Новости

Плата за землю для юридических лиц

В соответствии со ст. 9 раздела I Налогового кодекса плата за землю относится к общегосударственным налогам и сборам, являющимся обязательными к уплате на всей территории Украины, и в полном объеме зачисляется в местный бюджет по месту расположения земельного участка.

Особенности взимания платы за землю определены разделом XIII вышеуказанного Кодекса, вступившего в силу 01.01.2011 г.

Согласно пп. 14.1.147 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса плата за землю объединяет два обязательных платежа — земельный налог и арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Земельный налог — это обязательный платеж, взимаемый с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также с постоянных землепользователей, а арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — арендная плата) — обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Плательщики

 Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев), а также землепользователи, а арендной платы — арендаторы земельных участков.

Собственники земельных участков — юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые согласно закону приобрели право собственности на землю в Украине, а также территориальные общины и государство относительно земель коммунальной и государственной собственности (пп. 14.1.34 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Землепользователями являются юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с  законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (пп.14.1.73 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Право собственности на землю — это право владения, пользования и распоряжения земельными участками.

Право пользования землей — это право владения и пользования земельным участком. Право пользования землей включает право постоянного пользования земельным участком и право аренды земельного участка.

Право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности. Арендодателями земельных участков являются собственники земельных участков, участков, расположенных в пределах населенных пунктов, — соответствующие сельские, поселковые и городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти.

Отличие землепользователя от собственника земельного участка состоит в самой сущности права собственности как такового. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, а землепользователь — только владеть и пользоваться. Распоряжение присуще только собственнику земельного участка.

Следовательно, собственники земельных участков и землепользователи, которым земельные участки предоставлены в постоянное пользование, являются плательщиками земельного налога, а арендаторы земельных участков государственной и коммунальной собственностиплательщиками арендной платы за землю.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения платы за землю является земельный участок (часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, целевым (хозяйственным) назначением и с определенными относительно него правами), а также земельная доля (пай), находящаяся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.

База налогообложения

Базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, а в случае, если такая оценка не проведена, — площадь земельных участков.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, осуществляющий управление в сфере оценки земель, ежегодно рассчитывает величину коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель за предыдущий год по индексу потребительских цен и до 15 января текущего года информирует о такой индексации как сосбственников и землепользователей, так и центральный орган государственной налоговой службы.

Ставки

Налоговым кодексом сохранен важный концептуальный принцип относительно установления ставок земельного налога в процентах нормативной денежной оценки земельного участка, являющейся капитализированным рентным доходом по земельному участку и таким образом обеспечивающей рентную суть платы за землю. Ставки земельного налога — это законодательно определенный годовой размер платы за единицу площади налогооблагаемого земельного участка (пп. 14.1.240 п. 14.1 ст.14 Налогового кодекса).

Для сельскохозяйственных угодий ставки земельного налога не изменились и, как и раньше, установлены в процентах нормативной денежной оценки отдельного вида сельскохозяйственных угодий: для пашни, сенокосных угодий, пастбищ — 0,1%, для многолетних насаждений — 0,03% (ст. 272 Кодекса).

Определена единая ставка для земельных участков, денежная оценка которых проведена, независимо от их местонахождения (в пределах либо за пределами населенных пунктов) — 1% нормативной денежной оценки, за исключением:

  • сельскохозяйственных угодий;
  • земельных участков, предоставленных на землях лесохозяйственного назначения независимо от их местонахождения (ст. 273 Налогового кодекса);
  • земельных участков, определенных ст. 276 этого Кодекса, для которых установлены особенности  применения ставок налога;
  • земельных участков, предоставленных предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны за пределами населенных пунктов, для которых ставка налога установлена ст. 278 Налогового кодекса в процентах.

Размер ставок земельного налога для земельных участков в пределах населенных пунктов, где не проведена нормативная денежная оценка, в абсолютных величинах не изменился. Если раньше в этом случае коэффициент индексации ставок налога ежегодно устанавливался Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год и в 2010 г. составлял 3,2, то в Налоговом кодексе увеличилась величина ставок налога на такой коэффициент.

При этом Заключительными положениями вышеуказанного Кодекса установлена норма по ежегодному внесению до 1 июня Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины проекта закона о внесении изменений в Кодекс относительно ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, с учетом соответствующих индексов. Это касается и налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена.

Дифференциация и утверждение ставок земельного налога соответствующими сельскими, поселковыми и городскими советами за земельные участки в пределах населенных пунктов, где не проведена нормативная денежная оценка, до 01.01.2011 г. предусматривались не более чем в два раза, а с 01.01.2011 г. — не более трехкратного размера.

По отдельно установленным ставкам облагаются налогом земельные участки садоводческих товариществ в зависимости от места расположения земельных участков, то есть в пределах и за пределами населенных пунктов.

 По ставке 25% исчисленного земельного налога облагаются налогом земельные участки, предоставленные железным дорогам, — под полосой отвода железных дорог и горнодобывающим предприятиям — для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых; для размещения объектов энергетики, вырабатывающих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии.

Ставка земельного налога для земельных участков, переданных в собственность и предоставленных в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, расположенных за пределами населенных пунктов и по которым не проведена нормативная денежная оценка, составляет 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым и областях.

Произошли изменения в налогообложении земельных участков, предоставленных предприятиям промышленности за пределами населенных пунктов. Если за земельные участки, предоставленные промышленным предприятиям за пределами населенных пунктов, налог рассчитывался по ставке 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области, то с 01.01.2011 г. за земельные участки, предоставленные для таких предприятий и занятые землями временной консервации (деградированные земли), ставка уменьшилась и составляет только 0,03%.

Как и раньше, за земли сельскохозяйственных угодий, находящиеся во временной консервации, земельный налог не уплачивается.

Следует отметить, что Налоговым кодексом вводится отдельный порядок налогообложения земельных участков при осуществлении операций с недвижимым имуществом.

Так, с 01.01.2011 г. субъекты хозяйствования, получившие право собственности на здания, сооружения (их часть), а также на нежилые помещения (их части) в многоквартирном жилом доме, уплачивают земельный налог с учетом придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

 Кроме того, при предоставлении в аренду отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками земли и землепользователями, в том числе теми, которые облагаются налогом по отдельным ставкам, земельный налог за площади, предоставляемые в аренду, исчисляется с даты заключения договора аренды зданий (их частей).

Отменена норма об отдельном порядке налогообложения земельных участков, приобретенных на основании гражданско-правовых соглашений, согласно которой налог рассчитывался от цены приобретения земельного участка, если она была выше нормативной денежной оценки такого участка. В соответствии с Налоговым кодексом налогообложение земельных участков осуществляется на общих основаниях.

Льготы по уплате земельного налога

Налоговый кодекс содержит новые признаки льготного обложения земельным налогом.

Согласно части второй ст. 30 этого Кодекса основанием для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

Кроме предусмотренных ст. 282 Кодекса налоговых льгот по уплате земельного налога для юридических лиц, следует учитывать льготы, определенные Переходными положениями.

Так, освобождены от земельного налога, в частности, следующие юридические лица:

дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от форм собственности и источников финансирования;

детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины независимо от их подчиненности, в том числе детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины, находящиеся на балансе предприятий, учреждений и организаций;

религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности;

благотворительные организации, деятельность которых не предусматривает получение прибыли;

специализированные санатории Украины для реабилитации, лечения и оздоровления больных, полностью содержащихся за счет средств государственного или местных бюджетов;

общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, учрежденные общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являющиеся их полной собственностью при условии соблюдения соответствующих условий, определенных пп. 282.1.7 п. 282.1 ст. 282 Налогового кодекса.

Детализированы земельные участки дорожных хозяйств автомобильных дорог общего пользования, за которые не уплачивается земельный налог.

Особенностью применения льготного налогообложения является то, что Верховная Рада АР Крым, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по земельному налогу, уплачиваемому на соответствующей территории в виде частичного освобождения на определенный срок, уменьшения суммы земельного налога только за счет средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты.

Установлено, что органы местного самоуправления до 1 февраля текущего года представляют в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка данные о предоставленных льготах по уплате земельного налога юридическим и/или физическим лицам. Новые изменения в части указанной информации представляются до 1 числа первого месяца квартала, наступающего за отчетным кварталом, в котором произошли такие изменения.

 В соответствии со ст. 59 Закона о местном самоуправлении совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и другие акты в форме решений. Решения совета нормативно-правового характера вступают в силу с момента их обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.

Следовательно, органы местного самоуправления предоставляют льготы по земельному налогу путем принятия соответствующих решений и уведомляют об этом в установленный срок органы государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка.

Согласно ст. 284 Налогового кодекса при возникновении права на льготу у плательщика в течение года он освобождается от уплаты налога, начиная с месяца, наступающего за месяцем, в котором возникло это право. В случае утраты права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, наступающего за месяцем, в котором утрачено это право.

Кодексом установлено: если плательщик земельного налога пользуется льготами по этому налогу, предоставляет в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, то земельный налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.

Здесь целесообразно напомнить, что согласно части первой ст. 792 Гражданского кодекса по договору найма (аренды) земельного участка наймодатель обязуется передать нанимателю земельный участок на установленный договором срок во владение и пользование за плату. Земельный участок может передаваться в наем вместе с насаждениями, зданиями, сооружениями, водоемами, находящимися на нем, или без них.

 В соответствии с положениями ст. 796 Гражданского кодекса одновременно с правом найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) нанимателю предоставляется право пользования земельным участком, на котором они находятся, а также земельным участком, прилегающим к зданию или сооружению, в размере, необходимом для достижения цели найма. Плата, взимаемая с нанимателя здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), состоит из платы за пользование им и платы за пользование земельным участком (ст. 797 Гражданского кодекса).

Право на налоговую льготу по земельному налогу не может быть передано другому субъекту.

Поэтому согласно ст. 284 Налогового кодекса в случае, если плательщики земельного налога, пользующиеся льготами по этому налогу, предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.

Исключение установлено для бюджетных учреждений при предоставлении ими зданий, сооружений (их частей) в пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям.

 В соответствии с п. 12 ст. 2 Бюджетного кодекса (в редакции от 08.07.2010 г.) бюджетные учреждения — органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответствующего государственного или местного бюджета. Бюджетные учреждения являются неприбыльными.

Арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности

Налоговым кодексом регламентируются отношения относительно взимания арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности как одной из форм платы за землю.

Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка на основании заключенного договора аренды на земельный участок. Обязательным условием аренды является платность, то есть размер арендной платы, устанавливаемый в договоре аренды. Однако Налоговый кодекс четко устанавливает предельные размеры этой платы, определив, что годовая сумма платежа не может быть меньше:

 для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, установленного этим Кодексом;

 для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, установленного этим Кодексом.

 Кроме того, годовая сумма платежа не может быть больше для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, которые вырабатывают электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, — 3% нормативной денежной оценки, для других земельных участков, предоставленных в аренду, — 12% нормативной денежной оценки.

Годовая арендная плата может быть больше, чем указано выше, только при определении арендатора на конкурсных условиях.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления, заключающие договоры аренды земли, обязаны до 1 февраля представлять в орган ГНС по местонахождению земельного участка перечень арендаторов, с которыми заключены договоры аренды земли на текущий год. При заключении договоров аренды (внесении изменений в существующие договоры и их расторжении) в течение года они должны информировать об этом до 1 числа месяца, наступающего за месяцем, в котором произошли изменения.

Отчетность

Порядок представления отчетности по плате за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности) субъектами хозяйствования остался прежним, за исключением следующего.

Плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога и до 1 февраля текущего года представляют в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по установленной форме с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. При этом представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций.

Налоговым кодексом предусмотрена норма относительно возможности представления плательщиками платы за землю налоговой декларации ежемесячно, но это не освобождает их от обязанности представления налоговой декларации до 1 февраля текущего года. Такие декларации подаются в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным.

Плательщик самостоятельно избирает, какую отчетность по плате за землю представлять в налоговые органы: на соответствующий год — до 1 февраля текущего года или ежемесячно — в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным. Заметим, что плательщикам целесообразно представлять одну годовую декларацию, ведь объект налогообложения, как правило, в течение года не изменяется. Однако выбор остается за плательщиком.

Как установлено Налоговым кодексом, при представлении первой декларации вместе с ней подается справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка. Такая справка подается также при утверждении новой нормативной денежной оценки земли.

За новоотведенные земельные участки или по новозаключенным договорам аренды земли плательщик платы за землю представляет налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным.

Налоговым кодексом введена новая норма по предоставлению соответствующими органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по запросу соответствующего органа государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка информации, необходимой для исчисления и взимания платы за землю, поскольку основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который в свою очередь ведется уполномоченным органом исполнительной власти по земельным ресурсам.

Сроки уплаты платы за землю

Что касается сроков уплаты платы за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности), то налоговое обязательство, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Таким же образом уплачивается налоговое обязательство по плате за землю, определенное в новой отчетной налоговой декларации, в том числе за новоотведенные земельные участки.

Налоговый кодекс определяет и другие особенности в налогообложении земель, в частности, лесохозяйственного назначения, несельскохозяйственных угодий, занятых хозяйственными зданиями (сооружениями), которые будут освещены в следующих номерах «Вестника».