Письмо
Тема: НДС

Комментарии к изменениям, внесенным в Налоговый кодекс Украины: налог на добавленную стоимость

За время действия Налогового кодекса изменения в него были внесены рядом законов. Наиболее масштабные по количеству редакционных правок изменения в Налоговый кодекс внесены Законом № 3609, который вступил в силу 06.08.2011 г. Существенными для плательщиков НДС являются изменения, внесенные в раздел V «Налог на добавленную стоимость» этого Кодекса, и по администрированию налогов.

Рассмотрим отдельные нововведения.

Расширены возможности для добровольной регистрации лица в качестве плательщика НДС, а именно: плательщиком НДС может зарегистрироваться лицо независимо от объемов налогооблагаемых операций, уставный капитал или балансовая стоимость активов которого превышает 300 тыс. грн., а также уточнены другие процедурные вопросы регистрации (аннулирование регистрации) плательщиков НДС (срок подачи заявлений, в том числе при переходе с упрощенной системы налогообложения, возможность подачи заявления о регистрации представителем юридического лица плательщика, сроки определения условной продажи при аннулировании регистрации налогоплательщиков и т. п.).

Решен спорный вопрос в части обложения НДС сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой подвижной связи (абзац первый п. 188.1 ст. 188 Налогового кодекса).

Кроме того, правила определения базы налогообложения (п. 188.1 ст. 188 этого Кодекса) путем внесения редакционных изменений приведены в соответствие с правилами, по которым плательщики работали при условии действия Закона о НДС и к которым привыкли. Следует отметить, что с введением в действие Налогового кодекса эти правила не были изменены, а лишь изложены в ином порядке, сейчас их вернули к привычной редакции.

Внесены уточнения в правила определения базы налогообложения при осуществлении операций по предоставлению товаров, бывших в употреблении, в финансовый лизинг, в частности для товаров, предоставляемых в финансовый лизинг повторно, после возврата их лизингодателю предыдущим лизингополучателем. Базой налогообложения таких товаров будет положительная разница между ценой их продажи и ценой их приобретения, если лизингополучатель, возвративший  эти товары, не зарегистрирован плательщиком НДС.

Расширен перечень операций, которые не подлежат обложению НДС, других видов профессиональной деятельности на фондовом рынке, которые подлежат лицензированию согласно закону, операциями по передаче имущества в концессию и возврату имущества, предварительно переданного в концессию.

Подпунктом 196.1.5 п. 196.1 ст. 196 раздела V Налогового кодекса предусматривается, что перечень услуг по расчетно-кассовому обслуживанию определяется Нацбанком Украины и согласовывается с ГНС Украины. Сегодня такой перечень уже практически разработан и осуществляется его согласование.

Восстановлены нормы п. 197.9 ст. 197 Налогового кодекса по освобождению от налогообложения операций по поставке услуг, предоставляемых иностранным и отечественным судам, осуществляющим международные перевозки пассажиров, их багажа и грузов и оплачиваемых ими согласно законодательству Украины портовыми сборами. Напомним, что эта норма была исключена из Налогового кодекса Законом № 3387.

Необходимо обратить внимание на изменения в правилах формирования налогового кредита:

  • пункт 198.5 ст. 198 Налогового кодекса: при фактическом использовании товаров (услуг), основных производственных средств не в налогооблагаемых операциях, а в операциях, которые не являются объектом налогообложения или освобождены от налогообложения (независимо от того, на основании какой законодательной нормы — раздела V или другого раздела этого Кодекса либо международного договора (соглашения)), такие товары (услуги), основные производственные средства считаются проданными в том налоговом периоде, на который приходится такое использование. Начисление налоговых обязательств осуществляется только в том случае, если при приобретении таких товаров (услуг), основных производственных средств налогоплательщик воспользовался своим правом на формирование налогового кредита;
  • пунктом 198.6 ст. 198 Налогового кодекса предусматривается запрет на формирование налогового кредита в случае, если полученная налоговая накладная оформлена с нарушением требований ст. 201 этого Кодекса. Вместе с тем остается действующей норма, касающаяся возможности формирования налогового кредита на основании налоговой накладной, оформленной с нарушением, если к декларации за отчетный период прилагается заявление с жалобой на поставщика и есть документы, удостоверяющие факт приобретения товаров/услуг или их оплаты (абзац одиннадцатый п. 201.10 ст. 201 этого Кодекса).

Обращаем внимание на дополнение, которое внесено в перечень обязательных реквизитов налоговой накладной. Такой перечень установлен подпунктами «а» — «і» п. 201.1 ст. 201 Налогового кодекса, и новым в этом перечне является подпункт «і»: в налоговой накладной в обязательном порядке отдельной строкой должен быть указан код товара согласно УКТ ВЭД для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины. Для отечественных товаров, которые не относятся к подакцизным, код товара согласно УКТ ВЭД в налоговой накладной не указывается.

ГНС Украины разрабатывает соответствующие изменения к форме налоговой накладной. До внесения таких изменений целесообразно код товара указывать в одной графе с его названием.

Кроме того, налоговая накладная, выписанная при осуществлении операций по поставке подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, с 01.01.2012 г. подлежит включению в Единый реестр налоговых накладных независимо от размера НДС в одной налоговой накладной (абзац шестой п. 11 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса).

Еще одно важное для плательщиков нововведение — продление срока регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных. Отныне регистрация налоговой накладной не обязательно должна осуществляться в течение того дня, в котором она выписана, зарегистрировать налоговую накладную можно в течение двадцати календарных дней, следующих за датой ее выписывания. При этом особое внимание обращаем на требование Налогового кодекса относительно выдачи такой налоговой накладной покупателю только после регистрации ее в Едином реестре налоговых накладных.

Законом № 3609 усовершенствованы критерии отбора для автоматического бюджетного возмещения.

Кроме того, изложена в новой редакции ст. 207 Налогового кодекса, которая предусматривает порядок налогообложения туристических услуг. Новая редакция не устанавливает новых правил в налогообложении таких услуг, а четко и доступно излагает правила налогообложения туристических услуг и исключает их неоднозначное трактование.

Что касается специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, то Законом № 3609 уточнена возможность зачисления положительной разницы между суммой НДС, уплаченной (начисленной) сельскохозяйственным предприятием поставщику на стоимость производственных факторов, и суммой налога, начисленной по операциям по поставке сельскохозяйственных товаров/услуг, в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода.

Кроме того, в п. 209.7 ст. 209 Налогового кодекса сельскохозяйственные товары дополнены сельскохозяйственными услугами.

Расширено понятие деятельности в сфере сельского хозяйства операциями по предоставлению услуг физическим лицам с использованием сельскохозяйственной техники, кроме предоставления ее в финансовую аренду (лизинг).

Кроме того, Законом № 3609 внесены существенные изменения в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса.

Согласно п. 15 подраздела 2 указанного раздела этого Кодекса возможность поставки на территорию Украины зерновых и технических культур с учетом полной ставки налог распространен и на предприятия, которые не являются сельскохозяйственными предприятиями — производителями, при условии непосредственного приобретения ими таких зерновых и технических культур у сельскохозяйственных предприятий — производителей.

Кроме того, из п. 15 подраздела 2 раздела ХХ Кодекса исключена норма, касающаяся распространения режима освобождения от обложения НДС на операции по импорту зерновых и технических культур.

Порядок налогообложения операций по поставке отходов и лома черных и цветных металлов и древесины изложен в п. 23 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса. Так, для отходов и лома черных и цветных металлов и древесины (кроме брикетов и гранул товарной подкатегории УКТ ВЭД 4401 30 90 00) временно, до 01.01.2014 г., предусматривается режим освобождения от налогообложения при осуществлении операций по поставке (в том числе при импорте и экспорте).

Подраздел 2 раздела ХХ Налогового кодекса дополнен нормой, согласно которой временно, с 1 июля до 1 октября 2011 г., операции по поставке природного газа по коду согласно УКТ ВЭД 2711 21 00 00 (без учета стоимости услуг по его транспортировке, распределению и поставке), ввезенного на таможенную территорию Украины акционерным обществом «НАК «Нафтогаз України» (кроме операций по поставке такого газа для населения, учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета и местных бюджетов, предприятий теплоэнергетики для производства тепловой энергии для населения и других потребителей, не являющихся плательщиками этого налога), облагаются по нулевой ставке НДС.

С внесением изменений в Налоговый кодекс плательщики НДС по наиболее резонансным вопросам получат обобщающие налоговые консультации. Такие обобщающие налоговые консультации будут утверждаться приказом ГНС Украины и обнародоваться. К нововведениям также относится возможность получить такую консультацию дистанционно в электронной форме средствами e-mail.

Кроме того, плательщики, которые отчитываются в электронной форме, могут состоять в переписке с органами ГНС средствами электронной связи. Для обеспечения такой возможности с августа этого года реализован первый этап электронного сервиса для налогоплательщиков (приказ № 85) по информированию о расхождениях между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом контрагентов (относительно занижения налоговых обязательств и завышения налогового кредита) по данным расшифровок. Такое информирование проводится по запросу налогоплательщика.

Электронный сервис предусматривает информирование средствами е-mail о выявленных во время электронной сверки налоговых деклараций ошибках, допущенных плательщиками, что позволяет самостоятельно их исправить.

Это нововведение реализует на практике положения Налогового кодекса относительно принципов всеобщего и экономичного налогообложения, создания благоприятных условий для правильного и удобного исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).

Электронный сервис позволяет минимизировать субъективное влияние на плательщика и контакты налогового инспектора с налогоплательщиком.

Разновидностью налоговой консультации являются ответы «Единой базы налоговых знаний». Налоговые консультации предоставляются по обращению налогоплательщиков в течение 30 календарных дней, на них не распространяются сроки рассмотрения запросов на информацию, установленные Законом № 2939.

Продлен срок для представления налоговой отчетности в электронной форме. Такая отчетность должна быть отправлена не позже истечения последнего часа дня, в котором заканчивается предельный срок представления налоговой декларации.

Следовательно, начиная с 06.08.2011 г. порядок представления налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи (приказ № 233) применяется с учетом указанных изменений.

Хотя Налоговым кодексом не предусматривается предоставление отчетности в электронном виде для всех плательщиков, за исключением крупных и средних предприятий, в июле 2011 г. 55,2% деклараций по НДС за июнь 2011 г. принято средствами e-mail.

Уточнена норма, регулирующая условия, при которых отправленная по почте или средствами электронной связи налоговая декларация считается не представленной: в случае допущения нарушений в заполнении обязательных реквизитов налоговой декларации и направления налоговым органом письменного отказа в принятии такой декларации. При этом неотъемлемой составляющей налоговой декларации являются ее приложения. Поэтому налоговая отчетность с отсутствующими приложениями или с нарушениями в заполнении обязательных реквизитов таких приложений согласно требованиям п. 48.7 ст. 48 Налогового кодекса не считается налоговой декларацией.

Детализированы условия, при которых налогоплательщики не имеют права представлять уточняющие расчеты к представленным ими ранее налоговым декларациям. При проведении документальных плановых и внеплановых выездных проверок за любой отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу, который проверяется органом ГНС, уточняющий расчет не может быть составлен и представлен в орган ГНС.

Ряд изменений коснулся ответственности налогоплательщиков за совершенные налоговые правонарушения.

В частности, приятной новостью стало уменьшение размера штрафов до 50% за второе и каждое последующее нарушение при определении суммы налогового обязательства, уменьшении суммы бюджетного возмещения и/или отрицательном значении суммы НДС контролирующим органом.

Ответственность за нарушение правил уплаты (перечисления) налогов применяется к не уплаченной в установленные Налоговым кодексом сроки согласованной сумме денежного обязательства. В состав согласованного денежного обязательства, кроме суммы налогового обязательства, самостоятельно определенного налогоплательщиком к уплате, включаются суммы денежного обязательства, определенные в полученных и не обжалованных в установленном порядке налоговых уведомлениях-решениях органов ГНС.

Урегулирован общий вопрос применения штрафных санкций по результатам проверок, которые осуществляются контролирующими органами. Такие штрафные санкции применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений, касающихся применения штрафных (финансовых) санкций, с учетом переходных положений Налогового кодекса.

Кроме того, с 01.01.2012 г. крупные налогоплательщики будут обязаны предоставлять при документальных проверках копии первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности и т. п. в электронной форме.

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42