НДС
Тема: НДС

Новые методы проверки налоговых деклараций по НДС

Со вступлением в силу Налогового кодекса возник ряд вопросов, требующих  пояснений. В частности, речь идет о процедуре бюджетного возмещения НДС и ее адаптации к условиям этого Кодекса.

Для определения фискального значения НДС рассмотрим его происхождение и роль в современном экономическом процессе.

Налог на добавленную стоимость введен во Франции в 1954 г. Начиная с 70-х годов прошлого столетия, с принятием в мае 1977 г. специальной директивы ЕС об унификации правовых норм, регулирующих взыскание НДС, этот вид налога утверждался как основной косвенный налог и определялся его правовой статус обязательного для всех стран — членов ЕС с 1982 г. В начале 90-х годов около 80 стран мира использовали НДС как действенный инструмент в фискальной политике благодаря высоким показателям в экономике и культуре обложения. НДС, который в некоторых странах имеет другое название: потребительский налог — в Японии, налог на товары и услуги — в Канаде и Новой Зеландии, по сути является налогом на добавленную стоимость и введен почти во всех промышленно развитых странах. Поэтому НДС требует совершенствования методики его администрирования, в частности  порядка возврата плательщикам излишне уплаченных сумм НДС.

Сегодня основное внимание при бюджетном возмещении НДС сосредоточено на совершенствовании путей осуществления контрольно-проверочных мероприятий, предшествующих такому возмещению.

Вопрос применения новых норм налогового законодательства к налоговым декларациям по НДС, сформированным в период действия Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», срок проверки которых наступил в условиях действия Налогового кодекса, возник одним из первых. Существенной оказалась замена одного вида проверки другим. Речь идет об отказе от внеплановой невыездной проверки в пользу камеральной.

Подтверждение правомерности начисления сумм бюджетного возмещения НДС на основании надлежащим образом оформленных документов плательщика теперь заменяется подтверждением исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика.

Рассмотрим, какие возможности устанавливает Налоговый кодекс для предоставления заключения о бюджетном возмещении НДС по результатам камеральных проверок. Необходимо учитывать, что нормы п. 200.4 ст. 200 этого Кодекса о том, что бюджетному возмещению подлежит часть отрицательного значения, которая равна сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров/услуг в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг, остаются без внимания контролирующего органа.

В соответствии со ст. 79 Налогового кодекса орган ГНС может провести документальную невыездную проверку правомерности начисления отрицательного значения НДС, возникшего в предыдущем отчетном периоде. Указанная проверка согласно пп. 78.1.8 п. 78.1 ст. 78 этого Кодекса может быть осуществлена при наличии такого обстоятельства, как представление декларации по НДС с отрицательным значением НДС, превышающим 100 тыс. грн.

Следует отметить, что для организации документальной невыездной проверки по вопросу правомерности начисления отрицательного значения НДС соблюдение требований постановления № 1238 не требуется, поскольку этим постановлением регламентирован лишь вопрос организации проверок правомерности начисления сумм бюджетного возмещения НДС.

Новацией при организации этого вида проверки является в соответствии со ст. 79 Налогового кодекса необходимость оформления приказом решения руководителя органа ГНС о ее проведении.

Кроме того, требование абзаца второго п. 86.4 ст. 86 этого Кодекса относительно вручения лично налогоплательщику или его законным представителям акта (справки) документальной невыездной проверки уменьшит количество случаев регистрации таких материалов без ведома должностных лиц.

Логичность изложенной рекомендации усматривается в том, что в таком случае будет проверена правомерность формирования налоговых обязательств и налогового кредита уже на этапе возникновения отрицательного значения НДС, то есть еще до декларирования бюджетного возмещения НДС. Кроме того, контрольно-проверочная работа сосредоточится на исследовании вопросов правомерности применения налоговых льгот, использовании приобретенного товара/услуги в хозяйственной деятельности предприятия, что приведет к осуществлению арифметически обоснованных расчетов уменьшения сумм бюджетного возмещения НДС в случае такой необходимости.

Применение указанного варианта требует выяснения эффективности меры, поэтому прежде чем начать процедуру, целесообразно выяснить возможные схемы деятельности плательщика и наличие признаков рискованных операций, проведенных им.

Недостатком можно считать неадаптированный к такому виду проверок механизм принятия уведомлений-решений, например в случае выявления нарушений налогового законодательства, и уменьшение отрицательного значения НДС, поскольку в соответствии со ст. 58 Налогового кодекса и приказом № 985 уведомление-решение по форме В4 может быть принято в случае уменьшения значения строки 24, которое не учитывается в личной карточке плательщика. Однако материалы документальной невыездной проверки достоверности начисления сумм отрицательного значения могут быть использованы при проверке таких сумм в следующих отчетных периодах в случае их учета при расчете сумм бюджетного возмещения НДС. Соответственно принятые уведомления-решения по формам В1, В2, ВЗ повлияют на изменение суммы бюджетного возмещения НДС.

Другим вариантом получения оснований для подтверждения правомерности возмещения НДС может быть применение норм ст. 73 Налогового кодекса в части получения налоговой информации. То есть то, что не удалось проверить по документам плательщика, претендующего на бюджетное возмещение НДС, можно выяснить путем сверки имеющейся информации с документами контрагента.

Недостатком этой контрольно-проверочной меры является ее продолжительность, поскольку налогоплательщики и другие субъекты информационных отношений обязаны предоставлять информацию, указанную в запросе органа ГНС, и ее документальное подтверждение в течение  месяца со дня, наступающего за днем поступления запроса (если иное не предусмотрено этим Кодексом). При этом если такой запрос составлен с нарушением установленных требований, то налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос. Таким образом, необходимо контролировать как текст запроса на его соответствие п. 73.3 ст. 73 Налогового кодекса и постановлению № 1245, так и допустимый срок получения информации.

Необходимо обратить внимание, что непредоставление плательщиком объяснений по выявленным фактам, которые могут свидетельствовать о возможных нарушениях, и их документальному подтверждению в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса может быть обстоятельством, дающим право налоговому органу на проведение документальной внеплановой выездной проверки только в случае выявления фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях плательщиком законодательных норм.

Однако если без такой информации в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса невозможно сделать вывод во время проведения проверки, то необходимо рассчитывать на то, что сроки проведения документальной невыездной проверки, в частности по вопросам правомерности начисления отрицательного значения, не определены, как и процедура их продления.

В любом случае предварительная проверка правомерности определения отрицательного значения НДС в случае такой необходимости может увеличить срок обработки достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС еще на месяц.

Если механизмом подтверждения достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС избрана камеральная проверка, то несмотря на акцентирование внимания в ст. 86 Налогового кодекса на составлении акта камеральной проверки, отсутствие нарушений налогового законодательства нужно также документировать, оформив такие результаты справкой, которая остается в налоговом органе.

При этом согласно приказу № 306 в справке необходимо отразить результаты обработки деклараций плательщиков по следующим направлениям:

  • проверка на наличие арифметических или логических ошибок в декларации, в том числе соблюдение требований пп. 4.6.7 п. 4.6 Порядка № 41 в части отражения результатов камеральной или документальной проверки, проведенной налоговым органом (при наличии таких результатов);
  • исследование вопроса наличия у плательщика права на получение бюджетного возмещения НДС с учетом требований ст. 200 Налогового кодекса, в том числе исследования объективности проведенных операций по поставке (в частности, при наличии операций купли-продажи товарно-материальных ценностей у одного и того же контрагента);
  • анализ результатов сверки данных декларации по НДС с данными декларации по налогу на прибыль предприятия за соответствующие отчетные периоды, учет результатов контроля за взиманием налога на прибыль по декларации, форма которой утверждена приказом № 114 (приказом № 143), в частности:

отражение товарно-материальных ценностей в строке 01.2 приложения К1 к декларации по налогу на прибыль предприятия, приложении К1/1 к строкам 01.2, 01.5, 04.1, 04.10, 04.12 и 07 декларации в случае, если причиной возникновения отрицательного значения является превышение объемов приобретения (в том числе при импорте) над объемами продажи;

отражение в отчетности начисления амортизации на оприходованные основные средства (строка 07 приложения К1 к декларации по налогу на прибыль предприятия), сверка фактического приобретения основных средств с данными приложения К1/1 к строкам 01.2, 01.5, 04.1, 04.10, 04.12 и 07 декларации в случае, если причиной возникновения отрицательного значения является их приобретение;

  • сверка данных декларации с имеющимися в налоговых органах информационными базами данных и выяснение достоверности осуществления операций по импорту/экспорту товаров, анализ данных грузовых таможенных деклараций, изучение возможной схемы происхождения экспортированного товара с использованием системы сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов;
  • изучение обстоятельств возникновения или состояния устранения выявленных расхождений (занижение налоговых обязательств, завышение налогового кредита) в налоговых периодах, начиная с периода возникновения отрицательного значения.

Вместе с тем если предприятие является добросовестным плательщиком и имеет постоянное местонахождение, то злоупотребления, которые невозможно выявить камеральной проверкой, можно устранить в ходе документальной плановой проверки плательщика.

Учитывая, что введение процедуры автоматического бюджетного возмещения НДС и критериев отбора плательщиков для такого возмещения призвано повысить налоговую культуру плательщиков и, соответственно, способствовать уменьшению количества внеплановых выездных проверок, необходимо совершенствовать именно методы кабинетных проверок с расширенным применением принципов допроверочного анализа.

«Горячие линии»

Дата: 12 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42