Новости

Сбор за специальное использование воды

Разделом XVI Налогового кодекса несколько изменены нормы уплаты сбора за специальное использование воды.

Плательщики, объекты налогообложения

Статьей 323 Налогового кодекса плательщиками сбора за специальное использование воды определены водопользователи — это субъекты хозяйствования независимо от формы собственности:

  • юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов;
  • физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

До вступления в силу Налогового кодекса бюджетные учреждения, использовавшие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд, сбор за специальное использование водных ресурсов в бюджет не уплачивался. В случае если бюджетные учреждения использовали воду одновременно для удовлетворения собственных нужд: питьевых, санитарно-гигиенических целей, а также для осуществления деятельности в сфере общественного питания (приготовления блюд), для осуществления лечебных процедур, стирки белья и т. п., то сбор за специальное использование водных ресурсов уплачивался в бюджет на общих основаниях за всю фактически использованную воду с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения.

Со вступлением в силу Налогового кодекса бюджетные учреждения не являются плательщиками сбора за специальное использование воды.

При этом в соответствии с п. 326.13 ст. 326 Налогового кодекса в случае если водопользователи, полностью содержащиеся за счет средств государственного и местных бюджетов, используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, сбор исчисляется на общих основаниях со всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах снабжения.

В соответствии с пп. 14.1.36 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса хозяйственная деятельность — это деятельность лица, которая связана с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направлена на получение дохода и осуществляется таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через какое-либо другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам.

Нормами Налогового кодекса расширено понятие вторичных водопользователей. Если до вступления в силу Налогового кодекса ко вторичным относились только водопользователи, использующие воду, полученную путем забора воды из водозаборных сооружений первичных водопользователей, то с 01.01.2011 г. ко вторичным водопользователям также относятся водопользователи, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов других водопользователей.

С 01.01.2011 г. в соответствии с пп. 324.4.1 п. 324.4 ст. 324 Налогового кодекса сбор за специальное использование воды не взимается за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупности людей, находящихся на определенной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков). До вступления в силу Налогового кодекса сбор за специальное использование воды также не взимался за воду, которая использовалась для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд предприятий, учреж-дений, организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрено определение термина «использование воды для удовлетворения санитарно-гигиенических нужд», такой термин следует понимать как использование воды для питья, использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и рукомойниках; использование воды для содержания жилых помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

Нормами Налогового кодекса установлено взимание сбора за специальное использование воды при эксплуатации водных путей буксирным флотом, освобождение от которого было предусмотрено п. 16 Порядка № 1494.

Налоговым кодексом расширен перечень видов использования воды, за которые сбор не взимается, а именно:

  • за воду, используемую для пылезаглушения в карьерах; воду, утраченную в магистральных водогонах;
  • за воду, используемую садоводческими и огородническими обществами (кооперативами);
  • за воду, забираемую для реабилитации, лечения и оздоровления реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, предприятиями, учреждениями и организациями физкультуры и спорта для инвалидов и детей-инвалидов, учрежденными всеукраинскими общественными организациями инвалидов в соответствии с законом;
  • за воду, используемую для противопожарных нужд; воду, используемую для нужд внешнего благоустройства территорий городов и других населенных пунктов;
  • за воду, используемую для пылезаглушения в шахтах; воду, забираемую научно-исследовательскими учреждениями, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины, для проведения научных исследований в области рисосеяния и для производства элитных семян риса;
  • за воду, утерянную в магистральных и межхозяйственных каналах оросительных систем;
  • за подземную воду, извлекаемую из недр для устранения вредного действия вод (подтопление, засоление, заболачивание, оползень, загрязнение и т. п.), кроме карьерной, шахтной и дренажной воды, используемой в хозяйственной деятельности после изъятия и/или получаемой для использования другими пользователями;
  • за воду, забираемую для обеспечения выпуска молодняка ценных промышленных видов рыбы и других водных живых ресурсов в водные объекты;
  • за  морскую воду, кроме воды из лиманов.

Порядок исчисления сбора за специальное использование воды Налоговым кодексом несколько расширен и изменен.

Пунктом 326.8 ст. 326 Налогового кодекса определено, что сбор за специальное использование воды для нужд рыбоводства исчисляется исходя из фактических объемов воды, необходимой для пополнения водных объектов при разведении рыбы и других водных живых ресурсов (в том числе для пополнения, связанного с потерями воды на фильтрацию и выпаривание), и ставок сбора.

Объем фактически использованной воды на государственных системах в оросительном земледелии будут определять органы водного хозяйства (п. 326.11 ст. 326 Налогового кодекса) вместо обязательного подтверждения управлениями оросительных систем, как это было предусмотрено п. 4.7 Порядка исчисления и взимания сбора.

Если до вступления в силу Налогового кодекса при изменении условий водопользования органы Минприроды Украины на местах и водопользователи, имеющие разрешение на специальное водопользование, в 10-дневный срок обязаны были уведомить об этом органы ГНС (п. 4 Порядка № 1494), то начиная с 2011 г. дополнительно при выдаче в течение года новых разрешений на специальное водопользование, заключение договоров на поставку воды водопользователи, получившие переоформленные разрешения на специальное водопользование, договоры на поставку воды, обязаны в течение 10 дней уведомить об этом органы ГНС и органы водного хозяйства (п. 326.12 ст. 326 Налогового кодекса).

Ставки сбора

Ставки сбора за специальное использование воды определены пунктами 325.1 — 325.7 ст. 325 и по сравнению со ставками, действовавшими в 2010 г., увеличены в 1,185 раза.

Для теплоэлектростанций с прямоточной системой водоснабжения сбор за фактический объем воды, пропускаемой через конденсаторы турбин для охлаждения конденсата, исчисляется с применением коэффициента 0,005 (п. 325.8 ст. 325 Налогового кодекса), как и до вступления в силу Налогового кодекса.

К ставкам сбора жилищно-коммунальные предприятия применяют коэффициент 0,3, как и до вступления в силу Налогового кодекса.

При условии использования воды из каналов плательщиками сбора применяются ставки сбора, установленные за специальное использование воды водного объекта, из которого забирается вода в канал.

При условии использования воды из смешанных источников водоснабжения применяются ставки сбора, установленные для источников, из которых формируются (наполняются) смешанные источники.

Отчетность

Базовый налоговый (отчетный) период для сбора равен календарному кварталу. Плательщики сбора исчисляют сумму сбора нарастающим итогом с начала года и составляют налоговые декларации по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 Налогового кодекса. Налоговые декларации сбора представляются плательщиками сбора в органы ГНС в сроки, определенные для квартального налогового (отчетного) периода, по месту налоговой регистрации. Налоговая декларация за специальное использование воды для нужд водного транспорта за І квартал не представляется. Сбор уплачивается плательщиками сбора в сроки, определенные для квартального налогового (отчетного) периода, по месту налоговой регистрации. Сбор за специальное использование воды для нужд водного транспорта за I квартал не уплачивается.

Филиалы, отделения, другие обособленные подразделения водопользователя, имеющие банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет деятельности, составляют отдельный баланс, представляют налоговые декларации и уплачивают сбор по месту налоговой регистрации. Если в состав водопользователя входят структурные подразделения, которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, не составляют отдельный баланс, то декларации сбора представляются и сбор вносится водопользователем, в состав которого входят такие структурные подразделения, по месту нахождения водных объектов и по ставкам сбора, установленным для этих водных объектов.

Плательщики сбора кроме статистической отчетности об использовании воды начиная с 2011 г. должны будут подавать одновременно с налоговыми декларациями в органы ГНС копию разрешения на специальное водопользование и договоры на поставку воды (п. 328.7 ст. 328 Налогового кодекса).

Ответственность

До вступления в силу Налогового кодекса за сверхлимитное использование водных ресурсов сбор исчислялся в пятикратном размере (п. 12 Порядка № 1494). При этом при отсутствии у водопользователя разрешения на специальное водопользование с установленными в нем лимитами использования воды эта норма не применялась.

В целях недопущения каких-либо проявлений налоговой дискриминации и единого подхода к плательщикам сбора п. 327.3 ст. 327 Налогового кодекса предусмотрена норма, что при отсутствии у водопользователя разрешения на специальное водопользование с установленными в нем лимитами использования воды сбор взимается за весь объем использованной воды, подлежащей оплате как за сверхлимитное использование, то есть в пятикратном размере.

В случае неуплаты сбора или уплаты его в неполном объеме плательщиками сбора в течение шести месяцев ГНС подает информацию о таких плательщиках сбора в органы, выдающие разрешения на специальное водопользование, для применения к ним мер согласно закону.

Налоговым кодексом предусмотрена ответственность за отсутствие водоизмерительных приборов. Так, при отсутствии измерительных приборов, если возможность их установления существует, сбор уплачивается в двукратном размере (п. 326.10 ст. 326 Налогового кодекса). До вступления в силу Налогового кодекса такой нормы не было.

Изменения к законодательству

В соответствии с разделом ХІХ «Заключительные положения» Налогового кодекса с 01.01.2011 г. утратили силу пункты 8, 81 и 82 раздела ІІ «Заключительные положения» Закона № 309-VI и приложение № 2 к нему, а именно:

  • введенные нормативы сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод согласно приложению № 2 к Закону № 309-VI;
  • коэффициенты к нормативам сбора за специальное водопользование;
  • проведение ежегодной нарастающим итогом индексации нормативов сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод;
  • нормативы сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод.

Пунктом 5 раздела ХІХ «Заключительные положения» Налогового кодекса поручено Кабинету Министров Украины ежегодно до 1 июня вносить в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс по ставкам налогообложения, определенным в абсолютных значениях, в частности сбора за специальное использование воды с учетом индекса цен производителей промышленной продукции.

Вместе с тем Законом № 2756-VІ внесены изменения в:

Водный кодекс об отмене компетенции Верховной Рады АР Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских советов в области регулирования водных отношений по определению в установленном порядке нормативов и размеров сборов за специальное водопользование из водных объектов местного значения и компетенции Кабинета Министров Украины в области управления и контроля за использованием и охраной вод и восстановлением водных ресурсов по установлению нормативов сбора за специальное водопользование и порядка его взимания. Статья 30 Водного кодекса «Сборы за специальное водопользование» изложена в новой редакции, а ст. 32 «Распределение сбора за специальное водопользование» исключена;

Закон № 1264-XII в части дополнения ст. 3 «Основные принципы охраны окружающей природной среды» пунктом «л» по установлению сбора за специальное использование воды в соответствии с Налоговым кодексом. Также исключена компетенция Кабинета Министров Украины в области охраны окружающей природной среды по установлению порядка определения сбора и его предельных размеров за пользование природными ресурсами и изложена в новой редакции ст. 43 «Лимиты использования природных ресурсов»;

Закон № 2918-III относительно исключения ст. 31 «Сбор за специальное водопользование предприятием питьевого водоснабжения».

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42