Письмо
Тема: Проверки и ответственность

Комментарии к изменениям, внесенным в Налоговый кодекс Украины: нововведения в контрольной деятельности налоговых органов

Совершенствование налогового законодательства продолжается. Последними изменениями к Налоговому кодексу Украины урегулирован ряд спорных вопросов, возникающих во время проверок. Есть основания рассчитывать, что законодательные нововведения, с одной стороны, повысят качество проверок, а с другой — еще больше снизят степень вмешательства налоговых органов в деятельность добросовестных плательщиков.

Приведем краткий обзор новых норм Налогового кодекса.

В частности, Закон № 3609 предусматривает, что налоговые органы имеют право получать объяснения плательщиков относительно выявленных во время проверки возможных нарушений. Это в дальнейшем приведет к уменьшению количества возражений налогоплательщиков к актам проверок и обжалований в административном и судебном порядке налоговых уведомлений-решений. Можно рассчитывать, что введение этой нормы откроет новые механизмы досудебного урегулирования спорных вопросов.

Эта норма существовала в законодательстве и раньше — Законом № 3609 она лишь уточнена, чтобы исключить двусмысленность некоторых формулировок.

Отметим, что аналогичная норма есть и в Законе об аудите. Таким образом, продолжается унификация налогового и бухгалтерского учета, введение единых стандартов мониторинга деятельности субъектов хозяйствования.

Вместе с тем налоговые органы получили право контроля за соблюдением законодательства по вопросам регулирования обращения денежной наличности. Это вынужденное решениедаже юридические лица сегодня часто осуществляют операции с крупными суммами наличных денежных средств.

Плательщикам предоставлено право представлять уточняющие расчеты к отчетным документам, в частности налоговым декларациям, правильность которых проверяется налоговыми органами. Отныне в Налоговом кодексе есть разграничения: запрет на уточнение действует только во время документальных плановых и внеплановых выездных проверок. Раньше, напомним, запрет распространялся на все виды проверок.

Вместе с тем усилена ответственность контролирующих органов. Так, в случае если вручить налоговое уведомление-решение невозможно из-за ошибки, допущенной контролирующим органом, документ считается не врученным налогоплательщику.

Однако дополнен перечень оснований, при которых налоговый орган вправе обращаться к плательщикам с письменным запросом на предоставление информации. Новых оснований требовать письменных разъяснений три: недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях; подача жалобы о непредоставлении налоговой накладной покупателю (или предоставление с нарушениями); проведение встречной сверки.

В Налоговый кодекс внесено право органов ГНС направлять запросы плательщикам при необходимости проведения встречных сверок. Ранее это регламентировалось Порядком № 1232.

Изменениями в ст. 75 Налогового кодекса уточнен перечень случаев, когда проводится фактическая проверка. В том числе в этот перечень добавлен контроль за соблюдением законодательства по обращению денежной наличности. Уточнение этой статьи должно исключить ряд спорных вопросов относительно правомерности проведения проверки. Соответствующие изменения внесены также в ст. 80 Налогового кодекса. В частности, фактическая проверка проводится в том случае, когда получена информация о регистрации юридического лица или предпринимателя, не зарегистрированных в налоговом органе в качестве налогоплательщиков.

Но вместе с тем существенно ограничено право органов ГНС проводить фактические проверки физических лиц — предпринимателей, которые не являются плательщиками НДС, а также юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения. Таким образом, инициатива налоговой службы относительно снижения количества проверок малого бизнеса до урегулирования упрощенной системы получила законодательную поддержку.

Дополнен перечень документов, дающих право работникам органов ГНС приступить к выездной документальной или фактической проверке. Следовательно, к проведению документальной выездной или фактической проверки имеют право приступить только налоговики, имеющие при себе: направление на проведение проверки; копию приказа о проведении проверки; служебное удостоверение.

При этом непредъявление вышеуказанных документов является основанием для недопущения работников налоговых органов к проверке. При установлении таких фактов также советуем сообщать об этом в Управление внутренней безопасности ГНС Украины.

Крупные налогоплательщики получили очередное «послабление» от законодателя. Во время проверки они обязаны представлять в электронной форме только те документы, которые ведутся в такой форме на самом предприятииспециально для проверяющих переводить документацию в электронный вид не нужно.

Наконец урегулированы вопросы об использовании электронных регистраторов расчетных операций (кассовых аппаратов и др.). Законом № 3609 предусматривается использование уже разработанной Нацбанком Украины технологии хранения и передачи копий расчетных документов. Новая технология позволит избежать искажения или уничтожения данных. Соответствующие изменения внесены и в Налоговый кодекс, и в Закон об РРО.

Срок регистрации и введения в действие регистраторов с электронной контрольной лентой1 января 2012 г. Время подготовиться еще есть.