Другие налоги
Тема: Проверки и ответственность

Оформление результатов проверок

Четко установленный порядок организации и проведения проверок, законное обоснование установленных нарушений, соблюдение требований нормативно-правовых актов должностными лицами, объективность, взвешенность принятых решений, профессионализм и этика поведения ревизора — это факторы, которые в конечном итоге существенно влияют на качество осуществления налогового контроля, в частности проведение проверок, и создают атмосферу действенного сотрудничества между налогоплательщиками и органами государственной налоговой службы.

Что такое налоговый контроль? Это система мер, принимаемых контролирующими органами в целях проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также соблюдения законодательства по вопросам регулирования обращения денежной наличности, проведения расчетных и кассовых операций, патентования, лицензирования и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Одной из эффективных форм налогового контроля со стороны органов государственной налоговой службы является налоговая проверка. Проведение проверки и выводы по ее результатам — сложнейший момент взаимоотношений между плательщиком и контролирующим органом. Вместе с тем такое проведение — довольно сложная процедура, предусматривающая привлечение наиболеее квалифицированных работников контролирующих органов и отвлекающая в той или иной степени налогоплательщика от основной деятельности. Все это требует взвешенного подхода указанных органов при планировании, подготовке и проведении налоговых проверок.

Предметом такой проверки являются первичные документы, документы бухгалтерского учета, финансовой и другой отчетности, налогового учета, декларации и расчеты по уплате налогов и сборов, другие документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности.

Документальные проверки осуществляются в соответствии с утвержденным руководителем (заместителем руководителя) налогового органа планом проверки, который формируется отдельно для каждой проверки с учетом вида, вопросов такой проверки и специфики деятельности налогоплательщика.

Следует отметить, что проверка своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) может быть проведена как в сплошном порядке, так и выборочным методом за определенный период или по операциям, которые по результатам проведенного анализа определены рисковыми.

Выборочный метод проведения проверки  субъекта хозяйствования ограничивается выбранным(и) отчетным(и) налоговым(и) периодом(ами), за который(е) проводится проверка, или выбранными для проверки рисковыми операциями в течение всего проверяемого периода (при условии, что проверка только этих операций позволяет оценить полноту декларирования субъектом хозяйствования определенных показателей деклараций (отчетов, других документов) или в полной мере изучить другие вопросы, подлежащие проверке).

При проведении проверки осуществляются сбор, обработка и аккумулирование фактических данных, отражающих законность источников и объемы доходов, расходов налогоплательщика, определение других показателей налоговых деклараций, начисления и уплаты налогов (сборов), формируются оценка и обоснование выводов, отражающих состояние выполнения плательщиком налоговых обязательств.

Налоговым кодексом четко определены материалы, являющиеся основаниями для выводов при проведении проверок, и требования к подтверждению данных, указанных в налоговой отчетности.

Так, согласно ст. 83 Налогового кодекса для должностных лиц органов государственной налоговой службы такими основаниями являются:

  • документы, определенные этим Кодексом;
  • налоговая информация;
  • экспертные заключения;
  • судебные решения;
  • другие материалы, полученные в порядке и способом, предусмотренными этим Кодексом или другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы государственной налоговой службы.

Следует отметить, что в настоящее время Налоговым кодексом также установлен перечень документов, необходимых для ведения с целью налогообложения. Так, согласно ст. 44 Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

При этом налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными ст. 44 Налогового кодекса.

Кроме того, этим Кодексом предусмотрено, что при проведении проверок должностные лица органа ГНС имеют право получать у плательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих об утаивании (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей), нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

Запрещается изъятие оригиналов первичных бухгалтерских документов, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

♦ Оформление результатов проверки регламентировано ст. 86 Налогового кодекса.

По результатам проверки налогоплательщиков служебными лицами органов ГНС составляется акт, а при отсутствии нарушений требований законодательства — справка (п. 86.1 ст. 86 Налогового кодекса), требования по содержанию которых предусмотрены Порядком № 984.

В соответствии с этим Порядком акт документальной проверки должен содержать систематизированное изложение выявленных фактов нарушений норм налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

По результатам документальной проверки в акте должны излагаться все существенные обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика относительно фактов выявленных нарушений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.

♦ Факты выявленных нарушений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС, должны излагаться в акте документальной проверки четко, объективно и в полной мере, со ссылкой на первичные или другие документы, зафиксированные в бухгалтерском и налоговом учете, которые подтверждают наличие указанных фактов.

Акт (справка) документальной проверки должен быть составлен на бумажном носителе на государственном языке и иметь сквозную нумерацию страниц. Он состоит из четырех частей: вступительной, общих положений, описательной части и вывода. Документ включает информативные приложения.

Вступительная часть акта (справки) и общие положения должны содержать: местонахождение налогоплательщика, полное и сокращенное (при наличии) наименование плательщика в соответствии с учредительными документами, основания и сроки проведения проверки согласно Налоговому кодексу и другим законодательным актам, регистрационные данные о плательщике и пр.

Следует отметить, что общие положения акта (справки) документальной внеплановой проверки должны содержать соответствующие данные, подлежащие проверке.

В описательной части акта (справки) результаты документальной проверки соблюдения требований налогового законодательства группируются по отдельным видам налогов и сборов и в разрезе налоговых периодов. В этой части отражаются задекларированные налогоплательщиком в налоговой и другой отчетности показатели, результаты проверки этих показателей должностным лицом органа ГНС и делается соответствующая запись относительно установления или неустановления нарушений. При этом к акту (справке) проверки прилагаются соответствующие аналитические таблицы.

В случае установления нарушений налогового законодательства по каждому отраженному в акте факту нарушения:

  • излагается четкое содержание нарушения со ссылкой на конкретные пункты и статьи законодательных актов, период (месяц, квартал, год) финансово-хозяйственной деятельности плательщика и хозяйственная операция, в результате которой осуществлено это нарушение (при этом к акту прилагаются письменные объяснения должностных лиц налогоплательщика или его законных представителей по установленным нарушениям);
  • указываются первичные документы, на основании которых сделаны записи в налоговом и бухгалтерском учете, регистры бухгалтерского учета, корреспонденция счетов операций и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, и доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;
  • приводится перечень отсутствующих первичных документов или непредоставленных для проверки первичных и других документов, подтверждающих факт нарушения.

В выводе акта (справки) документальной проверки указывается описание выявленных проверкой нарушений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, со ссылкой на подпункты, пункты, статьи законодательных актов или общий вывод об отсутствии таких нарушений.

При получении во время проверки копий документов, подтверждающих факт выявленного нарушения, об этом делается запись с отражением оснований для получения.

Отражается количество составленных экземпляров акта (справки) проверки и делается отметка о вручении одного экземпляра должностным лицам налогоплательщика или его законным представителям.

♦ Акт (справка) документальной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа ГНС, проводившими проверку, и регистрируется в органе ГНС в течение пяти рабочих дней со дня, наступающего за днем истечения установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, — в течение 10 рабочих дней).

В случае отказа плательщика или его законных представителей от подписания акта (справки) должностными лицами органа ГНС составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах документальной выездной плановой либо внеплановой проверки в день его подписания или отказа от подписания вручается или направляется налогоплательщику либо его законному представителю.

♦ Законом № 4834 внесены изменения в Налоговый кодекс, которыми установлено, что акт документальной невыездной проверки после его регистрации также вручается лично налогоплательщику либо его законным представителям или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Таким образом, в случае невозможности по каким-либо причинам вручить акт (справку) проверки лично налогоплательщику орган ГНС может направить его по месту регистрации такого плательщика заказным письмом с уведомлением о вручении, чем обеспечивается право плательщика на ознакомление с материалами документальных невыездных проверок и в случае несогласия — дальнейшего представления в орган ГНС возражений к акту проверки или обжалования принятых налоговых уведомлений-решений.

Отказ налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта проверки либо получения его экземпляра не освобождает такого плательщика от обязанности уплатить определенные органом ГНС по результатам проверки денежные обязательства.

В случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с выводами проверки либо фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право представить свои возражения в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки).

♦ В соответствии с п. 86.7 ст. 86 Налогового кодекса отсчет срока подачи возражений начинается именно со дня получения акта проверки, а не со следующего дня.

При представлении возражений к акту проверки необходимо учесть следующее: если проверку осуществляли работники органа ГНС другого, нежели орган ГНС, где на учете состоит налогоплательщик, то в этом случае возражения должны предоставляться в орган ГНС по основному месту учета плательщика. Такая норма отражена в п. 86.7 ст. 86 Налогового кодекса вследствие внесения изменений Законом № 4834.

Полученные возражения рассматриваются органом ГНС в течение пяти рабочих дней, наступающих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, не исследованных во время проверки и указанных в замечаниях), и налогоплательщику направляется ответ в порядке, определенном ст. 58 Налогового кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений. Плательщик налога (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем такой плательщик указывает в возражениях.

В случае если плательщик изъявил желание принять участие в рассмотрении возражений к акту проверки, орган ГНС обязан уведомить такого плательщика о месте и времени проведения такого рассмотрения. Такое уведомление направляется ему не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений, но не позднее чем за два рабочих дня до дня их рассмотрения.

Участие руководителя соответствующего органа ГНС (или уполномоченного им представителя) в рассмотрении возражений налогоплательщика к акту проверки является обязательным. Такие возражения являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

Наряду с установленной сегодня четкой процедурой осуществления проверок государственная налоговая служба работает в направлении совершенствования процедур проведения  и оформления материалов проверок, обеспечения доказательной базой установленных нарушений налогового и другого законодательства, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество возражений плательщиков к актам проверок и жалоб на принятые налоговые уведомления-решения и будет способствовать налаживанию партнерских отношений с налогоплательщиками.

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42