Новости
Тема: Налог на прибыль

Налог на прибыль предприятий (вопросы — ответы)

Как формируются указанные неприбыльными учреждениями (организациями) расходы в строках 8 или 9 Налогового отчета об использовании денежных средств неприбыльных учреждений и организаций — на дату списания средств с расчетного счета или на дату признания расходов по правилам бухгалтерского учета?


В соответствии с п. 157.14 ст. 157 Налогового кодекса порядок учета и представления налоговой отчетности об использовании денежных средств неприбыльных организаций (определенных в пп. «є» п. 157.1 этой статьи в части учета и представления налоговой отчетности по доходам, подлежащим налогообложению) устанавливает центральный орган ГНС, который решает вопрос об исключении организаций из Реестра неприбыльных организаций, учреждений и обложении налогом их доходов в случае нарушения ими положений этого Кодекса и других законодательных актов о неприбыльных организациях.

Форма и Порядок составления Налогового отчета об использовании денежных средств неприбыльных учреждений и организаций (далее — Налоговый отчет) утверждены приказом № 56.

Профинансированные расходы бюджетного учреждения (организации) отражают в строке 8 Налогового отчета, расходы других неприбыльных организаций — в строке 9.

Суммы расходов на содержание неприбыльной организации, кроме бюджетных, отражают в строке 9.1 Налогового отчета, расходы, которые осуществляются неприбыльной организацией для выполнения уставных задач, — в строке 9.2, по соответствующим направлениям использования — в строках 9.2.1 — 9.2.9 (п. 2.5 Порядка № 56).

В отличие от других плательщиков налога на прибыль, применяющих общие правила признания доходов (ст. 137 Налогового кодекса) и расходов (ст. 138), для неприбыльных учреждений и организаций установлен особый порядок налогового учета, а именно: доходами являются фактически полученные доходы (то есть дата зачисления денежных средств на расчетный счет и получения имущества, если осуществляется его бесплатная передача), а расходамифактически понесенные расходы (фактически использованные денежные средства, поступающие в неприбыльное учреждение (организацию)).

Следовательно, в строках 8 и 9 Налогового отчета указывают фактически использованные денежные средства.

  

Какой остаток денежных средств на специальных счетах следует указать бюджетным учреждениям (организациям) в строке 1.2 части первой Налогового отчета об использовании денежных средств неприбыльных учреждений и организаций за II, II и III, II — IV кварталы 2011 г.?


В соответствии с пп. «а» п. 157.1 ст. 157 Налогового кодекса органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения или организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов, относятся к неприбыльным учреждениям и организациям.

Согласно этому подпункту доходы неприбыльных организаций, определенных в пп. «а», в том числе доходы заведений и учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, а также архивных и реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, имеющих соответствующую лицензию и содержащихся за счет бюджета, зачисляют в состав смет (на специальный счет) для содержания таких неприбыльных организаций и используют исключительно на финансирование расходов такой сметы (в том числе финансирование хозяйственной деятельности согласно их уставам), рассчитанной и утвержденной в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

В случае если по результатам отчетного (налогового) года доходы, зачисленные в смету для содержания указанных организаций, превышают сумму определенных сметой расходов, сумму превышения учитывают в составе сметы в следующем году.

Как указано в п. 157.14 ст. 157 Налогового кодекса, центральный орган ГНС устанавливает порядок учета и представления налоговой отчетности об использовании денежных средств неприбыльных организаций.

В соответствии с Порядком № 56 остаток денежных средств на специальных счетах, перешедший с предыдущего года, отражают в строке 1.2 части первой Налогового отчета.

Согласно пп. 2 подраздела 2 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса с даты вступления в силу раздела III этого Кодекса плательщики налога на прибыль предприятий составляют нарастающим итогом и представляют декларацию по налогу на прибыль за следующие отчетные налоговые периоды: II, II и III, II — IV кварталы 2011 г.

Если результат расчета объекта налогообложения плательщика налога из числа резидентов по итогам I квартала 2011 г. имеет отрицательное значение, то сумма такого отрицательного значения подлежит включению в расходы II календарного квартала 2011 г.

Расчет объекта налогообложения по результатам II, II и III, II — IV кварталов 2011 г. осуществляется с учетом отрицательного значения, полученного плательщиком налога за I квартал 2011 г., в составе расходов таких налоговых периодов нарастающим итогом до полного погашения такого отрицательного значения.

Таким образом, поскольку плательщики, на которых распространяются нормы раздела ІІІ Налогового кодекса, составляют налоговую отчетность отдельно за I и II, II и III, IIIV кварталы 2011 г., то бюджетные учреждения (организации) начиная со II квартала 2011 г. при заполнении Налогового отчета в строке 1.2 части первой указывают остаток денежных средств на специальных счетах, перешедший с І квартала 2011 г. (остаток денежных средств по состоянию на 01.04.2011 г.).

  

Как в приложении АМ к Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия отражать начисление амортизации на основные средства и другие необоротные активы групп 10 (малоценные необоротные материальные активы) и 11 (библиотечные фонды) по методу начисления амортизации 50%/50% (100%)?


В соответствии с пп. 145.1.6 п. 145.1 ст. 145 Налогового кодекса амортизацию малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов можно начислять по решению налогоплательщика в первом месяце использования объекта в размере 50% его амортизируемой стоимости и оставшихся 50% амортизируемой стоимости в месяце их изъятия из активов (списания с баланса) вследствие несоответствия по критериям признания активом или в первом месяце использования объекта в размере 100% его стоимости.

Информацию о начислении амортизации плательщик налога отражает в приложении АМ к Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия (по тексту — декларация), форма которой утверждена приказом № 114.

В табл. 1 приложения АМ к декларации указывают балансовую стоимость на начало отчетного (налогового) периода (графа 3), начисленную сумму амортизации за отчетный (налоговый) период (графа 4), сумму амортизации, которая включается в отчетном (налоговом) периоде в расходы (разделение по составляющим расходов, графы 6 — 10), и начисленную амортизацию, которая включается в расходы будущих отчетных (налоговых) периодов (графа 11).

В табл. 2 приложения АМ к декларации плательщик налога указывает сведения об избранном методе амортизации (50%/50% или 100%) малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов.

Если налогоплательщик избрал метод начисления амортизации малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов 100%, то при заполнении декларации по итогам отчетного (налогового) периода, на который приходится первый месяц использования малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов, в графе 4 строк А9 и А10 приложения АМ к декларации он должен отразить начисленную сумму амортизации в размере 100% стоимости таких малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов.

В графах 6 — 10 строк А9 и А10 приложения АМ проводится разделение на составляющие суммы амортизации, которая включается в отчетный (налоговый) период.

Если плательщик налога избрал метод начисления амортизации малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов 50%/50%, то при заполнении декларации по итогам отчетного (налогового) периода, на который приходится первый месяц использования малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов, в графе 4 строк А9 и А10 приложения АМ к декларации он должен отразить начисленную сумму амортизации в размере 50% стоимости таких малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов.

В графах 6 — 10 строк А9 и А10 приложения АМ проводится разделение на составляющие суммы амортизации, которая включается в отчетный (налоговый) период.

Другие 50% стоимости таких малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов аналогично указывают в приложении АМ к декларации, составляемой по итогам налогового периода, на который приходится месяц их изъятия из активов (списания с баланса) вследствие несоответствия по критериям признания активом.

 

На каком языке следует составлять первичные документы, подтверждающие осуществление плательщиком налога расходов, которые учитываются для определения объекта налогообложения?


В соответствии с п. 138.2 ст. 138 Налогового кодекса расходы, которые учитываются для определения объекта налогообложения, признают на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и других документов, установленных разделом ІІ этого Кодекса. В частности, п. 44.1 ст. 44 определено, что для целей налогообложения плательщики налога обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, прочих документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Для бухгалтерского учета хозяйственных операций в соответствии со ст. 9 Закона о бухучете основанием являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны иметь следующие обязательные реквизиты:

  • название документа (формы);
  • дату и место составления;
  • название предприятия, от лица которого составлен документ;
  • содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;
  • должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции.

В соответствии со ст. 10 Конституции государственный язык в Украине — украинский.

Языком работы, делопроизводства и документации, а также отношений государственных, партийных, общественных органов, предприятий, учреждений и организаций в соответствии со ст. 11 Закона о языках является украинский язык.

В случаях, предусмотренных в части второй ст. 3 этого Закона, языком работы, делопроизводства и документации наряду с украинским может быть и национальный язык большинства населения той или иной местности, а в случаях, предусмотренных в части третьей этой статьи, — язык, приемлемый для населения данной местности.

В соответствии с разъяснениями, предоставленными письмом № 31-34000-10/23-3986/4424, по поводу порядка составления первичных документов указано, что первичные документы, учетные регистры и финансовую отчетность в соответствии с п. 1.3 Положения № 88 составляют на украинском языке.

Как было указано, наряду с украинским языком можно применять другой язык в порядке, определенном ст. 11 Закона о языках. Составленные на иностранном языке документы, которые являются основанием для осуществления записей в бухгалтерском учете, должны иметь упорядоченный подлинный перевод на украинский язык.

 

Учитывается ли при определении объекта налогообложения плательщика налога в составе доходов и расходов возмещение расходов на оплату дополнительных отпусков, которые предоставляются лицам, отнесенным к категориям 1 и 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы?


Пункт 22 ст. 20 и п. 1 ст. 21 Закона № 796 дает право лицам, отнесенным к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, использовать очередной отпуск в удобное для них время, а также получать дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком на 14 рабочих (16 календарных) дней в течение одного года.

Финансирование затрат на возмещение расходов на оплату отпусков, которые предоставляются лицам, отнесенным к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, осуществляется в соответствии со ст. 1 Закона № 1445 за счет денежных средств Фонда для осуществления мероприятий по  ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения.

Учитывая изложенное, возмещение расходов на оплату отпусков, которые предоставляютсялицам, отнесенным к категориям 1 и 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачивает плательщик за счет Фонда для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения и, соответственно, такие средства не учитываются в составе доходов и расходов плательщика налога.

  

Распространяется ли требование по применению обычных цен при формировании доходов и расходов на операции по продаже (бесплатному предоставлению) и приобретению корпоративных прав?


В соответствии с подпунктами 153.2.1 и 153.2.2 п. 153.2 ст. 153 Налогового кодекса доход, полученный плательщиком налога от продажи товаров (выполнения работ, предоставления услуг) связанным лицам, и расходы, понесенные плательщиком налога в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у связанного лица, определяются с учетом обычных цен на такие товары (работы, услуги).

Положения подпунктов 153.2.1 и 153.2.2 этого пункта распространяются также на операции с лицами, которые не являются плательщиками этого налога или уплачивают налог по другим ставкам, нежели плательщик налога на прибыль (пп. 153.2.3).

Согласно п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса понятия в этом Кодексе употребляются в следующем значении:

  • продажа (реализация) товаров — это операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим хозяйственным, гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатному предоставлению товаров (пп. 14.1.202);
  • товары — это материальные и нематериальные активы, в том числе земельные участки, земельные доли (паи), а также ценные бумаги и деривативы, используемые в различных операциях, за исключением операций по их выпуску (эмиссии) и погашению (пп. 14.1.244);
  • корпоративные права — это права лица, доля которого определяется в уставном фонде (имуществе) хозяйственной организации, включающие правомочия на участие этого лица в управлении хозяйственной организацией, получение определенной части прибыли (дивидендов) данной организации и активов в случае ликвидации последней в соответствии с законом, а также другие правомочия, предусмотренные законом и уставными документами (пп. 14.1.90).

В соответствии со ст. 1 Закона об акционерных обществах корпоративные права акционеров общества удостоверяются акциями.

Согласно ст. 3 Закона о ценных бумагах акции относятся к эмиссионным ценным бумагам.

Следовательно, требование по применению обычных цен при формировании доходов и расходов распространяется на операции со связанными лицами, лицами, которые не являются плательщиками налога на прибыль или уплачивают налог по другим ставкам, нежели плательщик налога на прибыль, а также по продаже (бесплатному предоставлению) и приобретению ценных бумаг, в том числе акций, удостоверяющих корпоративные права акционеров обществ.

На операции по продаже (бесплатному предоставлению) и приобретению иных, нежели ценные бумаги, корпоративных прав требование по применению обычных цен при формировании доходов и расходов не распространяется.


Единая база налоговых знаний, www.sts.gov.ua

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42