Бухучет
Тема: Бухгалтерский учет, Налог на прибыль, НДС

Поступление товара в розничной торговле: организация приемки, документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет

Организация приемки товара на предприятии розничной торговли

Приемка товара в торговой точке — первый этап процесса переработки товаров, в ходе которого определяются количество, качество и комплектность товара, выявляются отклонения и причины таких отклонений. Порядок, сроки приемки, документальное оформление регламентируются нормами Гражданского и Хозяйственного кодексов, инструкциями № П-6 и № П-7, договорами купли-продажи, поставки, мены и т. д., заключенными между предприятием розничной торговли (или физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности) и поставщиком. Если в процессе приемки товара установлено несоответствие фактического наличия товара данным, указанным в товаро-сопроводительных документах, а также в случаях поставки товара ненадлежащего качества (битого, разукомплектованного, с истекшим сроком годности и т. п.), то в таких случаях составляется акт о выявленных недостаче (излишках), бое, неукомплектованности и других отклонениях, подписанный лицами, производившими приемку продукции, который является основанием для предъявления претензии поставщику (или транспортной организации — перевозчику), как это предусмотрено инструкциями № П-6 и № П-7.

Следует отметить, что вышеуказанные инструкции, как и все нормативные документы СССР и УССР, действуют в части, не противоречащей законодательству Украины (в соответствии с Постановлением № 1545 до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины). В любом случае акт является первичным документом, фиксирующим хозяйственные операции, и его заполнение должно соответствовать требованиям ст. 9 Закона о бухучете к первичным документам, а именно акт должен содержать следующие реквизиты:

  • название документа (акт о выявленных несоответствиях при приемке товара);
  • дату и место составления (число, месяц, год, наименование населенного пункта);
  • название предприятия, от имени которого составлен документ (необходимо конкретизировать название магазина);
  • содержание и объем хозяйственной операции, единицу ее измерения (необходимо конкретизировать характер отклонений (недостача, излишки, бой, истечение срока годности и др.), количество, цену за единицу товара, сумму);
  • должности, фамилии и личные подписи лиц, принимавших участие в осуществлении хозяйственной операции (то есть акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в проверке количества и качества товара (лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии и изложить свое мнение)).

Товары к субъектам розничной торговли поступают от поставщиков путем закупки у населения и из других источников (например, от учредителей или в виде подарков).

В настоящее время в Украине развита сеть оптовых предприятий, специализирующихся на торговле (дистрибьюции) определенными товарами или определенной номенклатурой товаров. Эти предприятия и являются основными поставщиками товаров в розничную сеть. Как правило, доставка товара производится транспортом поставщика (наемным или собственным) и за счет поставщика на основании договоров купли-продажи. Но транспортные расходы по доставке может нести и предприятие розничной торговли.

Документальное оформление поступления товаров в розничной торговле

Основанием для оприходования товаров являются следующие первичные документы, предоставляемые поставщиком:

  • накладная типовой формы № М-11 (утверждена приказом № 193);
  • товарно-транспортные накладные типовой формы № 1-ТН (утверждена приказом № 488/346) и формы № 1-ТН (алкогольні напої) (утверждена приказом № 154) при доставке товаров автомобильным транспортом;
  • железнодорожная накладная при поступлении товара железнодорожным транспортом. К жезнодорожной накладной могут прилагаться спецификации (перечень всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию) и упаковочные листы (перечень всех видов и сортов товара, находящихся в каждом товарном месте), о чем обязательно делается отметка в накладной;
  • сертификаты (при поставке товаров, входящих в Перечень № 28).

Для получения товаров работнику предприятия розничной торговли — материально ответственному лицу, принимающему товар, выдается доверенность. Она должна быть оформлена в соответствии с Инструкцией № 99. Реквизиты доверенности (номер, дата) обязательно должны быть указаны в документах поставщика (накладной, товарно-транспортной накладной). Товары, поступившие на предприятие, оприходуются в день их поступления по фактическому наличию.

Для оформления поступления товаров предприятия розничной торговли могут использовать и типовые формы первичной документации, и формы докуметов, разработанные на предприятии и предусмотренные приказом (или другим распорядительным документом) об учетной политике.

Полученный и оприходованный надлежащим образом товар передается в отделы (секции) торгового предприятия для реализации. В зависимости от выбранного порядка учета товаров, который необходимо отразить в приказе об учетной политике, на предприятии товар может оприходоваться как по ценам продажи, так и по ценам закупки. Если товар оприходуется по цене продажи при поступлении товара в первичных документах необходимо отразить суммы торговой наценки по каждому наименованию.

В качестве примера приведены образцы заполнения приходной накладной и накладной на отпуск товаров в торговый зал в соответствии с формами документов, разработанными на предприятии и закрепленными в приказе об учетной политике.

Бухгалтерский учет операций по поступлению товаров на предприятиях розничной торговли

В соответствии с пунктами 8 и 9 ПБУ 9 приобретенные товары (как и другие запасы) зачисляются на баланс по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость, в свою очередь, является себестоимостью запасов и включает в себя следующие фактические расходы:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (за исключением косвенных налогов);
  • суммы ввозной таможенной пошлины (при осуществлении внешнеэкономической деятельности);
  • суммы косвенных налогов, подлежащих уплате в связи с приобретением товаров, в случае если они не возмещаются предприятию;
  • транспортно-заготовительные расходы (затраты на заготовку, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку, страхование риска транспортировки).

Общий порядок отражения транспортно-заготовительных расходов (далее — ТЗР) в бухгалтерском учете приведен в п. 9 ПБУ 9:

  • сумма ТЗР, накопленная на отдельном субсчете учета запасов, ежемесячно распределяется между суммой остатка запасов на конец месяца и стоимостью выбывших запасов (независимо от причин выбытия) за отчетный месяц;
  • сумма ТЗР, относящаяся к выбывшим запасам, рассчитывается как произведение среднего процента ТЗР и стоимости выбывших запасов с отражением ее на тех же счетах бухгалтерского учета, в корреспонденции с которыми зафиксировано выбытие этих запасов;
  • средний процент ТЗР определяется делением суммы остатков ТЗР на начало отчетного месяца и ТЗР за отчетный месяц на сумму остатков запасов на начало месяца и запасов, поступивших за отчетный месяц.

Существует два варианта учета сумм ТЗР.

В первом случае суммы ТЗР включаются в первоначальную стоимость товара при оприходовании, отражаются на субсчете 282 «Товары в торговле».

Рассмотрим на примере порядок распределения ТЗР на предприятиях розничной торговли, применяющих оценку товаров по ценам продажи без использования отдельного субсчета для учета ТЗР.

Пример 1

В МЧП «Ретейл плюс» согласно данным бухгалтерского учета на 01.05.2011 г. сальдо по субсчету 282 «Товары в торговле» составляет 11 800 грн., по субсчету 285 «Торговая наценка» — 1560 грн. В течение мая 2011 г. поступило товаров на сумму 19 500 грн.

Общая стоимость товаров с учетом понесенных транспортных расходов составляет 21 300 грн., в бухгалтерском учете отражается записью: дебет субсчета 282 «Товары в торговле /Кладовая» — кредит счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

  • сумма торговой наценки, приходящейся на реализованные товары (бухгалтерская запись: дебет субсчета 282 — кредит субсчета 285 «сторно»), составляет 4070 грн.: ((1560 + 5350) : (13 360 + 26 650)) х 23 500;
  • себестоимость реализованных товаров (дебет субсчета 902 «Себестоимость реализованных товаров» — кредит субсчета 282) составляет исходя из вышеприведенных расчетов 19 430 грн.: 23 500 — 4700;

Расчеты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Содержание

Субсчет 282
«Товары в торговле», грн.

Субсчет 285
«Торговая наценка», грн.

Продажная стоимость
(гр. 2 + + гр. 3), грн.

1

2

3

4

1. Остаток на 01.05.2011 г.

11 800

1560

13 360

2. Поступило товаров за май 2011 г.

19 500

х

х

3. Понесены транспортные расходы

1800

х

х

4. Стоимость приобретенных товаров с учетом транспортных расходов
(с. 2 + с. 3)

21 300

5350

26 650

5. Выбыло (реализовано) за май 2011 г.

19 430*

4070

23 500

6. Остаток на 31.05.2011 г. (с. 1 + с. 4 — с. 5)

13 670

2840

16 510

____________
* Уменьшение остатка на субсчете 282 на сумму 19 430 грн. определяется как разность между суммой выручки от реализации (продажной стоимостью) товаров (23 500 грн.) и определенной по расчету суммой реализованной торговой наценки (4070 грн.).

Во втором случае, учитывая положения пп. 5.5 Методических рекомендаций № 2, предприятие может отражать ТЗР, связанные с приобретением товаров, на отдельном субсчете 289 «Транспортно-заготовительные расходы». Сначала определяется процентное отношение всех ТЗР, понесенных предприятием в связи с получением товаров в течение месяца, ко всей продажной стоимости полученных товаров. Исходя из полученного таким образом соотношения определяются суммы ТЗР, приходящихся на остаток товара на конец месяца и на реализованные в течение месяца товары.

Рассмотрим на примере порядок распределения ТЗР на предприятиях розничной торговли, применяющих оценку товаров по ценам продажи и отдельный субсчет для учета ТЗР в соответствии с примером 2 в приложении к ПБУ 9.

Пример 2

В МЧП «Ретейл плюс» согласно данным бухгалтерского учета на 01.05.2011 г. сальдо по субсчету 282 «Товары в торговле» составляет 10 510 грн., по субсчету 289 «Транспортно-заготовительные расходы» — 1290 грн., по субсчету 285 «Торговая наценка» — 1560 грн. В течение мая 2011 г. поступило товаров на сумму 19 500 грн., сумма ТЗР на поступившие товары составила 1800 грн., сумма торговой наценки на поступившие товары — 5350 грн., реализовано товаров за май 2011 г. на сумму 23 500 грн.

Исходя из приведенных данных определяем суммы торговой наценки и ТЗР, приходящиеся на реализованные товары:

  • сумма торговой наценки, приходящейся на реализованные товары (бухгалтерская запись: дебет субсчета 282 — кредит субсчета 285 «сторно»), составляет 4070 грн.: ((1560 + 5350) : (13 360 + 26 650)) х 23 500;
  • сумма ТЗР, приходящихся на реализованные товары (дебет субсчета 902 — кредит субсчета 289), составляет 1810 грн.: ((1290 + 1800) : (13 360 + 26 650)) х 23 500.

Себестоимость реализованных товаров (дебет субсчета 902 — кредит субсчета 282) составляет, исходя из вышеприведенных расчетов, 17 620 грн.: 23 500 — 4070 — 1810.

Расчеты представлены в табл 2.

Таблица 2

Содержание

Субсчет 282 «Товары в торговле», грн.

Субсчет 289«Транспортно-заготовительные расходы»,
грн.

Субсчет 285 «Торговая наценка», грн.

Продажная стоимость
(гр. 2 + + гр. 3 + + гр. 4),
грн.

1

2

3

4

5

1. Остаток на 01.05.2011 г.

10 510

1290

1560

13 360

2. Поступило за май 2011 г.

19 500

1800

5350

26 650

3. Выбыло (реализовано) за май 2011 г.

17 620

1810

4070

23 500

4. Остаток на 31.05.2011 г. (с. 1 + с. 2 — с. 3)

12 390

1280

2840

16 510

____________
* Уменьшение остатка на счете 282 на сумму 17 620 грн. определяется как разность между суммой выручки от реализации (продажной стоимостью) товаров (23 500 грн.) и определенной по расчету суммы реализованной торговой наценки (4070 грн.) и суммой ТЗР на реализованные товары (1810 грн.).

Поступление товара на предприятие розничной торговли и передача его в торговый зал для последующей реализации в соответствии с Инструкцией № 291 и приложением 3 к Методическим рекомендациям № 2 отражается следующими бухгалтерскими записями:

  • получение товара от поставщика, оприходованного в кладовой: дебет субсчета 282 «Товары в торговле»/«Кладовая» — кредит счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • отражен налоговый кредит по НДС при осуществлении закупки: дебет субсчета 641 «Расчеты с бюджетом по НДС» — кредит счета 63;
  • отражены расходы на транспортировку товара от поставщика: дебет субсчета 289 «ТЗР» (если ТЗР не учитывается на отдельном субсчете 289, то корреспондирует субсчет 282) — кредит счета 63;
  • отражен налоговый кредит по НДС при осуществлении расходов на транспортировку: дебет субсчета 641 «Расчеты по налогам/НДС» — кредит счета 63;
  • произведена оплата поставщику за товар и транспортной организации за транспортировку товара: дебет счета 63 — кредит субсчета 311 «Текущие счета в национальной валюте»;
  • передан товар из кладовой в торговый зал магазина: дебет субсчета 282 «Товары в торговле»/«Торговый зал» — кредит субсчета 282 «Товары в торговле»/«Кладовая»;
  • отражены торговая наценка и сумма НДС для формирования продажной стоимости товаров: дебет субсчета 282 — кредит субсчета 285 «Торговая наценка».

Налоговый учет операций по приобретению товаров на предприятиях розничной торговли

Налог на прибыль

С 1 апреля 2011 г. порядок налогообложения прибыли регулируется нормами Налогового кодекса. В соответствии с пп. 138.1.1 п. 138.1, пунктами 138.4, 138.6, пп. 138.8.1 п. 138.8 ст. 138 этого Кодекса в состав расходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения, включается себестоимость реализованных товаров, исходя из цены их приобретения и в том периоде, в котором отражаются доходы от их реализации. Нормы Закона о прибыли, предписывавшие включение в состав валовых расходов стоимости приобретенных товаров с дальнейшим расчетом их прироста (убыли), с 1 апреля 2011 г. аннулированы. Следовательно, на этапе приобретения товаров и их передачи в торговый зал расходы, которые уменьшали бы налогооблагаемую прибыль, не возникают.

Налог на добавленную стоимость

С 1 января 2011 г. порядок начисления и уплаты НДС также регулируется нормами Налогового кодекса. В соответствии с пунктами 198.1, 198.3 ст. 198 Налогового кодекса НДС, уплаченный (начисленный) в связи с приобретением товаров и услуг в целях их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в хозяйственной деятельности плательщика НДС, включается в состав налогового кредита при наличии надлежаще оформленной налоговой накладной. Датой возникновения права на налоговый кредит является дата первого из событий: или дата списания денежных средств с расчетного счета в оплату стоимости товара, или дата получения товара, что подтверждено налоговой накладной (п. 198.2 ст. 198 Налогового кодекса).

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42