышеизложенное, с 2011 г. не только возможны рассрочки и отсрочки налогового долга, но и благодаря новым определениям расширен перечень платежей, которые могут войти в состав налогового долга в случае их неуплаты и, соответственно, быть рассрочены или отсрочены.

  

Предприятие из-за нехватки денежных средств, вызванной банкротством одного из основных покупателей, не в состоянии рассчитаться по текущему налоговому обязательству. Является ли это основанием для обращения в орган ГНС за рассрочкой этого налогового обязательства на срок, достаточный для восстановления финансовой стабильности?


Постановлением № 1235, принятым во исполнение ст. 100 Налогового кодекса, четко определены основания для обращения плательщиков в органы ГНС за рассрочкой или отсрочкой.

В частности, для обращения за рассрочкой денежных обязательств (налогового долга) необходимо наличие таких обстоятельств, как несвоевременное доведение до плательщика финансирования или других видов бюджетной поддержки (то есть наличие задолженности бюджета перед плательщиком); угроза возникновения неплатежеспособности (банкротства) заявителя в случае уплаты им денежного обязательства или погашения налогового долга; недостаточность имущества заявителя — физического лица; сезонный характер производства и/или реализации товаров (работ, услуг) заявителем; а также ряд обстоятельств, имеющих особое значение как для самого плательщика, так и для экономики в целом (проведение реорганизации; научно-исследовательских, конструкторских и социально ориентированных работ; инновационной деятельности; особо важного государственного заказа, в том числе в области обороны, энергетики или социальной сфере).

Единственным основанием для обращения за отсрочкой является факт наступления для плательщика обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Постановлением № 1235 определены также документы, которые должны подтверждать все вышеуказанные обстоятельства.

Таким образом, нехватка денежных средств, вызванная банкротством одного из основных покупателей, не может быть основанием для обращения плательщика за рассрочкой налоговых обязательств, если только плательщик надлежащим образом не докажет наличие угрозы возникновения собственной неплатежеспособности (банкротства) вследствие неполучения платежей от этого дебитора.

  

Налогоплательщик получил рассрочку налогового долга по налогу на прибыль на сумму 120 тыс. грн. до конца текущего года. Является ли договор о рассрочке основанием для вывода имущества предприятия из налогового залога и свободного пользования им со стороны предприятия?


В соответствии с п. 100.14 ст. 100 Налогового кодекса рассрочка, отсрочка налогового долга не освобождают имущество налогоплательщика из налогового залога.

То есть налоговый залог продолжает функционировать со всеми предусмотренными законодательством ограничениями, касающимися пользования и распоряжения залоговым имуществом. Следовательно, хотя налогоплательщик и получил рассрочку налогового долга, его имущество будет находиться в налоговом залоге до полного выполнения договора о рассрочке или полного погашения налогового долга другим путем.

Перенос ранее определенных сроков уплаты рассроченных (отсроченных) сумм возможен независимо от предельных сроков действия рассрочки (отсрочки).

 

Предприятие имеет основание и необходимость для обращения в налоговый орган для получения рассрочки по НДС на сумму 38 тыс. грн. В какой орган ГНС ему следует обращаться в этом случае?


Порядком рассрочки и отсрочки налоговых обязательств налогоплательщиков, утвержденным приказом № 378, который издан с целью практического введения норм ст. 14 Закона № 2181, были определены следующие пределы компетенции налоговых органов при оформлении рассрочек (отсрочек):

  • органы ГНС местного уровня — на сумму до 30 тыс. грн.;
  • региональные ГНА — на сумму до 3 млн. грн.;
  • ГНА Украины — без ограничений суммы.

Однако с 2011 г. нижний предел (для государственных налоговых инспекций) значительно увеличенс 30 до 300 тыс. грн. (приказ № 1036). Это было сделано с целью упрощения процедуры рассрочки и делегирования более широких полномочий по рассрочке (отсрочке) платежей в бюджет государственным налоговым инспекциям.

Вместе с тем в соответствии с п. 3.1 Порядка № 1036 для рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщик обращается в подразделение погашения налогового долга органа ГНС по месту своего учета или по месту учета такого денежного обязательства (налогового долга) с письменным заявлением и соответствующим пакетом документов.

Поэтому для рассрочки налоговых обязательств по НДС на сумму 38 тыс. грн. налогоплательщик должен обратиться в местный орган ГНС, который и будет принимать решение о рассрочке и заключать с плательщиком соответствующий договор.

  

Налогоплательщик получил отсрочку налогового обязательства вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (наводнение) на сумму 350 тыс. грн. на срок до 20 августа текущего года. Однако рассчитаться по последнему сроку уплаты не смог. Мог ли плательщик поставить перед налоговым органом вопрос о переносе этого платежа с 20 августа на 20 сентября текущего года?


В соответствии с п. 4.10 Порядка № 1036 в период действия рассрочки (отсрочки) плательщик имеет право ставить перед органом ГНС вопрос о переносе сроков уплаты части рассроченной (отсроченной) суммы в пределах срока действия договора о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга) в случае возникновения временных финансовых или других осложнений по не зависящим от него причинам.

В случае переноса сроков уплаты части рассроченных (отсроченных) сумм за рамки предельных сроков действия рассрочки (отсрочки), определенных в решении и договоре о рассрочке (отсрочке), перед переносом сроков уплаты орган ГНС, принимавший решение о рассрочке (отсрочке), переносит предельный срок действия этой рассрочки (отсрочки) по соответствующему представлению органа ГНС, заключавшего договор о рассрочке (отсрочке).

Таким образом, действующим законодательством определен механизм переноса рассроченных (отсроченных) платежей за пределы действия рассрочки (отсрочки). В данном случае переносить предельный срок действия отсрочки и согласовывать решение о переносе срока уплаты должна региональная ГНС, которая в рамках компетенции принимала решение об отсрочке.

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42