Новости
Тема: Проверки и ответственность, Экологический налог

Экологический налог (вопросы — ответы)

Является ли плательщиком экологического налога физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность (адвокат, нотариус и т. п.)?


В соответствии с пп. 240.1.3 п. 240.1 ст. 240 раздела VIIІ «Экологический налог» Налогового кодекса плательщиками экологического налога (далее — налог) являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, при оуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются размещения отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья.

Согласно п. 2 ст. 55 Хозяйственного кодекса субъектами хозяйствования являются:

  • 1) хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные согласно этому Кодексу, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;
  • 2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные согласно закону в качестве предпринимателей.

Субъект хозяйствования подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица или физического лица — предпринимателя в порядке, определенном законом (п. 1 ст. 58 Хозяйственного кодекса).

Подпунктом 14.1.226 п. 14.1 ст. 14  Налогового кодекса определено, что самозанятое лицо — это плательщик налога, являющийся физическим лицом — предпринимателем или осуществляющий независимую профессиональную деятельность при условии, что такое лицо не является работником в пределах такой предпринимательской или независимой профессиональной деятельности.

Независимая профессиональная деятельность — участие физического лица в научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской деятельности, деятельность врачей, частных нотариусов, адвокатов, аудиторов, бухгалтеров, оценщиков, инженеров или архитекторов, лица, занятого религиозной (миссионерской) деятельностью, другой подобной деятельностью при условии, что такое лицо не является работником или физическим лицом — предпринимателем и использует наемный труд не более четырех физических лиц.

Таким образом, поскольку физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность (адвокат, нотариус и т.п.), не является физическим лицомпредпринимателем и не относится к субъектам хозяйствования, то такое лицо не является плательщиком экологического налога.

  

Являются ли плательщиками экологического налога в части размещения отходов субъекты хозяйствования (юридические лица, физические лица — предприниматели), осуществляющие деятельность на территории рынка, при заключении рынком договора с коммунальным предприятием на вывоз отходов (в том числе бытовых)?


В соответствии с п. 240.5 ст. 240 Налогового кодекса не являются плательщиками налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на сбор и заготовку отходов в качестве вторичного сырья, осуществляющие уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, которые размещаются на собственных территориях (объектах), и предоставляющие услуги в этой сфере.

Согласно пп. 14.1.223 п. 14.1 ст. 14  Налогового кодекса размещение отходов — хранение (временное размещение для утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т.п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

Таким образом, субъекты хозяйствования (юридические лица, физические лица — предприниматели), осуществляющие деятельность на территории рынка и размещающие отходы (в том числе бытовые) на территории рынка, не являются плательщиками экологического налога за временное размещение отходов при условии заключения рынком договора с коммунальным предприятием на вывоз отходов (в том числе бытовых). В этом случае плательщиком экологического налога за временное размещение отходов (в том числе бытовых) является рынок.

Субъекты хозяйствования (юридические лица, физические лицапредприниматели), осуществляющие деятельность на рынке и размещающие отходы (в том числе бытовые) на территории рынка, будут плательщиками экологического налога за временное размещение отходов при заключении ими отдельных договоров с коммунальным предприятием на вывоз отходов (в том числе бытовых).

  

Кто является плательщиком экологического налога за выбросы стационарными источниками загрязнения в случае, если субъект хозяйствования (арендодатель) использует автономную систему отопления (котел) для отопления собственного здания, помещения, сдаваемых им в аренду другим субъектам хозяйствования (арендаторам)?


Статьей 11 Закона № 2707 предусмотрено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения, которое выдается территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения.

Стационарный источник загрязнения — предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, сохраняющий свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (пп. 14.1.230 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Согласно пп. 242.1.1 п. 242.1 ст. 242 вышеуказанного Кодекса объектом и базой налогообложения являются объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемые в атмосферный воздух стационарными источниками.

Органы государственной налоговой службы привлекают по предварительному согласованию работников органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым и специальных подразделений центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды для проверки правильности определения плательщиками налога фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов (абзац первый п. 250.12 ст. 250 Налогового кодекса).

 Таким образом, субъект хозяйствования (арендодатель), использующий автономную систему отопления собственного здания, помещения, сдаваемых им в аренду другим субъектам хозяйствования (арендаторам), имеет объект обложения экологическим налогомобъем загрязняющих веществ, образуемых и выбрасываемых в атмосферный воздух при сжигании топлива (газа, мазута и т.п.), и является плательщиком экологического налога (независимо от получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения). В этом случае арендаторы помещений не являются плательщиками экологического налога за выбросы стационарными источниками загрязнения.

  

Предусмотрена ли ответственность за неподачу заявления об отсутствии объекта обложения экологическим налогом для субъекта хозяйствования, являвшегося плательщиком сбора за загрязнение окружающей природной среды в 2010 г., и предусмотрено ли при этом представление налоговой декларации экологического налога?


В соответствии с п. 240.1 ст. 240 Налогового кодекса плательщиками налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;
  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
  • размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья;
  • образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Плательщиками налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, а также граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения при использовании ими топлива (п. 240.2 ст. 240 Налогового кодекса).

Налог, взимаемый за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения при использовании топлива, удерживается и уплачивается в бюджет налоговыми агентами при реализации такого топлива (п. 241.1 ст. 241 Налогового кодекса).

Согласно п. 241.2 вышеуказанной статьи Кодекса к налоговым агентам относятся субъекты хозяйствования, осуществляющие:

  • оптовую торговлю топливом (пп. 241.2.1. п. 241.2 ст. 241 Налогового кодекса);
  • розничную торговлю топливом (кроме реализующих топливо, приобретенное у субъектов хозяйствования, указанных в пп. 241.2.1 п. 241.2 этой статьи) (пп. 241.2.2 п. 241.2 ст. 242).

Налогоплательщик обязан за каждый установленный Налоговым кодексом отчетный период представлять налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является, независимо от того, осуществлял ли такой плательщик хозяйственную деятельность в отчетном периоде (п. 49.2 ст. 49  этого Кодекса).

Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой плательщик должен уведомить об этом соответствующий орган государственной налоговой службы по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта начисления экологического налога. В другом случае плательщик налога обязан представлять налоговые декларации в соответствии с этой статьей Кодекса (п. 250.9 ст. 250 Налогового кодекса).

Пунктом 120.1 статьи 120  вышеуказанного Кодекса предусмотрено, что непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов),  влекут наложение штрафа в размере 170 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.

 Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение,  влекут наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.

Таким образом, субъект хозяйствования, являвшийся в 2010 г. плательщиком сбора за загрязнение окружающей природной среды (в том числе за передвижные источники загрязнения), имеет право не представлять налоговые декларации экологического налога за отчетные периоды 2011 г. при уведомлении им соответствующего органа ГНС (по месту расположения источников загрязнения) о том, что он с начала 2011 г. не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов, составив заявление об отсутствии в отчетном году объекта начисления экологического налога. В другом случае субъект хозяйствования, являвшийся в 2010 г. плательщиком сбора за загрязнение окружающей природной среды, обязан представить налоговые декларации экологического налога за отчетные периоды 2011 г.

При этом в случае неподачи заявления об отсутствии в отчетном 2011 г. объекта начисления экологического налога и при условии непредставления налоговой декларации экологического налога п. 120.1 ст. 120 Налогового кодекса предусмотрено применение штрафной (финансовой) санкции за непредставление налоговой декларации экологического налога.


Единая база налоговых знаний, www.sts.gov.ua