Новости
Тема: НДФЛ

Налог на доходы физических лиц (вопросы — ответы)

По какой форме и какой порядок представления уточняющего налогового расчета по ф. № 1ДФ за периоды до 01.01.2011 г. и после 01.01.2011 г.?


В соответствии с пп. «б» п. 176.2 ст. 176 Налогового кодекса лица, которые согласно этому Кодексу имеют статус налоговых агентов, обязаны представлять в сроки, установленные указанным Кодексом для налогового квартала, налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также суммы удержанного с них налога в орган государственной налоговой службы по месту своего расположения. Такой расчет представляется только при начислении сумм указанных доходов плательщику налога налоговым агентом в течение отчетного периода. Введение других форм отчетности по указанным вопросам не допускается.

Форма налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (ф. № 1ДФ) и Порядок ее заполнения и представления налоговыми агентами в орган государственной налоговой службы утверждены приказом № 1020.

Согласно п. 50.1 ст. 50 Налогового кодекса в случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 этого Кодекса) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных этой статьей), он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время представления уточняющего расчета.

При этом п. 46.1 ст. 46 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговая декларация, расчет — документ, представляемый налогоплательщиком контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, либо документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога.

В соответствии с п. 4.3 Порядка № 1020 уточняющий налоговый расчет представляется при необходимости проведения корректировки налогового расчета по истечении срока его представления. Уточняющий налоговый расчет может представляться как за отчетный период, так и за предыдущие периоды.

При этом согласно пп. 3.1.2 п. 3.1 этого Порядка в случае представления уточняющего налогового расчета в клеточке «Уточнюючий» проставляется отметка.

Согласно п. 4.4 Порядка № 1020 уточняющий налоговый расчет представляется на основании информации по предварительно представленному налоговому расчету и содержит информацию только по уточняемым строкам и реквизитам. Для заполнения также используется информация из уведомлений о выявленных ошибках, которые направляются органами ГНС налоговому агенту.

Для изъятия одной ошибочной строки из предыдущей введенной информации необходимо повторить все графы такой строки и в графе 9 указать «1» — на изъятие строки.

Для ввода новой или пропущенной строки необходимо полностью заполнить все ее графы и в графе 9 указать «0» — на ввод строки.

Для замены одной ошибочной строки другой необходимо изъять ошибочную информацию и ввести правильную, то есть полностью заполнить две строки, одна из которых изымает предварительно внесенную информацию, а вторая вносит правильную информацию. В таком случае в первой строке в графе 9 указывается «1» — строка на изъятие, а во второй — «0» — строка на ввод.

В случае проведения корректировки показателей налогового расчета по ф. № 1ДФ за отчетные налоговые периоды с 01.01.2011 г. такой расчет заполняется и представляется по форме и согласно Порядку № 1020.

При необходимости проведения корректировки показателей налогового расчета по ф. № 1ДФ, представленного за отчетный период до 01.01.2011 г., такой расчет заполняется и представляется по форме и согласно Порядку заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденного приказом № 451.

  

Какая ответственность предусмотрена для налогового агента при самостоятельном выявлении и исправлении ошибки в налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также сумм удержанного с них налога?


В соответствии со ст. 168 Налогового кодекса налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удерживать налог из суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в ст. 167 этого Кодекса.

Налог уплачивается (перечисляется) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом. Банки принимают платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного представления расчетного документа на перечисление этого налога в бюджет.

Если налогооблагаемый доход начисляется налоговым агентом, но не выплачивается (не предоставляется) плательщику налога, то налог, подлежащий удержанию из такого начисленного дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом в сроки, установленные Налоговым кодексом для месячного налогового периода.

В случае если налогооблагаемый доход предоставляется в неденежной форме или выплачивается наличностью из кассы налогового агента, налог уплачивается (перечисляется) в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем такого начисления (выплаты, предоставления).

Согласно пп. «ґ» п. 176.2 ст. 176 Налогового кодекса налоговые агенты несут ответственность в случаях, определенных Кодексом.

В соответствии с п. 119.2 ст. 119 этого Кодекса непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога влекут наложение штрафа в размере 510 грн.

Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут наложение штрафа в размере 1020 грн.

Вместе с тем с применением финансовых санкций предусмотрено применение административной ответственности.

В соответствии со ст. 1634 КоАП неудержание или неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц при выплате физическому лицу доходов, перечисление налога на доходы физических лиц за счет денежных средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), неуведомление или несвоевременное уведомление государственным налоговым инспекциям по установленной форме сведений о доходах граждан влекут предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от двух до трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью первой этой статьи, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за то же нарушение, влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от трех до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

При самостоятельном выявлении ошибки относительно начисленной и перечисленной в бюджет суммы налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан доначислить налог и перечислить его в бюджет.

При этом если выявленная ошибка не влияет на показатели, указанные в налоговом расчете по ф. № 1ДФ, то к налоговому агенту применяется ответственность в виде пени в размере, определенном ст. 129 Налогового кодекса.

Согласно пп. 129.1.1 п. 129.1 ст. 129 предусмотрено, что по истечении установленных Налоговым кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня.

В соответствии с п. 129.4 вышеуказанной статьи пеня, определенная пп. 129.1.1 п. 129.1 этой статьи, начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) из расчета 120% годовых учетной ставки Нацбанка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки в его уплате.

При необходимости проведения корректировки показателей налогового расчета по ф. № 1ДФ, представленного за отчетный период до 01.01.2011 г., такой налоговый расчет представляется по форме и заполняется согласно Порядку заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденному приказом № 451.

Учитывая вышеизложенное, при самостоятельном выявлении ошибки в налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также сумм удержанного с них налога к налоговым агентам применяется ответственность в виде штрафа и пени.

  

Как представлять налоговый расчет по ф. № 1ДФ за неуполномоченное обособленное подразделение и каков порядок представления копий налоговых расчетов в орган ГНС по местонахождению такого обособленного подразделения в случае, если налоговый агент представляет налоговый расчет в бумажном виде?


В соответствии с пп. «б» п. 176.2 ст. 176 Налогового кодекса лица, которые согласно этому Кодексу имеют статус налоговых агентов, обязаны представлять в сроки, установленные указанным Кодексом для налогового квартала, налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также суммы удержанного с них налога в орган ГНС по месту своего расположения. Введение других форм отчетности по таким вопросам не допускается.

В случае если обособленное подразделение юридического лица не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет, налоговый расчет в виде отдельной выписки за такое подразделение представляет юридическое лицо в орган ГНС по своему местонахождению и направляет копию такого расчета в орган ГНС по местонахождению такого обособленного подразделения в установленном порядке.

Порядок заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога утвержден приказом № 1020.

Отдельный порядок представления копий расчета по ф. № 1ДФ этим Порядком не установлен.

При этом налоговая отчетность представляется плательщиком налога в орган ГНС согласно ст. 49 Налогового кодекса.

В соответствии с п. 49.3 этой статьи налоговая декларация представляется по выбору плательщика налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, одним из следующих способов:

  • лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  • направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  • средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Учитывая вышеизложенное, если обособленное подразделение юридического лица не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет, то налоговый расчет в виде отдельной выписки за такое подразделение представляет юридическое лицо в орган ГНС по своему местонахождению и направляет копию такого расчета в орган ГНС по местонахождению такого обособленного подразделения в порядке, установленном п. 49.3 ст. 49 Налогового кодекса.

То есть юридическое лицо, представляющее налоговый расчет по ф. № 1ДФ на бумажных носителях, направляет копию расчета в орган ГНС по местонахождению неуполномоченного обособленного подразделения по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения.

При этом копия налогового расчета по ф. № 1ДФ должна дублировать данные, указанные в этом расчете в налоговый орган по местонахождению юридического лица. Другие условия о представлении копии налогового расчета по ф. № 1ДФ не установлены.


Единая база налоговых знаний, www.sts.gov.ua