Письмо
Тема: Администрирование налогов, Проверки и ответственность

Изменения к Налоговому кодексу: урегулирование прав органов ГНС

Рассмотрим некоторые изменения, внесенные в Налоговый кодекс в связи с принятием Закона № 3609.

В определение понятия денежного обязательства налогоплательщика включены санкции, которые взимаются с плательщика органами ГНС в связи с нарушением им требований как налогового, так и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (пп. 14.1.39 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Необходимо отметить, что органы ГНС применяют санкции не только в соответствии с нормами налогового законодательства, а также, в частности, согласно нормам законов об РРО, №№  185, 327, 351, указов №№ 227, 436, 734, декретов о подоходном налоге, о валютном регулировании, Положения № 637.

Указанное изменение является усовершенствованием нормы применения санкций органами ГНС неналогового законодательства с целью предупреждения неоднозначного трактования определения понятия денежного обязательства.

Налоговые консультации

Статья 14 Налогового кодекса дополнена новым понятием обобщающей письменной налоговой консультации, предусматривающей обнародование позиции контролирующего органа, которая сложилась по результатам обобщения налоговых консультаций, предоставляемых налогоплательщикам. Обобщающая налоговая консультация утверждается приказом центрального налогового органа и подлежит обнародованию. Данный вид консультаций издается по результатам периодического обобщения налоговых консультаций, касающихся значительного количества налогоплательщиков или значительной суммы налоговых обязательств (ст. 52 Налогового кодекса).

Таким образом, налогоплательщики кроме права на получение индивидуальной налоговой консультации могут ознакомиться с позицией налоговых органов по спорным вопросам налогового законодательства, обнародованной в обобщающих налоговых консультациях.

Необходимо отметить, что в связи с изменениями к ст. 52 Налогового кодекса не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, который действовал согласно налоговой консультации, предоставленной ему в письменной или электронной форме, а также обобщающей налоговой консультации, в частности, на основании того, что в дальнейшем такая налоговая консультация или обобщающая налоговая консультация была изменена или отменена.

Кроме того, п. 52.3 ст. 52 Налогового кодекса установлено, что по выбору налогоплательщика консультация предоставляется в устной, письменной или электронной форме (внедрение электронной формы налоговой консультации вступает в силу 01.01.2012 г.).

Пунктом 52.1 ст. 52 Налогового кодекса предусмотрен срок предоставления налоговыми органами налоговой консультации, а именно в течение 30 календарных дней, наступающих за днем получения такого обращения данным контролирующим органом.

Дополнены права органов налоговой службы

Урегулировано право должностных лиц органов государственной налоговой службы составлять в отношении налогоплательщиковфизических лиц и должностных лиц налогоплательщиковюридических лиц протоколы об административных правонарушениях.

Напомним, что в соответствии со ст. 255 КоАП должностные лица органов ГНС могут составлять протоколы об административных правонарушениях согласно статей 512 (нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности); 1551 (нарушение порядка проведения расчетов); 1631 — 1634 (нарушение порядка ведения налогового учета, предоставление аудиторских заключений; непредставление или несвоевременное представление платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов и сборов (обязательных платежей); невыполнение законных требований должностных лиц органов государственной налоговой службы; нарушение порядка удержания и перечисления налога на доходы физических лиц и представления сведений о выплаченных доходах), 16312 (нарушение условий выдачи векселей); 164 (нарушение порядка проведения хозяйственной деятельности); 1645 (хранение или транспортировка алкогольных напитков или табачных изделий, на которых нет марок акцизного сбора установленного образца); 1722 — 1729 (нарушение ограничений по использованию служебного положения; предложение или предоставление неправомерной выгоды; нарушение ограничений по совместительству и совмещению с другими видами деятельности; нарушение установленных законом ограничений по получению подарка (пожертвования); нарушение требований, касающихся сообщения о конфликте интересов; незаконное использование информации, ставшей известной лицу в связи с выполнением служебных полномочий; неприменение мер по противодействию коррупции); 1772 (изготовление, приобретение, хранение или реализация фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий).

Статьей 2342 КоАП предусмотрено, что органы государственной налоговой службы Украины рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с уклонением от представления декларации о доходах (ст. 1641), нарушением порядка представления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица (ст. 1666).

В соответствии с нормами КоАП от имени органов государственной налоговой службы Украины рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководители органов ГНС Украины и их заместители.

Также частью второй ст. 255 КоАП предусмотрено, что по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению органов, указанных в статьях 222 — 24419 этого Кодекса, протоколы о правонарушениях имеют право составлять уполномоченные должностные лица этих органов.

Согласно п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса председатели государственных налоговых служб и начальники государственных налоговых инспекций и их заместители имеют право принимать постановления по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законом.

Подпункт 20.1.2 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса изложен в новой редакции. В частности, отныне налоговые органы имеют право при проведении проверок требовать изготовления налогоплательщиком (уполномоченным представителем налогоплательщика) и бесплатно получать от них удостоверенные подписью налогоплательщика или его должностным лицом и скрепленные печатью (при ее наличии) копии документов, свидетельствующих о нарушении требований налогового или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, и объяснений по вопросам, возникающим при проверках и касающимся реализации полномочий органов государственной налоговой службы, установленных этим Кодексом и другими законами Украины; проверять при проведении проверок у налогоплательщиковфизических лиц, а также у должностных лиц и других работников налогоплательщиковюридических лиц документы, удостоверяющие личность.

Вышеуказанное изменение урегулировало вопрос о затребовании при осуществлении органами ГНС проверок копий удостоверенных и скрепленных печатью документов.

Обжалование решений контролирующих органов

Усовершенствована норма п. 56.21 ст. 56 Налогового кодекса, определяющая конфликт интересов.

Теперь в соответствии с вышеуказанным пунктом в случае если норма этого Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании этого Кодекса, или если нормы разных законов либо разных нормативно-правовых актов, или если нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат друг другу и предусматривают неоднозначное (множественное) трактование прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.

Таким образом, указанные изменения подтверждают факт презумпции правомерности решений плательщика в случае, если нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат друг другу, вследствие чего можно принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа.