Новости

Изменения в законодательстве в связи с принятием Налогового кодекса Украины

В связи с принятием Налогового кодекса Украины 01.01.2011 г. вступают в силу нормы Закона № 2756-VI, которым внесены изменения во многие законодательные акты Украины. Изменения к некоторым из них рассмотрим подробнее.

В ГКУ изменено определение термина «местонахождение юридического лица», в частности, отныне согласно ст. 93 этого Кодекса местонахождение юридического лица — фактическое место осуществления деятельности или расположения офиса, из которого проводятся ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета.

Кроме того, ГКУ дополнен новыми положениями, которые определяют недействительность соглашений, заключенных с целью, противоречащей интересам государства и общества, и ее правовые последствия.

Так, частью первой ст. 203 ГКУ установлено, что содержание сделки не может противоречить этому Кодексу, другим актам гражданского законодательства, а также интересам государства и общества, его моральным принципам.

Название ст. 228 также изложено в новой редакции: «Статья 228. Правовые последствия совершения сделки, которая нарушает публичный порядок, совершенной с целью, противоречащей интересам государства и общества». Кроме того, она дополнена частью третьей, согласно которой при несоблюдении требования относительно соответствия сделки интересам государства и общества, ее моральным принципам такая сделка может быть признана недействительной. Если признанная судом недействительной сделка была совершена с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества, то при наличии умысла у обеих сторон (в случае выполнения сделки обеими сторонами) в доход государства по решению суда взыскивается все полученное ими  по соглашению, а в случае выполнения сделки одной стороной с другой стороны по решению суда взыскивается в доход государства все полученное ею и все надлежащее  с нее первой стороне на возмещение полученного. При наличии умысла только у одной из сторон все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней или надлежащее ей на возмещение выполненного по решению суда взыскивается в доход государства. Заметим, что введенные публично-правовые санкции ранее были установлены ст. 49 Гражданского кодекса УССР. А в настоящее время такие санкции содержит ХКУ.

Изменениями установлено, что правовые последствия признания фиктивной сделки недействительной устанавливаются нормативно-правовыми актами (часть третья ст. 234 ГКУ).

Отныне по содержанию ст. 657 этого Кодекса договор купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации, кроме договоров купли-продажи имущества, находящегося в налоговом залоге.

ХКУ дополнен ст. 551 «Фиктивная деятельность субъекта хозяйствования», согласно которой приводится перечень признаков фиктивности, дающих основания для обращения в суд о прекращении юридического лица или прекращении деятельности физическим лицом — предпринимателем, в том числе признании регистрационных документов недействительными. Такими признаками являются:

  • зарегистрировано (перерегистрировано) на недействительные (утраченные, утерянные) и поддельные документы;
  • не зарегистрировано в государственных органах, если обязанность регистрации предусмотрена законодательством;
  • зарегистрировано (перерегистрировано) в органах государственной регистрации физическими лицами с дальнейшей передачей (оформлением) во владение или управление подставным (несуществующим), умершим, без вести исчезнувшим лицам или лицам, не имевшим намерения осуществлять финансово-хозяйственную деятельность или реализовывать полномочия;
  • зарегистрирована (перерегистрирована) и осуществлена финансово-хозяйственная деятельность без ведома и согласия ее учредителей и назначенных в законном порядке руководителей.

Частью седьмой ст. 59 ХКУ предусмотрено, что субъект хозяйствования считается ликвидированным со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности. Отныне такая запись вносится только после утверждения ликвидационного баланса в соответствии с  требованиями этого Кодекса и представления председателем ликвидационной комиссии или уполномоченным им лицом документов для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица или прекращения деятельности физическим лицомпредпринимателем в порядке, определенном Законом о госрегистрации.

Согласно изменениям достоверность и полнота ликвидационного баланса должны быть проверены в установленном законодательством порядке с обязательной проверкой органом государственной налоговой службы, в котором состоит на учете субъект хозяйствования (часть пятая ст. 60 ХКУ).

Отныне имущественное положение учредителей — граждан относительно их способности осуществить взносы в уставный фонд хозяйственного общества должно быть подтверждено справкой органа государственной налоговой службы о представленной декларации об имущественном положении и доходах (налоговой декларации), заверенной соответствующим налоговым органом (часть третья ст. 86 ХКУ).

Справка о представленной декларации об имущественном положении и доходах (налоговой декларации) выдается по обращению плательщика налога органом государственной налоговой службы, в который была представлена налоговая декларация, по форме, установленной центральным органом государственной налоговой службы (п. 179.12 ст. 179 Налогового кодекса).

Кроме того, ст. 250 «Сроки применения административно-хозяйственных санкций» этого Кодекса дополнена частью второй, которой установлено, что действие этой статьи не распространяется на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определены Налоговым кодексом и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы государственной налоговой службы и таможенные органы.

Внесены изменения и в УКУ в части освобождения лица от уголовной ответственности при нарушении налогового законодательства. Так, согласно части четвертой ст. 212 «Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)» лицо, совершившее действия, предусмотренные частями первой, второй, или действия, предусмотренные частью третьей (если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в особо крупных размерах) этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило налоги, сборы (обязательные платежи), а также возместило ущерб, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня). То есть изменениями изъято одно из условий относительно освобождения от уголовной ответственности только при совершении преступления впервые и предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, предусмотренное частью третьей ст. 212 этого Кодекса.

Некоторых изменении претерпел и УПКУ, согласно которым налоговая милиция является органом дознания по делам, относящимся согласно закону к ее компетенции (п. 11 ст. 101 Кодекса).

Кроме того, как теперь указано в ст. 112 УПКУ по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 219 «Доведение до банкротства» этого Кодекса, досудебное следствие ведется следователями налоговой милиции. Ранее эти дела были в подследственности следственных органов внутренних дел и относились к подследственности следователей налоговой милиции в качестве дополнительных.

Также изменена часть четвертая ст. 178 этого Кодекса, которая отныне предусматривает, что принудительная выемка оригиналов первичных финансово-хозяйственных и/или бухгалтерских документов осуществляется только по мотивированному определению судьи, которое выносится с соблюдением порядка, установленного частью пятой ст. 177 Кодекса.

В Законе об информации определено понятие налоговой информации, которой является совокупность сведений и данных, созданных или полученных субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимых для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций. Защита налоговой информации гарантируется государством. Система налоговой информации, ее источники и режим определяются Налоговым кодексом и другими нормативно-правовыми актами (ст. 251 этого Закона).

Изменениями также дополнен перечень ограничений, касающихся доступа к информации. Так, новой редакцией абзаца восьмого ст. 37 вышеуказанного Закона установлено, что не подлежат обязательному представлению для ознакомления по информационным запросам официальные документы, содержащие, в частности, информацию финансовых учреждений, подготовленную для контролирующих органов, кроме случаев, когда такая информация требуется по письменному запросу контролирующего органа для осуществления налогового, таможенного, бюджетного и валютного контроля.

Изменениями к Закону о госстатистике предусмотрено, что запрет по распространению статистической информации не распространяется также, в частности, на информацию относительно общих сумм задолженности по выплате (начислению) заработной платы предприятий, учреждений и организаций (изменения к абзацу третьему части второй ст. 22 этого Закона).

В Законе о судоустройстве продлен срок очетности в Государственную судебную администрацию Украины. Так, согласно п. 7 части четвертой ст. 54 этого Закона на всех судей возлагается обязанность подавать ежегодно не позднее 1 мая (ранее предусматривалось не позднее 1 апреля) в Государственную судебную администрацию Украины для обнародования на официальном веб-сайте судебной власти, ведение которого обеспечивает Государственная судебная администрация Украины, копию декларации об имущественном положении и доходах (налоговой декларации), представленной в орган государственной налоговой службы по своему налоговому адресу.

Также внесены изменения в Закон о бухучете, которыми предусмотрено, что предприятия, имеющие право ведения упрощенного учета доходов и расходов и не зарегистрированные в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость, могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи (ст. 3 Закона о бухучете).

Исходя из норм Налогового кодекса (п. 44.2) указанное будет распространяться на плательщиков налога на прибыль, облагаемых налогом по ставке ноль процентов и соответствующих критериям, определенным п. 154.6 ст. 154 этого Кодекса. Отметим, что согласно разделу XIX «Заключительные положения» Кодекса эта норма вступает в силу 1 апреля 2011 г. Вместе с тем согласно части второй ст. 6 Закона о бухучете регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Минфином Украины, утверждающим национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.

Кроме того, юридические лица, соответствующие критериям, определенным п. 154.6 ст. 154 Налогового кодекса, обязаны составлять и представлять в соответствующие органы финансовую отчетность, предусмотренную для субъектов малого предпринимательства, один раз в год (ст. 11 Закона о бухучете). В частности, таковыми являются плательщики налога на прибыль, у которых размеры доходов каждого отчетного налогового периода нарастающим итогом с начала года не превышает 3 млн. грн. и начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы (дохода) работников, состоящих с плательщиком налога в трудовых отношениях, является не меньше двух минимальных зароботных плат, размер которой установлен законом (п. 154.6 ст. 154 Налогового кодекса).

Также установлено, что предприятие самостоятельно определяет целесообразность применения международных стандартов (кроме случаев, когда обязательность применения международных стандартов определена законодательством) (ст. 8 Закона о бухучете).

Согласно новой редакции части девятой ст. 9 Закона о бухучете копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия только по решению соответствующих органов, принятому в пределах их полномочий, предусмотренных законами. Обязательным является составление реестра документов, изымаемых в порядке, установленном законодательством.

Изъятие оригиналов таких документов и регистров запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Статья 212 «Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)» УКУ является одной из наиболее распространенных статей, по которой налогоплательщик может быть привлечен к уголовной ответственности. Эта статья предусматривает ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) в значительных, крупных или особо крупных размерах (которые соответственно в 1000, 3000, 5000 и больше раз превышают установленный законодательством не облагаемый налогом минимум доходов граждан (далее — нмдг)).

Так, в 2011 г. размеры сумм налогов, за утаивание которых плательщиков привлекают к уголовной ответственности, составляют:

за уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) в значительных размерах, то есть от 470 500 грн. (в 1000 и более раз превышающих установленный законодательством нмдг*), предусматривается наказание в виде штрафа от 300 до 500 нмдг (от 5100 до 8500 грн.) или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (часть первая ст. 212 УКУ);

за уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) по предварительному сговору группой лиц, или в крупных размерах, то есть от 1 411 500 грн. (в 3000 и более раз превышающих установленный законодательством нмдг), — штраф от 500 до 2000 нмдг (от 8500 грн. до 34 000 грн.) или исправительные работы на срок до двух лет, либо ограничение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (часть вторая ст. 212 УКУ);

 

за уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) лицом, ранее судимым за это преступление, или в особо крупных размерах, то есть от 2 352 500 грн. (в 5000 и более раз превышающих установленный законодательством нмдг), — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества (часть третья ст. 212 УКУ).
____________
* В соответствии с п. 5 подраздела 1 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса, если нормы законов содержат ссылку на не облагаемый налогом минимум, в целях применения норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений сумма нмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 раздела IV этого Кодекса для соответствующего года.

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42