Бухучет
Тема: Бухгалтерский учет, Налог на прибыль, НДС

Аптеки: требования к организации работы, бухгалтерский и налоговый учет

Ссылаясь на действующее законодательство Украины, определимся с основными терминами и понятиями, о которых пойдет речь.

Лекарственные средства — это вещества или их смеси природного, синтетического или биотехнологического происхождения, которые применяются для предотвращения беременности, профилактики, диагностики и лечения заболеваний людей или изменения состояния и функций организма (Закон о лекарственных средствах).

Аптечный киоск — структурное подразделение аптеки, основной задачей которого является обеспечение населения лекарственными средствами путем осуществления розничной торговли готовыми лекарственными средствами, отпускаемыми без рецепта врача.

Аптечный пункт — это структурное подразделение аптеки, создаваемое в лечебно-профилактических заведениях, основной задачей которого является обеспечение населения лекарственными средствами путем осуществления розничной торговли готовыми лекарственными средствами.

Розничная торговля лекарственными средствами — деятельность по приобретению, хранению и продаже готовых лекарственных средств через аптеку и ее структурные подразделения (в том числе лекарств, изготовленных (произведенных) в условиях аптеки) непосредственно гражданам для их личного потребления, заведениям здравоохранения (кроме аптечных заведений), а также предприятиям, учреждениям и организациям без права их дальнейшей перепродажи (приказ № 340).

Требования к организации работы аптечных заведений

Осуществляя хозяйственную деятельность с медикаментами, необходимо соблюдать требования Закона о лекарственных средствах, который регулирует правоотношения, связанные с созданием, регистрацией, производством, контролем качества и реализацией лекарственных средств, определяет права и обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан, а также полномочия в этой сфере органов государственной исполнительной власти и должностных лиц. Законом установлено, что лекарственные средства подлежат обязательной государственной регистрации, кроме изготовленных в аптеках по рецептам врачей и на заказ лечебно-профилактических учреждений из разрешенных к применению действующих и вспомогательных веществ.

Статьей 3 Закона об РРО определено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, обязаны использовать регистраторы расчетных операций. Вместе с тем согласно п. 7 Перечня № 1336 исключением является розничная торговля медицинскими и фармацевтическими товарами на территории села. При этих условиях РРО не применяется, однако обязательно использование книги учета расчетных операций и расчетных книжек.

В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона о лицензировании производство лекарственных средств, оптовая и розничная торговля ими подлежат лицензированию. Порядок получения лицензии определен пунктами 8 и 9 приказа № 340. Этим же приказом установлены и требования к персоналу аптек и помещений аптечных заведений. Органами контроля за соблюдением субъектами хозяйствования Лицензионных условий являются Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств (Гослекинспекция) и ее органы на местах — государственные инспекции по контролю качества лекарственных средств в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, а также Госкомпредпринимательство Украины и его территориальные органы.

Кроме того, аптечные заведения для осуществления деятельности должны уплачивать сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности, то есть приобретать торговый патент. В соответствии с пп. 267.1.2 п. 267.1 ст. 267 Налогового кодекса не являются плательщиками сбора за осуществление торговой деятельности аптеки, находящиеся в государственной и коммунальной собственности. С приобретением льготного торгового патента ведется торговая деятельность исключительно с использованием следующих товаров отечественного производства:

  • готовые лекарственные средства (лекарственные средства, лекарства, медикаменты, предметы ухода, перевязочные материалы и другие медицинские принадлежности), витамины для населения, тампоны, другие виды санитарно-гигиенических изделий из целлюлозы или ее заменителей, ветеринарные препараты, изделия медицинского назначения для индивидуального пользования инвалидами, технические и другие средства реабилитации инвалидов (пп. «в» пп. 267.2.2 п. 267.2 ст. 267 Налогового кодекса);
  • зубные паста и порошки, косметические салфетки, детские пеленки, бумага туалетная, мыло хозяйственное (пп. «г» указанного подпункта).

Ставка сбора за осуществление торговой деятельности устанавливается в следующих пределах: на территории г. Киева и областных центров — от 0,08 до 0,4 размера минимальной заработной платы; на территории г. Севастополя, городов областного значения (кроме областных центров) и районных центров — от 0,04 до 0,2 размера минимальной заработной платы; на территории других населенных пунктов — до 0,1 размера минимальной заработной платы (пп. 267.3.2 п. 267.3 ст. 267). За осуществление деятельности с приобретением льготного торгового патента ставка сбора устанавливается в размере 0,05 размера минимальной заработной платы (пп. 267.3.7 п. 267.3 ст. 267 Налогового кодекса).

Кроме лекарственных средств аптечные заведения имеют право осуществлять торговлю сопутствующими товарами, однако и здесь существуют ограничения. В перечень разрешенных товаров, приведенный в приказе № 577, включены: изделия медицинского назначения; дезинфицирующие средства; предметы личной гигиены; оптика; лечебное, детское и диетическое питание; лечебные косметические средства и другие сопутствующие товары.

Реализуя лекарственные средства и сопутствующие товары, необходимо помнить, что не разрешается:

  • торговля некачественным и фальсифицированным лекарством;
  • торговля лекарственными средствами без наличия соответствующих лицензий и разрешений;
  • реклама лекарственных средств, которые отпускаются по рецепту врача.

Остановимся на последнем пункте подробнее. Недавно Законом № 3235 внесено изменение в Закон о рекламе, согласно которому реклама лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации должна содержать текст предупреждения следующего содержания: «Самолікування може бути шкідливим для вашого здоров'я», который должен занимать не меньше 15% площади или объема (продолжительности) всей рекламы.

Бухгалтерский учет

Порядок ведения бухгалтерского учета лекарственных средств регулируется ПБУ 9 и Инструкцией № 291. Для отражения хозяйственных операций с лекарствами используется субсчет 282 «Товары в торговле». Торговля может осуществляться как готовыми (покупными) лекарствами, так и лекарственными средствами индивидуального изготовления (экстемпоральными лекарствами). Стоимость последних состоит из стоимости лекарственных средств, полученных от поставщиков, и расходов на их изготовление и фасовку в соответствии с утвержденными тарифами, приведенными в постановлении № 1548.

Для учета изготовленных лекарств аптеки ведут журнал учета лабораторных работ по форме № 1, где учитываются стоимость сырья, услуг по изготовлению лекарств согласно установленным тарифам, готовой продукции, и журнал учета фасовочных работ по форме № 2, в котором учитывается стоимость работ по расфасовке изготовленных лекарственных средств. На основании данных этих журналов по итогам месяца составляется справка о стоимости дооценки фасовочных и лабораторных работ, подписывают ее материально ответственное лицо и бухгалтер.

Информация, которая содержится в справке, является основой для увеличения стоимости лекарственных средств на расходы по их изготовлению и отражения поступления в товарно-денежном отчете материально ответственного лица. Согласно Инструкции № 291 в бухгалтерском учете эта операция отражается так: дебет субсчета 282 «Товары в торговле» — кредит субсчета 201 «Сырье и материалы».

При отпуске лекарств покупателям через кассу сумма тарифов отдельно не выделяется, поскольку она входит в розничную цену готового товара (лекарств) и списывается по товарно-денежному отчету в виде сданной торговой выручки. Также при расчете реализованной торговой наценки cтоимость тарифов не учитывается, поскольку она в соответствии с требованиями п. 22 ПБУ 9 полностью списывается на себестоимость: дебет субсчета 902 «Себестоимость реализованных товаров» — кредит субсчета 285 «Торговая наценка» методом «сторно». Для большего удобства использования субсчета 285, руководствуясь Инструкцией № 291, на практике его дополняют счетами второго и третьего порядков или вводят новые субсчета с сохранением кодов действующего Плана счетов бухучета.

Что касается формирования отпускных цен, следует отметить, что аптечное заведение, осуществляющее розничную продажу лекарственных средств, формирует продажную цену с учетом установленного предельного уровня розничной торговой наценки в процентах к цене производителя или таможенной стоимости товара.

Относительно первичных документов также существуют определенные требования. В накладных поставщиков на отпуск изделий медицинского назначения должны указываться серия, название лекарственного средства с его полной характеристикой, таможенная стоимость на импортные медикаменты, оптово-отпускная цена с учетом снабженческо-сбытовой наценки.

Налоговый учет

Налог на прибыль

При определении момента возникновения налоговых доходов необходимо обратить внимание на следующее. Согласно п. 137.1 ст. 137 Налогового кодекса доход от реализации товаров признается по дате перехода покупателю права собственности на такой товар. То есть предоплата за товар, факт отгрузки которого еще не состоялся, не влияет на формирование налоговых доходов. Также Налоговый кодекс обязует формировать налоговые расходы в части себестоимости реализованных товаров — по дате, указанной в первичном документе, который подтверждает осуществление плательщиком налога расходов. При этом в соответствии с п. 138.4 ст. 138 этого Кодекса расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.

Поскольку аптечные заведения практикуют реализацию лекарственных средств по льготным рецептам или на бесплатной основе, для регулирования осуществления таких операций необходимо руководствоваться постановлением № 1303, которым установлены перечни групп населения и категорий заболеваний, по которым в случае амбулаторного лечения лекарственные средства отпускаются бесплатно. На условиях льготной или бесплатной реализации разрешено отпускать только лекарства, включенные в перечень лекарственных средств отечественного и иностранного производства, которые могут закупать заведения и учреждения здравоохранения, полностью или частично финансируемые из государственного и местных бюджетов, утвержденный постановлением № 1071. Расходы, связанные с отпуском лекарственных средств бесплатно и на льготных условиях, относятся на счет общих ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами. Также их возмещают местные органы или учреждения здравоохранения на основании заведенных реестров. Реестры составляются аптечными заведениями и подаются в территориальные медицинские объединения.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пп. 197.1.27 п. 197.1 ст. 197 Налогового кодекса освобождаются от обложения НДС операции по поставке:

  • лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными заведениями);
  • изделий медицинского назначения по перечню № 867 (вступил в силу 16.08.2011 г.).

В Государственном реестре лекарственных средств содержатся сведения о лекарственных средствах, разрешенных для производства и применения в Украине, а именно о: торговом, международном непатентованном и синономичном наименовании лекарственного средства; производителе лекарственного средства; химическом названии и составе, показаниях, профилактических мерах, побочных действиях; форме выпуска, способе применения и дозировке, сроках и условиях хранения, условиях отпуска; дате и номере приказа Минздрава Украины о регистрации и перерегистрации, сроке действия регистрации; полном (временном) запрете применения и исключении из Реестра.

Изделия медицинского назначения, обозначенные в перечне № 867 знаком «*», должны применяться для медицинского назначения и иметь соответствующую маркировку.

Пунктом 198.4 ст. 198 Налогового кодекса установлено, что если плательщик налога приобретает (изготовляет) товары/услуги и необоротные активы, предназначенные для их использования в операциях, которые не являются объектом налогообложения или освобождаются от налогообложения, то суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с таким приобретением (изготовлением), не относятся к налоговому кредиту указанного плательщика.

В случае если приобретенные и/или изготовленные товары/услуги частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично — нет, в суммы налога, которые плательщик имеет право отнести к налоговому кредиту, включается та доля уплаченного (начисленного) при их приобретении или изготовлении налога, которая соответствует доле использования таких товаров/услуг в налогооблагаемых операциях (п. 199.1 ст. 199 Налогового кодекса). Такими могут быть коммунальные услуги, услуги связи и Интернета, арендная плата, ремонт и обслуживание техники и т. п.

Согласно ст. 199 Налогового кодекса доля использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) товарам (услугам) между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциями определяется в процентах как отношение объемов поставки налогооблагаемых операций (без учета сумм налога) за предыдущий календарный год к совокупным объемам поставки облагаемых и не облагаемых налогом операций (без учета сумм налога) за этот же предыдущий календарный год. Определенная в процентах величина применяется в течение текущего календарного года.

По итогам календарного года плательщик налога осуществляет перерасчет доли использования товаров/услуг в налогооблагаемых операциях исходя из фактических объемов проведенных в течение года облагаемых и не облагаемых налогом операций.

Также следует помнить, что перерасчет доли использования необоротных активов в налогооблагаемых операциях осуществляется по результатам 12, 24 и 36 месяцев их использования (п. 199.4 ст. 199 Налогового кодекса).

Рассмотрим на примере отражение в бухгалтерском и налоговом учете операций по приобретению и реализации лекарственных средств аптечным заведением.

Пример

В августе 2011 г. аптека «Моя семья» закупила лекарства на сумму 250 000 грн., за их транспортировку уплачено 900 грн., в том числе НДС 20% — 150 грн., закуплены сопутствующие товары на сумму 18 000 грн., в том числе НДС 20% — 3000 грн., начислена торговая наценка на лекарственные средства 80 000 грн., на сопутствующие товары — 6000 грн. Стоимость остатка товара в аптеке на 01.08.2011 г. (дебетовое сальдо субсчета 282) — 30 000 грн., торговая наценка (кредитовое сальдо по субсчету 285) — 10 000 грн., транспортно-заготовительные расходы (дебетовое сальдо субсчета 289) — 1000 грн. Выручка от реализации товаров за август составляет 216 800 грн., в частности от продажи сопутствующих товаров — 15 000 грн., в том числе НДС 20% — 2500 грн. Стоимость фасования лекарств и упаковочных материалов — 1800 грн. За этот период уплачена стоимость аренды и коммунальных услуг в сумме 4800 грн., в том числе НДС 20% — 800 грн. Данные о реализации товаров следует брать из товарно-кассового отчета.

Отпущены лекарственные средства по бесплатным рецептам на сумму 3000 грн., по льготным с оплатой 50% — на сумму 2000 грн. Получена компенсация из бюджета — 4000 грн. Получены наличные в кассу от покупателей — 1000 грн.

Отпущены лекарства с торговыми скидками (по карточкам на скидки) на сумму 7000 грн. Из них: стоимость лекарств, цены на которые не подлежат государственному регулированию, составляет 5000 грн., скидка 20% — 1000 грн. (уплачено в кассу 4000 грн.); стоимость лекарств, цены на которые подлежат государственному регулированию, — 2000 грн., скидка 5% — 100 грн. (уплачено в кассу 1900 грн.).

Приведенные операции в бухгалтерском и налоговом учете необходимо отражать следующим образом (таблица):


п/п

Содержание хозяйственной
операции

Документ-основание

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Доходы

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Остаток лекарственных средств на начало месяца

Бухгалтерская справка (оборотно-сальдовая ведомость по субсчету)

282

-

30 000

-

-

2

Торговая наценка на остаток товара на начало месяца

Бухгалтерская справка (оборотно-сальдовая ведомость по субсчету)

285

-

10 000

-

-

3

Транспортно-заготовительные расходы на остаток товара на начало месяца

Бухгалтерская справка (оборотно-сальдовая ведомость по субсчету)

289

-

1000

 

 

4

Оприходованы лекарственные средства от поставщиков

Приходная накладная

282 «Товары в торговле»

631 «Расчеты с отечественными поставщиками»

250 000

-

250 000

5

Отражена торговая наценка (разность между продажной и покупательной стоимостью лекарственных средств)

Бухгалтерская справка

282 «Товары в торговле»

285 «Торговая наценка»

80 000

-

-

6

Оприходованы сопутствующие товары от поставщиков

Приходная накладная

282 «Товары в торговле»

631 «Расчеты с отечественными поставщиками»

15 000

-

15 000

7

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641/НДС «Расчеты по налогам»

631 «Расчеты с отечественными поставщиками»

3000

-

-

8

Отражена торговая наценка (разность между продажной и покупательной стоимостью сопутствующих товаров)

Бухгалтерская справка

282 «Товары в торговле»

285 «Торговая наценка»

6000

-

-

9

Оприходованы стоимость фасовочных работ, выполненных поставщиком, и упаковочные материалы, в том числе НДС 20% - 300 грн.

Акт выполненных работ, накладная от поставщика

201 «Сырье и материалы»

631 «Расчеты с отечественными поставщиками»

1800

-

1500

10

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641/НДС «Расчеты по налогам»

631 «Расчеты с отечественными поставщиками»

300

-

-

11

Увеличена стоимость лекарств на стоимость фасовочных работ и упаковочных материалов

Товарный отчет

282 «Товары в торговле»

201 «Сырье и материалы»

1800

-

-

12

Перечислены денежные средства поставщикам за лекарственные средства и сопутствующие товары

Приходная накладная, договор, счет-фактура

631 «Расчеты с отечественными поставщиками»

311 «Текущие счета в национальной валюте»

268 000

-

-

13

Перечислены денежные средства за коммунальные услуги за текущий месяц

Счет-фактура

377 «Расчеты с прочими дебиторами»

311 «Текущие счета в национальной валюте»

4800

-

-

14

Отражена сумма налогового кредита по НДС по коммунальным услугам

Налоговая накладная

641/НДС «Расчеты по налогам»

644 «Налоговый кредит»

800

-

-

15

Отнесена к административным расходам стоимость аренды и коммунальных услуг

Акт приемки-передачи услуг

92 «Административные расходы»

377 «Расчеты с прочими дебиторами»

4000

-

4000

16

Отражены расчеты по налоговому кредиту по НДС

Акт приемки-передачи услуг

644 «Налоговый кредит»

377 «Расчеты с прочими дебиторами»

800

-

-

17

Получена в кассу выручка от продажи лекарственных средств (без НДС)

Приходно-кассовый ордер, справка о стоимости фасовочных работ

301 «Касса в национальной валюте»

702 «Доход от реализации товаров»

194 800

194 800

-

18

Оплачены транспортные услуги в сумме 900 грн., в том числе НДС 20% - 150 грн.

Счет-фактура

631 «Расчеты с отечественными поставщиками»

311 «Текущие счета в национальной валюте»

900

-

-

19

Отражены расходы на транспортировку лекарств

Акт приемки-передачи услуг

289 «Транспортно-заготовительные расходы»

631 «Расчеты с отечественными поставщиками»

900

-

900

20

Отражен доход за отпущенные лекарства по бесплатным рецептам, стоимость лекарств - 3000 грн.

Товарный чек, рецепт на бесплатное получение лекарств

377 «Расчеты с прочими дебиторами»

702 «Доход от реализации товаров»

3000

-

-

21

Отражен доход за отпущенные лекарства по льготным рецептам

с оплатой 50%, стоимость лекарств - 2000 грн., сумма, уплаченная в кассу, - 1000 грн.

Товарный чек, рецепт на получение льгот при приобретении лекарств

377 «Расчеты с прочими дебиторами»

702 «Доход от реализации товаров»

1000

-

-

22

Отпущены лекарства
с торговыми скидками (по карточкам на скидки):

22.1

Лекарства, цены на которые не подлежат государственному регулированию:
стоимость лекарств - 5000 грн., скидка 20% - 1000 грн.

22.1.1

Оплачена наличными в кассу стоимость лекарств

Товарный чек

301 «Касса в национальной валюте»

702 «Доход от реализации товаров»

4000

4000

-

22.1.2

Отражена торговая скидка

Товарный чек и карточка, которая дает право на получение скидки

285 «Торговая наценка»

282 «Товары в торговле»

1000

-

-

22.2

Лекарства, цены на которые подлежат государственному регулированию:
стоимость лекарств - 2000 грн., скидка 5% - 100 грн.

22.2.1

Оплачена наличными в кассу стоимость лекарств

Товарный чек

301 «Касса в национальной валюте»

702 «Доход от реализации товаров»

1900

1900

-

22.2.2

Отражена торговая скидка

Товарный чек и карточка, которая дает право на получение скидки

285 «Торговая наценка»

282 «Товары в торговле»

100

-

-

23

Получены в кассу денежные средства за лекарства по льготным рецептам

Приходно-кассовый ордер, рецепт на получение льгот при приобретении лекарств

301 «Касса в национальной валюте»

702 «Доход от реализации товаров»

1000

1000

-

24

Получена компенсация из бюджета за лекарства по льготным рецептам

Банковская выписка

311 «Текущие счета в национальной валюте»

377 «Расчеты с прочими дебиторами»

4000

4000

-

25

Поступила в кассу выручка от продажи сопутствующих товаров (с НДС)

Приходно-кассовый ордер

301 «Касса в национальной валюте»

702 «Доход от реализации товаров»

15 000

12 500

-

26

Отражена сумма налоговых обязательств по НДС, которая относится к реализованным сопутствующим товарам

Товарно-кассовый отчет

702 «Доход от реализации товаров»

641/НДС «Расчеты по налогам»

2500

-

-

27

Списана розничная стоимость лекарственных средств и сопутствующих товаров

Товарный чек

902 «Себестоимость реализованных товаров»

282 «Товары в торговле»

219 700

-

-

28

Списана сумма торговой наценки, которая относится к реализованным лекарственным средствам и сопутствующим товарам (способ «сторно») согласно расчету*

Товарный чек

902 «Себестоимость реализованных товаров»

285 «Торговая наценка»

(55 364) сторно

-

-

29

Отражено списание суммы транспортно-заготовительных расходов, которые относятся к реализованным товарам согласно расчету**

Товарный чек

902 «Себестоимость реализованных товаров»

289 «Транспортно-заготовительные расходы»

1099

-

-

30

Проведено по итогам месяца распределение суммы
налогового кредита за коммунальные услуги:

30.1

Скорректирована сумма НДС, подлежащая исключению из состава налогового кредита согласно расчету***

Ведомость распределения кредита по НДС

641/НДС «Расчеты по налогам»

631 «Расчеты с отечественными поставщиками»

(754)

-

-

30.2

Включена в состав административных и налоговых расходов скорректированная сумма НДС

Ведомость распределения кредита по НДС

92 «Административные расходы»

631 «Расчеты с отечественными поставщиками»

754

-

754

31

Списаны на финансовый результат административные расходы

Бухгалтерская справка (закрытие счетов класса 9)

791 «Результат операционной деятельности»

92 «Административные расходы»

4754

-

-

32

Списана на финансовый результат себестоимость реализованных товаров

Бухгалтерская справка (закрытие счетов класса 9)

791 «Результат операционной деятельности»

902 «Себестоимость реализованных товаров»

165 435

-

-

33

Списан на финансовый результат доход от реализации товаров

Бухгалтерская справка (определение финансового результата)

702 «Доход от реализации товаров»

791 «Результат операционной деятельности»

218 200

-

-

____________
*Расчет торговой наценки на реализованные товары
Руководствуясь ПБУ 9, рассчитаем средний процент торговой наценки: сальдо субсчета 285 на 01.08.2011 г. + кредитовый оборот субсчета 285 за август : сальдо субсчета 282 на 01.08.2011 г. + дебетовый оборот субсчета 282 за август = (10 000 + 86 000) : (30 000 + 352 800) х 100 = 25,2%.
Торговая наценка в реализованном обороте составит: выручка (продажная розничная стоимость товаров) х средний процент торговой наценки, то есть (194 800 + 3000 + 1000 + 15 000 + 5900) х 25,2% = 55 364 (грн.).
**Расчет транспортно-заготовительных расходов
Ссылаясь вновь на ПБУ 9, рассчитаем средний процент транспортно-заготовительных расходов: сумму дебетового сальдо субсчета 289 на 01.08.2011 г. и обороты по дебету субсчета 289 за август 2011 г. разделим на сумму дебетового сальдо субсчета 282 на 01.08.2011 г. и дебетового оборота субсчета 282 за август 2011 г., а именно: (1000 + 900) : (30 000 + 352 800) х 100 = 0,5%.
Транспортно-заготовительные расходы на реализованный товар составят: результат разности между выручкой от реализации и торговой наценкой (согласно приведенному расчету*), умноженный на средний процент, то есть 219 700 х 0,5% = 1099 (грн.).
***Распределение сумм налогового кредита по НДС между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциями
Согласно Налоговому кодексу расчет удельного веса операций, облагаемых НДС, в общем обороте за год производится по формуле

Объем облагаемых НДС операций за год (грн., без НДС)

_______________________________________
_____________ х
100%.
       Общий объем поставок за год (грн., без НДС)

Полученное число в процентах и является долей использования уплаченного (начисленного) НДС по приобретенным (ввезенным) товарам (услугам) между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциями. Его необходимо использовать в течение года при распределении кредита по НДС.
Предположим, что удельный вес облагаемых НДС операций в общем обороте за прошедший год составляет 5,75%. Определим сумму НДС по аренде и коммунальным услугам, которая соответствует доле использования таких услуг в налогооблагаемых операциях отчетного периода и может включаться в налоговый кредит: 800 х 5,75% = 46 (грн.).
Определим сумму НДС по аренде и коммунальным услугам, которую необходимо отнять способом «сторно» от суммы налогового кредита отчетного месяца, отнести к составу административных расходов и включить в налоговые расходы: 800 — 46 = 754 (грн.).

Отражение реализации в финансовой отчетности

В Отчете о финансовых результатах по форме № 2 (строка 010 «Дохід (виручка) від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг)») будет отражаться общий доход (выручка) от реализации продукции, что определено в п. 13 ПБУ 3 «Отчет о финансовых результатах».

В пунктах 5 и 8 ПБУ 15 «Доход» дано определение дохода (выручки от реализации). Так, согласно п. 5 доход определяется при увеличении актива или уменьшении обязательства, которое обусловливает рост собственного капитала, при условии, что оценка дохода может быть достоверно определена. Пунктом 8 этого ПБУ установлено, что доход (выручка) от реализации продукции (товаров, других активов) определяется при наличии некоторых условий, в частности: сумма дохода (выручки) может быть достоверно определена; имеется уверенность, что в результате операций состоится увеличение экономических выгод предприятия.

 Принимая во внимание, что суммы торговых скидок, предоставленных в момент реализации, не приведут к увеличению экономических выгод и не будут доходом от реализации, их не следовало бы отражать в строке 010 Отчета о финансовых результатах. Следовательно, в нашем примере строка 010 Отчета о финансовых результатах должна содержать сумму 219 700 грн. (194 800 + 3000 + 1000 + 15 000 + 4000 + 1900). Таким образом, строка 035 «Чистий дохід (виручка) від реалізації продукції» равна 217 200 грн. (219 700 — 2500), где 2500 грн. — налог на добавленную стоимость (строка 015 «Податок на додану вартість»).

В строке 040 «Собівартість реалізованої продукції (товарів, робіт, послуг)» необходимо отразить разность между продажной стоимостью товаров и суммой торговой наценки на эти товары. Это число в нашем случае равно 165 435 грн. (219 700 — 55 364 + 1099), то есть результат разности строк 27, 28 плюс значения строки 29 таблицы.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42