Бухучет
Тема: НДФЛ, Частные предприниматели

Особенности учета для предпринимателя, находящегося на общей системе налогообложения: доходы, расходы

Особенности налогообложения физического лица — предпринимателя, находящегося на обычной системе налогообложения, установлены ст. 177 Налогового кодекса, согласно п. 177.10 которой предприниматели должны вести учет собственных доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара.

Форма Книги и Порядок ее заполнения утверждены приказом № 1025.

В этой статье рассмотрим особенности такого учета, а также другие основные аспекты расчета объекта налогообложения, составления отчета и уплаты налога.

Доходы и расходы предпринимателя

Расчет объекта налогообложения

Объект налогообложения предпринимателя определяют по следующей очень простой формуле (п. 177.2 ст. 177 Налогового кодекса):

Чистый доход (объект налогообложения) = Налогооблагаемый доход (выручка в денежной и неденежной формах)Расходы (документально подтвержденные, связанные с хозяйственной деятельностью предпринимателя и непосредственно касающиеся полученного дохода), то есть по кассовому методу. Расходы определяют так же, но в формулу их включают при получении дохода, к которому данные расходы относятся. Причем если предприниматель является плательщиком НДС, то как в доходах, так и в расходах НДС не учитывают (п. 177.3 ст. 173 Налогового кодекса).

Пример 1

Предприниматель получил от поставщика товары на сумму 3000 грн., НДС — 600 грн. Эти товары отгружены покупателю за 4500 грн., НДС — 900 грн. От покупателя поступила оплата 5400 грн. Товары остаются не оплаченными поставщику.

На дату получения оплаты чистый доход предпринимателя составил 4500 грн. Расходов нет, так как они включаются в формулу только при выполнении следующих условий: расходы должны быть как понесены, так и оплачены. То есть товары нужно не только получить у поставщика, но и оплатить их, а также передать покупателю.

Пример 2

Первоначальные данные примера 1. Товары оплачены поставщику в том же отчетном налоговом году, в котором получен доход от их реализации.

Чистый доход предпринимателя составит 1500 грн. (4500 — 3000).

В данном случае очень важно понимание отчетного периода, за который берутся данные по доходам и расходам.

Из пунктов 177.1, 177.5, 177.11 ст. 177 Налогового кодекса следует, что отчетным периодом для предпринимателя является календарный год. Таким образом, для определения чистого дохода такого календарного года берутся полученный за этот год доход и расходы, связанные с получением этого дохода. Если доход получен в одном году, а расходы под этот доход понесены в следующем году, их уже нельзя учитывать для целей налогообложения.

Пример 3

Первоначальные данные примера 1. Товары оплачены поставщику в следующем за отчетным (когда получены доходы) налоговом году.

Чистый доход отчетного налогового года составит 4500 грн. Поскольку расходы будут понесены в следующем налоговом году, их не учитывают для определения объекта налогообложения следующего налогового года, так как в таком следующем году не будут получены доходы, связанные с данными расходами.

Однако если доходы получены в текущем налоговом году, а расходы под эти доходы понесены (получены и оплачены) в прошедшем налоговом году, то их (расходы) учитывают для определения объекта налогообложения текущего налогового года.

Пример 4

Предприниматель в прошедшем отчетном налоговом году получил и оплатил товары на сумму 3000 грн., НДС — 600 грн. В текущем налоговом году товары проданы (переданы покупателю, оплата от покупателя поступила) за 4500 грн., НДС — 900 грн.

Чистый доход предпринимателя в текущем налоговом году составит 1500 грн. (4500 — 3000).

Авансы предпринимателя

Каким образом следует учитывать полученные (доходы) и осуществленные (расходы) авансы?

В п. 177.2 ст. 177 Налогового кодекса под доходом следует понимать выручку в денежной и неденежной формах. Полученный аванс полностью подходит под это определение. В связи с этим полученные авансы предприниматель должен включать в состав своих доходов, даже если товары (работы, услуги) им еще не отгружены (не выполнены, не предоставлены).

Перечисленные предпринимателем авансы поставщикам в состав расходов не включаются. Ведь согласно п. 177.4 вышеуказанной статьи в состав расходов предпринимателя включаются соответствующие расходы согласно разделу ІІІ Налогового кодекса. В указанном разделе есть норма (пп. 139.1.3 п.139.1 ст. 139), согласно которой авансы не включаются в состав расходов.

Пример 5

Предприниматель получил аванс в сумме 5400 грн. от покупателя под будущую поставку товаров, НДС — 900 грн. Предприниматель перечислил аванс поставщику за эти товары в сумме 3600 грн., НДС — 600 грн. Однако товары еще не получены.

Чистый доход предпринимателя — 4500 грн. Расходов нет, потому что они пока что не осуществлены.

Пример 6

Первоначальные данные примера 5. Только товары уже получены от поставщика в счет аванса.

Чистый доход предпринимателя — 4500 грн. Расходов тоже еще нет, так как товары хотя и получены, но не отгружены покупателю, и право собственности на них к покупателю не перешло.

Пример 7

Первоначальные данные примера 6. Товары отгружены покупателю, и право собственности на них перешло к покупателю.

Предприниматель может отразить расходы. Чистый доход предпринимателя составляет 1500 грн. (4500 — 3000).

Состав расходов

Важно выяснить состав расходов предпринимателя, которые он может учитывать для исчисления объекта налогообложения.

Согласно изменениям, внесенным Законом № 3609-VI в Налоговый кодекс, к таким расходам относятся документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы операционной деятельности согласно разделу III этого Кодекса (п. 177.4 ст. 174). Изменения вступили в силу 06.08.2011 г.

Напомним, что в расходы операционной деятельности включается себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, административные расходы, расходы на сбыт и другие операционные расходы. Конкретный перечень этих расходов приведен в пунктах 138.4, 138.6 — 138.9, подпунктах  138.10.2 — 138.10.4 п. 138.10, п. 138.11 ст. 138 Налогового кодекса. Все другие понесенные предпринимателем расходы он не может учитывать для исчисления объекта налогообложения.

В период с 01.04.2011 г. по 05.08.2011 г. состав расходов был несколько иным: расходы, которые включаются в расходы производства (оборота) согласно разделу ІІІ Налогового кодекса. То есть это были как операционные, так и другие расходы.

В I квартале 2011 г. состав расходов определялся Законом о прибыли.

Существенный аспект: какого бы периода ни касались расходы, они не включают амортизационные отчисления. То есть предприниматель не может включить в состав расходов амортизационные отчисления на приобретенные им объекты основных средств. Ведь предприниматель не обязан вести бухгалтерский учет. Следовательно, он не может определять амортизацию.

Ставка налога

Выясним, по какой ставке облагается налогом чистый доход предпринимателя.

Согласно п. 177.1 ст. 177 Налогового кодекса доходы предпринимателей, полученные в течение календарного года от осуществления хозяйственной деятельности, облагаются налогом по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса.

Базовая ставка согласно этому пункту составляет 15%, а если доход за месяц превысил десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, ставка налога составляет 17% суммы превышения.

По состоянию на 01.01.2011 г. размер минимальной заработной платы составлял 941 грн. Следовательно, десятикратный размер — 9410 грн. (941 х 10).

Таким образом, если доход предпринимателя не превысит 9410 грн. за месяц, он будет облагаться по ставке 15%. А в случае превышения к сумме превышения применяется ставка 17%.

Пункт 167.1 ст. 167 Налогового кодекса 06.08.2011 г. дополнен третьим абзацем. В нем описаны особенности применения ставки 17%, в том числе предпринимателями. Во-первых, предприниматели определяют общий фактический чистый доход за год — только указанный в п. 167.1 Налогового кодекса (предпринимательские доходы, зарплата, выплаты по гражданско-правовым договорам, выигрыши в государственную и негосударственную денежные лотереи, выигрыши игрока (участника), полученные от организатора азартной игры). Во-вторых, общий чистый доход нужно разделить на количество месяцев, в течение которых был получен доход. Следовательно, получим среднемесячный доход, который сравниваем с нормативной суммой 9410 грн. в 2011 г. Если определенный таким образом чистый доход не превысит 9410 грн., применим ко всему доходу ставку 15%. Если превысит, то к сумме превышения применим ставку 17%.

Пример 8

Физическое лицо — предприниматель осуществляло деятельность в течение 12 календарных месяцев отчетного налогового 2011 г. Чистый доход (который указан в п. 167.1 ст.167 Налогового кодекса) такого лица за год составил:

  • вариант 1 — 110 000 грн.;
  • вариант 2 — 114 000 грн.

Для варианта 1. Среднемесячный доход 9166,67 грн. (110 000 : 12) — меньше 9410 грн., поэтому ко всему полученному доходу применяется ставка 15%. Сумма налога на доходы физических лиц — 16 500 грн. (110 000 х 15%) за год.

Для варианта 2. Среднемесячный доход 9500 грн. (114 000 : 12) — больше 9410 грн. Превышение составляет 90 грн. (9500 — 9410) за каждый месяц осуществления деятельности.

Следовательно, по ставке 15% облагаем налогом 112 920 грн. (9410 х 12). Сумма налога — 16 938 грн. (112 920 х 15%).

По ставке 17% облагаем налогом 1080 грн. (90 х 12). Сумма налога — 183,60 грн. (1080 х 17%).

Общая сумма налога — 17 121,60 грн. (16 938 + 183,60) за год.

Когда и как представлять декларацию

Последствия деятельности (доходы, расходы, чистый доход), сумму налога на доходы физических лиц предприниматели отражают в декларации о доходах.

На момент подготовки этой статьи действовала декларация по форме приложения № 1 к Инструкции № 12. Однако в ближайшее время будут утверждать новую форму декларации. Соответствующий проект уже на обсуждении.

Предприниматели представляют декларацию по месту своего налогового адреса по результатам календарного года в сроки, установленные Налоговым кодексом для годового отчетного налогового периода, — в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) года (пп. 49.18.5 п. 49.18 ст. 49, пункты 177.5 и 177.11 ст. 177 Налогового кодекса).

Однако если предприниматели зарегистрированы в течение года или перешли с упрощенной на обычную систему налогообложения, то они должны представить декларацию по результатам отчетного квартала (в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала), в котором начата такая деятельность или состоялся переход на общую систему налогообложения (пп. 49.18.2 п. 49.18 ст. 49, пп. 177.5.2 п. 177.5 ст. 177 Налогового кодекса).

Например, если предприниматель зарегистрирован в сентябре 2011 г., то он должен представить декларацию по результатам III квартала 2011 г.

Если предприниматель до конца II квартала 2011 г. находился на упрощенной системе налогообложения и с начала III квартала перешел на обычную систему, он также должен представить декларацию по результатам III квартала 2011 г.

Предприниматели, зарегистрированные впервые, также указывают в налоговой декларации информацию об имущественном положении и доходах по состоянию на дату государственной регистрации в качестве предпринимателя.

В декларации предприниматели также самостоятельно рассчитывают авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц на следующий налоговый период. Они должны быть не меньше 100% годовой суммы налога c налогооблагаемого дохода за прошедший год (при сопоставимых условиях).

Важная особенность (пункты 177.6 и 177.11 ст. 177 Налогового кодекса): если предприниматель помимо доходов от предпринимательской деятельности получал и другие доходы, он также должен отражать их в декларации. Причем такие другие доходы должны облагаться налогом не по правилам, предусмотренным для предпринимательской деятельности, а согласно общим правилам, установленным для физических лиц.

Например, если при госрегистрации предприниматель выбрал такой вид деятельности, как транспортные перевозки, однако фактически осуществляет также и торговую деятельность, то на последнюю не будут распространяться правила налогообложения, предусмотренные для предпринимателей. То есть облагать налогом следует весь полученный предпринимателем от торговой деятельности доход, без уменьшения на сумму расходов и т. п.

Особенности уплаты налога на доходы физических лиц

В течение отчетного налогового года предприниматели уплачивают налог авансом исходя из суммы налога, определенной ими самостоятельно в декларации предыдущего года или декларации текущего года, в случае если предприниматели регистрируются впервые или переходят с упрощенной на общую систему налогообложения.

Из такой общей суммы налога в бюджет уплачивают по 25% ежеквартально (до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября). Окончательный расчет налога приводится в годовой налоговой декларации.

Если уплаченная авансом в течение года сумма налога превышает определенную в годовой декларации, такое превышение засчитывают в счет будущих платежей по этому налогу или возвращают плательщику в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Если по результатам расчета в декларации налог нужно доплатить, его уплачивают в течение 10 календарных дней, наступающих за последним днем соответствующего предельного срока представления декларации. Поскольку годовую декларацию представляют в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) года, то налог нужно доплатить в течение 50 календарных дней (40 + 10), наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

Следует отметить, что авансовую сумму налога, указанную в годовой декларации за предыдущий период, которая подлежит уплате, можно уменьшить (пп. 177.5.1 п. 177.5 ст. 177 Налогового кодекса). Для этого сумма фактически полученного дохода за предыдущий календарный квартал текущего года должна быть меньше ожидаемой суммы дохода более чем на 20%. Тогда до наступления срока уплаты авансового платежа предприниматель должен подать в орган ГНС заявление в произвольной форме с расчетом уменьшения суммы авансового платежа и кратким объяснением обстоятельств, приведших к уменьшению суммы полученного дохода.

Пример 9

По данным декларации за 2010 г. ожидаемая сумма чистого дохода на 2011 г. — 100 000 грн. (за каждый квартал по 25 000 грн.) Соответственно, общая сумма авансового платежа — 15 000 грн. (100 000 х 15%), по 3750 грн. (15 000 х 25%) ежеквартально. В III квартале 2011 г. предприниматель перестал заниматься автоперевозками. Осталась только торговая деятельность. Фактический чистый доход составил 15 000 грн.

Фактический доход оказался меньше ожидаемого на 40% [(25 000 — 15 000) : 25 000 х 100%], то есть свыше 20%. Поэтому предприниматель может уменьшить очередной авансовый платеж, срок уплаты которого — до 15 ноября 2011 г., уплатив только 2250 грн. (3750 — 40%).

Для этого нужно подать в орган ГНС по основному месту регистрации заявление произвольной формы, например:

                                                                                                            ДПІ у м. Полтаві

                                                                                                            Петрова Віталія Олеговича,
                                                                                                            реєстраційний номер
                                                                                                            облікової картки 2563896475,
                                                                                                            мешкає у м. Полтаві, вул. Леніна, 11, кв. 4

Заява

За даними поданої мною декларації про доходи за 2010 р. сума очікуваного чистого доходу на 2011 р. становить 100 000 грн. — по 25 000 грн. (100 000 : 4) за квартал. Загальна річна сума авансового платежу з податку на доходи фізичних осіб — 15 000 грн. (100 000 х 15%), квартальна сума авансового платежу — 3750 грн. (15 000 х 25%).

У III кварталі 2011 р. мій фактичний чистий дохід становив 15 000 грн., що менше очікуваного на 40%
[(25 000 — 15 000) : 25 000 х 100%]. Тобто він є меншим за очікувану суму чистого доходу більше ніж на 20%.

У зв'язку з цим і відповідно до пп. 177.5.1 п. 177.5 ст. 177 Податкового кодексу України прошу пропорційно до зменшення доходу зменшити суму чергового авансового платежу, граничний строк сплати якого 15 листопада 2011 р., до 2250 грн.
(3750 — 40%).

___________/В. О. Петров/
05.10.2011 р.

 

Заполнение Книги учета доходов и расходов

Общее оформление Книги учета доходов и расходов

Как уже отмечалось, согласно п. 177.10 ст. 177 Налогового кодекса предприниматели должны вести Книгу учета доходов и расходов (далее — Книга) и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Форма Книги и Порядок ее ведения утверждены приказом № 1025.

Книга имеет вид тетради или блокнота. Прошнурованную с пронумерованными страницами Книгу бесплатно регистрируют в органе ГНС по основному месту учета предпринимателя.

Если предприниматель имеет наемных работников, осуществляющих операции за наличный расчет, то на каждого такого работника заводят и регистрируют в таком же порядке отдельную Книгу.

В Книге для наемных лиц следует указывать:

  • адрес места осуществления деятельности;
  • фамилию, имя и отчество наемного лица и предпринимателя;
  • регистрационные номера учетной карточки наемного лица и предпринимателя, а в случае их отсутствия — серию и номер паспорта (для физических лиц — налогоплательщиков, по своим религиозным убеждениям отказавшихся от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомивших об этом соответствующий орган ГНС и имеющих отметку в паспорте).

Соответственно, если предприниматель имеет наемных работников, не осуществляющих операции за наличный расчет, Книгу на таких работников заводить не следует.

Предприниматель должен заполнять все 12 граф Книги (если он осуществлял соответствующие операции), а наемное лицо — только графы 1, 3 и 8.

Отметим одну особенность: приказом № 1025 не предусмотрено ведение предпринимателем нескольких книг, если он осуществляет несколько видов деятельности (по отдельной Книге на каждый вид деятельности). Независимо от количества осуществляемых видов деятельности предприниматель ведет одну Книгу — без распределения по каждому виду деятельности. В такой одной Книге ведут записи по всем видам деятельности.

Дополнять Книгу дополнительными графами в соответствии с Порядком № 1025 не предусмотрено.

Записи в Книге ведут в хронологическом порядке, то есть ежедневно отражают все осуществляемые операции: приобрел товары — записал в Книгу, продал товары — записал в Книгу и т. п.

Поскольку записи в Книгу делают на основании первичных документов в хронологическом порядке, целесообразно такие документы формировать в папки также в хронологическом порядке.

Книга закончиласьзаводим новую

Если среди отчетного года закончилась Книга, заводят новую Книгу. Оформляют и регистрируют ее в общеустановленном порядке.

Согласно п. 3.3 Порядка № 1025 при необходимости регистрации новой Книги в течение отчетного года записи в ней продолжают вести нарастающим итогом, а предыдущая Книга остается у самозанятого лица. Переносить записи из старой Книги в новую нет необходимости. В новой Книге продолжают делать записи, как будто старая Книга не закончилась.

Подчеркнем, что приказ № 1025, утвердивший форму Книги, вступил в силу 21.01.2011 г., а до этой даты применялась Книга учета доходов и расходов по ф. № 10 (приложение 10 к Инструкции № 12). В связи с этим начиная с указанной даты предприниматели должны были вести учет в Книге уже по новой форме. К этой дате учет вели, как указывалось выше, в Книге по ф. № 10. Нужно ли было переносить данные за 2011 г. из Книги по ф. № 10 в Книгу по новой форме?

Законодательством это не предусмотрено, поэтому данные переносить не следует.

Заполнение граф Книги

Рассмотрим особенности заполнения каждой графы Книги.

Графа 1

Указывают дату каждой записи в Книге, а также итоговых записей за день, месяц, квартал, год.

Например, если суммируются данные за август 2011 г., в этой графе так и указывают: «август 2011 г.» и т. п.

Графы 2 и 11

Отражают сумму нереализованных товарных запасов, сырья, материалов и т. п., соответственно, на начало (графа 2) и на конец (графа 11) отчетного налогового периода (года), которую выводят в денежной форме, исходя из цены их приобретения.

В этих графах приводят стоимость по ценам приобретения материальных ценностей, числящихся на учете у предпринимателя. Причем ценности следует отражать независимо от того, оплачены ли они. Например, предприниматель мог приобрести (получить) товары в конце года, которые на конец года еще не успел продать. Вместе с тем стоимость этих товаров поставщику не была уплачена. Однако так как полученные ценности находятся у предпринимателя, их обязательно нужно отразить в графе 11.

В графе 2 отражают ценности, которые учитываются у предпринимателя по состоянию на 1 января отчетного налогового года. Если предприниматель впервые зарегистрирован в текущем отчетном году, в этой графе будет прочерк — остатка материальных ценностей на эту дату еще не было.

В графе 11 отражают ценности, которые учитываются у предпринимателя по состоянию на 31 декабря отчетного налогового года. Хотя по собственному желанию предприниматель может указать в этой графе остаток ценностей также на конец месяца, квартала и т. п.

Следует ли отражать в этих графах изготовленную предпринимателем продукцию, незавершенное производство, если предприниматель занимается производственной деятельностью?

Да, конечно, нужно, ведь такая продукция тоже относится к материальным ценностям.

По какой стоимости?

В п. 3.2 Порядка № 1025 указано об отражении ценностей исходя из цены их приобретения.

Поскольку себестоимость продукции состоит не только из цены приобретения израсходованных на ее производство материалов, но и из стоимости оплаты труда с начислениями для работников, стоимости услуг посторонних предприятий, предпринимателей и т. п., допускается отражение продукции по такой себестоимости.

Хотя, безусловно, такую продукцию можно отражать и по стоимости приобретения материалов, из которых она изготовлена.

В графах 2 и 11 отражают общую стоимость учтенных у предпринимателя материальных ценностей. Если у предпринимателя есть в наличии крупная номенклатура таких ценностей, то при заполнении этих граф могут возникнуть проблемы. Для упрощения их заполнения предприниматель должен был бы вести специальные реестры для учета материальных ценностей, например оборотные или сальдовые ведомости, инвентаризационные описи (типовая ф. № М-21, утвержденная приказом № 193) и т. п.

Графа 3

Предприниматель отражает ежедневно фактически полученную сумму дохода, подытоживая данные за месяц, квартал и год. В первом разделе этой статьи мы отмечали, что под доходами следует понимать выручку в денежной и неденежной формах. То есть если предприниматель отгрузил товары (выполнил работы, предоставил услуги), а оплата за них не поступила, то доход не отражается. Доход отражается только при получении оплаты.

Наемное лицо отражает полученный доход по каждому факту получения.

Следовательно, предприниматель отражает доходы ежедневно, а наемное лицо — по каждому факту получения. Означает ли это, что если в течение дня предприниматель получал доходы несколько раз, он должен отразить их в виде общей суммы за один день, а не по каждому факту?

Здесь следует отметить, что сумма полученного дохода отражается в Книге на основании соответствующих первичных документов. Такими документами могут быть Z-отчет (если предприниматель торгует за наличные и применяет РРО), выписка банка (если доход поступает на банковский счет предпринимателя), ТТН, накладная, акт и т. п. (если доход получают в неденежной форме).

Поэтому если предприниматель в течение дня получал доходы наличными, на банковский счет и в неденежной форме и имеет три первичных документа (Z-отчет, выписку банка и ТТН), он должен заполнять как минимум три строки по каждому виду дохода и четвертую строку — общую сумму дохода за один день. Расписывать доходы одного вида по каждому покупателю не обязательно, так как Порядок № 1025 этого не предусматривает. Например, если согласно выписке банка предприниматель получил доход (денежные средства) от нескольких покупателей, то в Книге нужно отразить общую сумму полученного дохода, указанного в выписке.

В отличие от предпринимателя наемное лицо отражает доход по каждой операции также на основании первичных документов. Например, если наемное лицо торгует за наличные и использует РРО, оно должно отражать доходы по каждому фискальному кассовому чеку общей суммой, а не по каждой единице проданного товара в отдельности.

Графа 4

Вписывают реквизиты документа, подтверждающего понесенные расходы (номер, дату и название), указанные в графах 5 — 10. Такими документами могут быть ТТН, налоговые накладные, платежные поручения, фискальные чеки, акты закупки (выполненных работ, предоставленных услуг) и т. п. То есть, указывая расходы в графах 5 — 10, в графе 4 нужно обязательно указать реквизиты документа, подтверждающего понесенные расходы.

Графа 5

Вписывают стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей, причем по факту их получения, не принимая во внимание, оплачены ли эти ценности.

Например, если предприниматель получил от поставщика по накладной товары и пока что не оплатил их, он записывает стоимость полученных товаров без НДС в графу 5, реквизиты накладной — в графу 4.

Если в дальнейшем предприниматель оплатит эти товары поставщику, он может дописать в ту же строку, в которую записаны данные о приобретенных товарах, информацию об оплате (в графу 4).

Графа 6

Отражают стоимость товарно-материальных ценностей, связанных с получением дохода. То есть это — сумма, относящаяся к составу налоговых расходов, на которую уменьшаются налоговые доходы. Причем такая сумма расходов должна быть понесена предпринимателем (оплаченная в денежной или неденежной форме). Скажем, по данным примера 1 в графу 3 впишем 4500 грн., а в графу 6 — ничего, потому что товары поставщику не оплачены.

По данным примера 2 в графу 6 внесем 3000 грн., потому что товары как оплаченные, получены у поставщика и переданы покупателю.

Если продается произведенная предпринимателем продукция, то в графе 6 отражается только стоимость материальной составляющей произведенной продукции. Все другие элементы себестоимости (сумма зарплаты с начислениями, стоимость услуг и т. п.) отражают в других графах Книги, но только при условии, что предприниматель понес такие расходы (то есть уплатил поставщикам за материальные ценности и за услуги, выплатил работникам зарплату, перечислил единый социальный взнос и т. п.).

Графы 7 и 8

Эти графы заполняют только в том случае, если у предпринимателя есть наемные работники, осуществляющие операции за наличные, и на них оформлена отдельная Книга.

Предприниматель в графе 7 записывает:

  • сведения о внутреннем перемещении товара (отпуск под реализацию наемному лицу);
  • адрес места осуществления деятельности наемным лицом;
  • фамилию, имя, отчество наемного лица;
  • регистрационный номер учетной карточки наемного лица, а в случае его отсутствия — серию и номер паспорта (для физических лиц — налогоплательщиков, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий орган ГНС и имеют отметку в паспорте).

В графе 8 предприниматель записывает стоимость переданного наемному лицу на реализацию товара по ценам приобретения.

Наемный работник графу 7 не заполняет. В графе 8 он записывает стоимость полученного от предпринимателя товара по ценам реализации.

В Порядке № 1025 не указано, каким образом записывать в Книгу товары, возвращаемые наемным лицом предпринимателю. Но и без того понятно, что нужно делать аналогичные записи, только сумму возвращенных товаров указывать со знаком «-» (минус).

Операцию приемки/передачи оформляют надлежащим образом. Например, на передачу товара может выписываться ТТН, накладная и т. п. Реквизиты такого документа на передачу вписывают в графу 4.

Приведенный порядок заполнения граф 7 и 8 применяется во всех случаях, когда предприниматель имеет наемных работников, осуществляющих операции за наличные, даже если предприниматель и наемные работники осуществляют торговлю одновременно в одном торговом помещении.

Графа 9

Вписывают расходы на оплату труда наемных работников и начисление на заработную плату единого социального взноса. Такие расходы записывают только в случае, если они фактически понесены (зарплата выплачена и единый социальный взнос перечислен) и касаются дохода отчетного периода.

Например, если это зарплата наемных работников, которые производят продукцию, то в эту графу она попадет только в случае продажи данной продукции, да и то при условии, что зарплата фактически выплачена, а не только начислена.

Единый социальный взнос, уплаченный предпринимателем за себя, отражается в следующей графе, но не в графе 9.

Графа 10

Отражают все другие связанные с получением дохода расходы, например приобретенные у посторонних лиц работа, услуги, единый социальный взнос предпринимателя и т. п.

Графа 12

Рассчитывают сумму чистого дохода (графы 3 — 6 — 9) за месяц, квартал и год.

То есть прежде всего подытоживают данные этих граф за соответствующий период. Затем из значения в графе 3 вычитают значения в графах 6 и 9 и получают сумму чистого дохода.

Пример 10

Предприниматель

01.09.2011 г. предприниматель приобрел товары на сумму 30 000 грн., НДС6000 грн. (ТТН № 34 от 01.09.2011 г.). На следующий день их оплатил (платежное поручение № 45 от 02.09.2011 г.).

02.09.2011 г. товары себестоимостью 20 000 грн. и продажной стоимостью 30 000 грн., НДС6000 грн., переданы по ТТН № 8 от 02.09.2011 г. на реализацию наемному лицу: г. Полтава, ул. Фрунзе, 11, Бортко Анна Петровна, регистрационный номер учетной карточки 2568912663.

02.09.2011 г. предприниматель также реализовал в розницу товары на сумму 1500 грн., НДС300 грн. (Z-отчет № 188 от 02.09.2011 г.), стоимость приобретения которых составила 1000 грн.

В следующие дни текущего месяца предприниматель также продал товары на сумму 12 750 грн., НДС2550 грн., себестоимостью 8500 грн.

30.09.2011 г. начислена и перечислена зарплата на карточный счет наемного работника, перечислены начисленные на зарплату единый социальный взнос и налог на доходы физических лиц, всего на сумму 2000 грн. (расчетно-платежная ведомость № 9 от 30.09.2011 г., выписка банка от 30.09.2011 г.).

30.09.2011 г. перечислена на счет арендодателя арендная плата за магазин и коммунальные услуги4000 грн., НДС800 грн. (выписка банка от 30.09.2011 г., счет за аренду и коммунальные платежи № 43 от 01.09.2011 г.).

Наемный работник

02.09.2011 г. продан товар за 50 грн., НДС10 грн. (чек № 94 от 02.09.2011 г.), за 72 грн., НДС14,40 грн. (чек № 95 от 02.09.2011 г.), и т. п. Общая сумма продажи за этот день534,00 грн., НДС106,80 грн.

< . . .>

Общая сумма продажи за 30.09.2011 г.852,00 грн., НДС170,40 грн.

Всего товаров продано за сентябрь 2011 г. на сумму 30 000 грн., НДС6000 грн.

Особенности заполнения Книги по данным примера 10 представлены во фрагментах 1 и 2.