Другие налоги
Тема: Проверки и ответственность, Экологический налог

Уплата экологического налога за использование автономных систем отопления

Приближается отопительный сезон, когда субъекты хозяйственной деятельности будут использовать автономные системы отопления собственных административных, торговых, складских и других помещений топливом (газом, мазутом и т. п.). Для этого необходимо получить соответствующее разрешение и уплачивать экологический налог.


В соответствии с п. 240.1 ст. 240 раздела VIIІ «Экологический налог» Налогового кодекса плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйственной деятельности, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, в процессе деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются, в частности, выбросы загрязняющих веществ (по тексту — ЗВ) в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.

Объектом и базой налогообложения являются объемы и виды ЗВ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (пп. 242.1.1 п. 242.1 ст. 242 Налогового кодекса).

При практическом применении термина «стационарный источник загрязнения» в разделе VIIІ «Экологический налог» Налогового кодекса нужно учитывать его определение согласно пп. 14.1.230 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса: стационарный источник загрязнения — предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, сохраняющий пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы ЗВ в атмосферу и/или их сбросы в водные объекты.

Статья 11 Закона № 2707 предусматривает, что выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками можно осуществлять после получения разрешения, которое выдает территориальный орган специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения. Разрешения на выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения выдают территориальные органы специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.

Таким образом, субъекты хозяйственной деятельности при использовании автономных систем отопления собственниками административных, торговых, складских и других зданий и помещений имеют объект обложения экологическим налогомобъем ЗВ, образующихся и выбрасываемых в атмосферный воздух при сгорании топлива (газа, мазута и т. п.), и являются плательщиками экологического налога (независимо от получения разрешения на выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения), а значит, должны исчислять, начислять и уплачивать в госбюджет экологический налог и составлять налоговую отчетность по этому платежу.

Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных ЗВ стационарными источниками загрязнения установлены п. 243.1 ст. 243 Налогового кодекса.

В год вступления в силу Налогового кодекса индексация ставок экологического налога не проводится. Ежегодно будут вносить изменения в этот Кодекс по ставкам экологического налога, определенным в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен. Вместе с тем по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим в периоды: с 1 января 2011 г. до 31 декабря 2012 г. включительноставки налога составляют 50% ставок, предусмотренных ст. 244 Кодекса; с 1 января 2013 г. до 31 декабря 2013 г. включительно75%; с 1 января 2014 г.100%.

Суммы налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух ЗВ стационарными источниками загрязнения (Пвс), исчисляют плательщики налога самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов и ставок налога по формуле

          n
Пвс = Σ Мi × Нпі ,
       
i = 1

где Мi — фактический объем выброса i-го ЗВ в тоннах (т); Нпi — ставка налога в текущем году за 1 т i-го ЗВ в гривнях и копейках (п. 249.3 ст. 249 Налогового кодекса).

Базовый налоговый (отчетный) период равен календарному кварталу.

Плательщики налога составляют налоговые декларации по форме, утвержденной приказом № 1010, и представляют их в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в органы ГНС и уплачивают налог в течение 10 календарных дней, наступающих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации за выбросы в атмосферный воздух ЗВ стационарными источниками загрязнения — по месту размещения стационарных источников загрязнения.

К Налоговой декларации по экологическому налогу прилагают расчеты налогового обязательства по экологическому налогу (приложения № 17), являющиеся ее неотъемлемой частью, а именно:

за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ:

  • стационарными источниками загрязнения (приложение № 1);
  • передвижными источниками загрязнения (приложение № 2);
  • за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (приложение № 3);
  • за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (приложение № 4);
  • за образование радиоактивных отходов:
  • включая уже накопленные (приложение № 5);
  • за приобретение источников(ка) ионизирующего излучения (приложение № 6);
  • за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока (приложение № 7).

При отсутствии у плательщика перечисленных объектов налогообложения соответствующие приложения не следует прилагать, при этом в строках Налоговой декларации проставляют прочерки.

Орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды АР Крым, территориальные органы центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды до 1 декабря года, предшествующего отчетному, представляют в органы ГНС перечни предприятий, учреждений, организаций, физических лицпредпринимателей, которым в установленном порядке выданы разрешения на осуществление выбросов, а также направляют информацию о внесении изменений в перечень до 30 числа месяца, наступающего за кварталом, в котором такие изменения произошли.

Плательщики налога перечисляют суммы налога, взимаемого за выбросы ЗВ одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Госказначейства Украины, которые осуществляют распределение этих средств в соотношении, определенном Бюджетным кодексом.

Согласно п. 10 части второй ст. 69 этого Кодекса к поступлениям специального фонда местных бюджетов относится 35% экологического налога (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока), в том числе: в сельские, поселковые, городские бюджеты — 25%, областные бюджеты и бюджеты АР Крым — 10%, бюджеты городов Киева и Севастополя — 35%.

Пунктом 51 раздела ІV «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса установлено, что экологический налог (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока) зачисляется следующим образом:

в специальный фонд госбюджета:

  • в 2011 — 2012 гг. — 30%;
  • в 2013 г. — 53%, из них 33% с направлением на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
  • с 2014 г. — 65%, из них 50% с направлением на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

в специальный фонд местных бюджетов:

  • в 2011 — 2012 гг. — 70%, в том числе: в сельские, поселковые, городские бюджеты — 50%, областные бюджеты и бюджет АР Крым — 20%, бюджеты городов Киева и Севастополя — 70%;
  • в 2013 г. — 47%, в том числе: в сельские, поселковые, городские бюджеты — 33,5%, областные бюджеты и бюджет АР Крым — 13,5%, бюджеты городов Киева и Севастополя — 47%;
  • с 2014 г. — 35% согласно п. 10 части второй ст. 69 этого Кодекса.

Если место представления налоговой декларации не совпадает с местом, где состоят на налоговом учете предприятия, учреждения, организации, гражданесубъекты предпринимательской деятельности, которым в установленном порядке выдано разрешение на выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками, в орган ГНС, в котором такое предприятие, учреждение, организация или гражданин — субъект предпринимательской деятельности состоят на учете, нужно представить в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, копии соответствующих налоговых деклараций.

В случае если:

  • плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) разные), то такой плательщик налога обязан представить в соответствующий орган ГНС по месту расположения стационарного источника загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов налоговую декларацию по каждому стационарному источнику загрязнения либо специально отведенному для размещения отходов месту или объекту отдельно;
  • плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения в пределах одного населенного пункта (села, поселка или города) либо за его пределами (код согласно КОАТУУ один и тот же), то такой плательщик налога может представить в соответствующий орган ГНС одну налоговую декларацию по налогу за такие источники загрязнения;
  • плательщик налога состоит на налоговом учете в городе с районным делением, то такой плательщик может представить одну налоговую декларацию за выбросы всеми источниками загрязнения, если эти источники расположены на территории такого города (следует указать код согласно КОАТУУ по месту, где плательщик налога состоит на налоговом учете (городского совета)).

Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, получивших такие разрешения, утвержден постановлением № 302.

Разрешение на выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — разрешение) — это официальный документ, дающий право предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам-предпринимателям (далее — субъекты хозяйственной деятельности) эксплуатировать объекты, с которых поступают в атмосферный воздух ЗВ или их смеси, при условии соблюдения установленных соответствующих нормативов предельно допустимых выбросов и требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов ЗВ в течение определенного в разрешении срока.

Разрешение выдают субъекту хозяйственной деятельности — собственнику стационарного источника выброса, с которого поступают в атмосферный воздух ЗВ или их смеси.

Разрешение выдают бесплатно территориальные органы Минприроды Украины по согласованию с учреждениями Госсанэпидемслужбы Украины на срок не меньше пяти лет.

Для получения разрешения субъект хозяйственной деятельности должен:

  • оформить заявление;
  • подготовить документы, в которых обоснованы объемы выбросов ЗВ;
  • провести инвентаризацию стационарных источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух, видов и объемов таких выбросов, пылегазоочистного оборудования;
  • оценить влияние выбросов ЗВ на состояние атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны;
  • разработать планы по следующим мероприятиям: достижение установленных нормативов предельно допустимых выбросов для наиболее распространенных и опасных ЗВ; охрана атмосферного воздуха на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; ликвидация причин и последствий загрязнения атмосферного воздуха; окончательное прекращение деятельности, связанной с выбросами ЗВ в атмосферный воздух, и приведение места деятельности в удовлетворительное состояние; предотвращение превышения установленных нормативов предельно допустимых выбросов в процессе производства; осуществление контроля за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов ЗВ и условий разрешения на выбросы;
  • обосновать размеры нормативных санитарно-защитных зон, оценить расходы, связанные с реализацией мероприятий по их созданию;
  • оценить и проанализировать расходы, связанные с реализацией запланированных мероприятий по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;
  • подготовить информацию о получении разрешения для ознакомления с ней общественности согласно законодательству.

Для разработки документов, в которых обосновываются объемы выбросов, субъект хозяйственной деятельности может привлекать учреждения, организации и заведения, которым Минприроды Украины предоставляет право на разработку таких документов.

Субъект хозяйственной деятельности для получения разрешения представляет в территориальный орган Минприроды Украины и учреждения Госсанэпидемслужбы Украины в письменной и в электронной форме документы, подготовленные согласно Инструкции № 108, а также размещает в местных печатных средствах массовой информации сообщение о намерении получить разрешение с указанием адреса местной госадминистрации, на который можно присылать замечания общественных организаций и отдельных граждан.

Учреждение Госсанэпидемслужбы Украины рассматривает заявление и документы на получение разрешения в течение 30 календарных дней с даты поступления документов, а при отсутствии замечаний готовит заключение о выдаче разрешения и выдает его субъекту хозяйственной деятельности.

При наличии замечаний документы возвращают субъекту хозяйственной деятельности с изложением их содержания и указанием срока повторной подачи документов.

Местные госадминистрации рассматривают замечания общественных организаций, при необходимости организовывают проведение их публичного обсуждения и в течение 30 календарных дней с даты опубликования информации о намерении субъекта хозяйственной деятельности получить разрешение уведомляют об этом территориальный орган Минприроды Украины.

Территориальный орган Минприроды Украины анализирует замечания, при необходимости предлагает субъекту хозяйственной деятельности учесть их при подготовке разрешения к выдаче, в течение 30 календарных дней рассматривает заявление и документы на получение разрешения и при отсутствии замечаний выдает разрешение.

При наличии замечаний документы возвращают субъекту хозяйственной деятельности с изложением их содержания и указанием срока повторной подачи документов.

Решение о выдаче разрешения территориальный орган Минприроды Украины отправляет субъекту хозяйственной деятельности и учреждению Госсанэпидемслужбы Украины.

Срок действия разрешения пересматривает выдавший его территориальный орган Минприроды Украины в случае, если:

  • степень загрязнения атмосферного воздуха обусловливает необходимость пересмотра предельных значений выбросов;
  • использование существенных достижений в сфере разработки наиболее совершенных доступных технологий позволяет значительно уменьшить выбросы без дополнительных расходов;
  • требования безопасности эксплуатации во время производственного процесса или осуществление деятельности обусловливают необходимость применения иных технологий;
  • наблюдается изменение направления производственной деятельности, которое может привести к существенным негативным последствиям для здоровья людей и состояния окружающей среды.

Основанием для пересмотра срока действия разрешения являются письменные обращения учреждений Госсанэпидемслужбы Украины, местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественности.

Разрешение аннулирует выдавший его территориальный орган Минприроды Украины в случае:

  • подачи субъектом хозяйственной деятельности заявления об аннулировании разрешения;
  • смены собственника стационарного источника выбросов;
  • принятия в установленном порядке решения об отмене государственной регистрации субъекта хозяйственной деятельности.

Территориальный орган Минприроды Украины в трехдневный срок со дня принятия решения в письменной форме информирует собственника об аннулировании разрешения.

Для продления срока действия разрешения субъект хозяйственной деятельности заблаговременно, не позднее чем за 30 календарных дней до его истечения, подает заявление в выдавший разрешение территориальный орган и учреждение Госсанэпидемслужбы Украины.

Решения территориального органа Минприроды Украины об отказе в выдаче разрешения, пересмотре или продлении срока его действия либо аннулировании могут быть обжалованы в судебном порядке.

В соответствии со ст. 33 Закона № 2707 лица, виновные в выбросах ЗВ в атмосферный воздух и не имеющие разрешения специально уполномоченных органов исполнительной власти на такие выбросы, несут ответственность согласно закону.

Органы ГНС (по предварительному согласованию) привлекают работников органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды АР Крым и специальных подразделений центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды для проверки правильности определения плательщиками налога фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов (п. 250.12 ст. 250 Налогового кодекса).

Согласно ст. 78 КоАП выбросы ЗВ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти или несоблюдение требований, предусмотренных предоставленным разрешением, другие нарушения порядка осуществления выбросов ЗВ в атмосферный воздух или превышение технологических нормативов их допустимого выброса и нормативов предельно допустимых выбросов стационарными источниками при эксплуатации технологического оборудования, сооружений и объектов влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Превышение предельно допустимых уровней влияния физических и биологических факторов на атмосферный воздух или их влияние без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти в случаях, когда необходимость получения такого разрешения предусмотрена законодательством, — влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от пяти до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Согласно ст. 241 Уголовного кодекса загрязнение или другое изменение природных свойств атмосферного воздуха вредными для жизни либо здоровья людей или для окружающей среды веществами, отходами либо другими материалами промышленного или иного производства вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни либо здоровья людей или для окружающей среды, — наказываются штрафом от ста до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение такого же срока или без такового. Те же действия, если они вызвали гибель людей или другие тяжелые последствия, — наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Единую в сфере охраны атмосферного воздуха систему ведения государственного учета объектов (предприятий, учреждений, организаций и граждансубъектов предпринимательской деятельности), которые оказывают или могут оказывать вредное влияние на здоровье людей и на состояние атмосферного воздуха, видов и объемов ЗВ, выбрасываемых в атмосферный воздух, видов и степеней влияния на его состояние физических и биологических факторов определяет Порядок № 1655.

Типовая форма первичной учетной документации для предприятий, организаций, учреждений и граждан — субъектов предпринимательской деятельности, имеющих стационарные источники выбросов ЗВ в атмосферный воздух и состоящих на государственном учете в территориальных органах Минприроды Украины по объемам потенциальных выбросов ЗВ в атмосферу, № ПОД-2 «Журнал обліку виконання заходів з метою охорони атмосферного повітря» утверждена приказом № 439.

Инструкция по заполнению такой формы утверждена приказом № 252.

Приказом № 396 утверждена Инструкция по заполнению форм государственных статистических наблюдений по охране атмосферного воздуха№ 2-ТП (повітря) «Звіт про охорону атмосферного повітря» (річна) и № 2-ТП (повітря) «Звіт про охорону атмосферного повітря» (квартальна).

Формы № 2-ТП (воздух; годовая) и № 2-ТП (воздух; квартальная) представляют респонденты, состоящие на государственном учете по объемам потенциальных выбросов ЗВ и парниковых газов в атмосферу, в орган Госкомстата Украины по месту осуществления деятельности.

Структурные подразделения предприятий, состоящих на государственном учете, представляют отчетность по формам № 2-ТП (воздух; годовая) и № 2-ТП (воздух; квартальная) независимо от головного предприятия. В таком случае головное предприятие представляет отчеты без учета данных по этим структурным подразделениям.

В вышеуказанных формах отражают данные о выбросах ЗВ и парниковых газов со стационарных источников загрязнения. Данные о выбросах с передвижных источников загрязнения, включая производственную, сельскохозяйственную и другую технику, а также автомобильный и другие виды транспорта, в этих формах не учитывают.

В отчетности по форме № 2-ТП (воздух; квартальная) информацию отражают за каждый квартал отдельно без учета данных о выбросах в предыдущем квартале.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42