Письмо
Тема: Плата за землю

Комментарии к изменениям, внесенным в Налоговый кодекс Украины: плата з землю

Законом Украины № 3609 внесен ряд изменений в Налоговый кодекс по плате за землю. В частности, перенесен срок представления налоговой декларации по земельному налогу и арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности, изменен порядок налогообложения земельных участков, относящихся к железнодорожному транспорту, земельных участков, на которых расположены аэродромы, а также бюджетных учреждений в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) в аренду дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям, освобождены от уплаты земельного налога субъекты судостроительной промышленности и т. п. Рассмотрим последовательно изменения в налогообложении земли и порядок их применения.

1. В п. 286.2 ст. 286 Налогового кодекса слова «и до 1 февраля текущего года» заменены словами «и не позднее 20 февраля текущего года», а в п. 286.3 слова «налоговой декларации до 1 февраля текущего года» заменены словами «налоговой декларации не позднее 20 февраля текущего года».

Пунктом 286.2 ст. 286 Налогового кодекса предусматривалось, что плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога на соответствующий год и представляют в соответствующий орган государственной налоговой службы по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию до 1 февраля текущего года. При представлении первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с декларацией представляется справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка представляется в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

Получение справки о размере нормативной денежной оценки земельного участка, безусловно, требует определенного времени. Ежегодно по состоянию на 1 января осуществляется индексация нормативной денежной оценки земельного участка, о чем Госкомзем Украины на основании данных, полученных от Госкомстата Украины, который предоставляет ему индекс потребительских цен за предыдущий год, доводит до налогоплательщиков и уведомляет ГНС Украины о коэффициенте индексации нормативной денежной оценки земли. Поэтому в целях своевременного представления в налоговые органы отчетности по налогу на землю ее представление перенесено на более поздний срокне позднее 20 февраля текущего года.

2. В п. 276.1 ст. 276 Налогового кодекса, которая определяет особенности установления некоторых ставок земельного налога, слова «которые используются без получения прибыли гаражно-строительными» заменены словами «которые используются без получения прибыли, гаражно-строительными».

В этом пункте внесены редакционные правки, то есть после слова «прибыли» поставлена запятая, в связи с чем четко определено, что земельный налог за земельные участки гаражно-строительных, дачно-строительных и садоводческих товариществ в пределах населенных пунктов облагаются налогом по ставке 3% суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса.

Напомним, что ст. 274 Налогового кодекса устанавливает ставку налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от места нахождения), составляющую 1% их нормативной денежной оценки (за исключением земельных участков, указанных в статьях 273, 276 и 278).

Статья 275 Налогового кодекса определяет ставки налога за земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена. Ставки установлены в гривнях за 1 метр квадратный по группам населенных пунктов в зависимости от численности населения, исходя из которых и с учетом соответствующих коэффициентов ставки за такие земельные участки дифференцируют и утверждают сельские, поселковые, городские советы.

3. Налогообложение земельных участков железнодорожного транспорта.

В ст. 14 Налогового кодекса пп. 14.1.236 п. 14.1 определение термина «полоса отведения железных дорог» исключено, а пп. 14.1.78 п. 14.1 дополнен пп. 14.1.781, в котором дано определение термина «земли железнодорожного транспорта». Такое определение соответствует ст. 68 Земельного кодекса.

Так, к землям железнодорожного транспорта относятся земли полос отведения железных дорог под железнодорожным полотном и его обустройством, станциями со всеми зданиями и сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водоснабжения, канализации; под защитными и укрепительными насаждениями, служебными, культурно-бытовыми зданиями и другими сооружениями, необходимыми для обеспечения работы железнодорожного транспорта.

Пункт 276.4 ст. 276 Налогового кодекса устанавливал, что в пределах населенных пунктов налог за земельные участки, предоставленные для железных дорог в пределах полос отведения, взимается в размере 25% суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 этого Кодекса, то есть от суммы земельного налога, исчисленного на общих основаниях.

Изменениями предусмотрено, что по ставке 25% исчисляется налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), относящиеся к землям железнодорожного транспорта (кроме земельных участков, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения и которые облагаются налогом на общих основаниях).

За пределами населенных пунктов ставка налога в размере 0,02% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области была установлена за земельные участки в пределах полос отведения.

Сейчас по ставке 0,02% будут облагаться налогом земельные участки, относящиеся к землям железнодорожного транспорта (кроме земельных участков, на которых находятся отдельно расположенные бытовые здания и другие сооружения и которые облагаются налогом на общих основаниях).

Земельные участки железнодорожного транспорта, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения за пределами населенных пунктов, облагаются налогом по ставке, установленной п. 278.1 ст. 278 Налогового кодекса, в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области.

4. Внесенные Законом № 3609 изменения вводят отдельные ставки земельного налога для земельных участков, на которых расположены аэродромы.

Так, в п. 276.4 ст. 276 и в п. 278.2 ст. 278 Налогового кодекса включены слова «за земельные участки, на которых расположены аэродромы».

Следовательно, в пределах населенных пунктов земельный налог за земельные участки, на которых расположены аэродромы, исчисляется по ставке 25% суммы налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса.

За пределами населенных пунктов земельный налог за земельные участки, на которых расположены аэродромы, взимается по ставке 0,02% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области.

Вместе с тем для таких земельных участков установлен отдельный верхний предел размера арендной платы за землю.

Так, пп. 288.5.2 п. 288.5 ст. 288 Налогового кодекса после подпункта «а» дополнен новым подпунктом следующего содержания:

«б) для земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности и предоставленных для строительства и/или эксплуатации аэродромов, — четырехкратный размер земельного налога, устанавливаемый этим разделом».

Статья 288 Налогового кодекса регулирует вопрос арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, а п. 288.5 этой статьи — размер этой платы.

Согласно внесенным изменениям годовой размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (арендодателями которых являются в пределах населенных пунктов — сельские, поселковые и городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие госадминистрации) для земельных участков, предоставленных для строительства и/или эксплуатации аэродромов, не может превышать четырехкратный размер земельного налога, который рассчитывается в порядке, установленном разделом XIII Налогового кодекса.

5. Уплата земельного налога плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога.

Норма по освобождению от уплаты земельного налога на период действия фиксированного сельскохозяйственного налога собственников земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователей при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога из ст. 282 Налогового кодекса, которая устанавливает льготы по уплате земельного налога для юридических лиц, перенесена в ст. 281, которая определяет такие льготы для физических лиц. Данная норма приведена в соответствие с законодательством, поскольку плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога являются сельскохозяйственные товаропроизводители — юридические лица, и взаимоотношения между такими лицами по уплате фиксированного сельскохозяйственного налога определяются отдельным разделом.

Также ст. 282 Налогового кодекса дополнена новой нормой, согласно которой от уплаты земельного налога освобождаются плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога за земельные участки, используемые для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.

Данное изменение обусловлено тем, что ст. 307 Налогового кодекса с 1 января 2011 г. установлено, что плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога не являются плательщиками, в частности, земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.

Определение земель сельскохозяйственного назначения и порядок их использования приведено в Земельном кодексе, который является основным документом, регулирующим земельные отношения в Украине, и предусмотрено, что для ведения товарного сельскохозяйственного производства земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность и предоставляются в пользование сельскохозяйственным предприятиям. Определение земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, проводится на основании данных государственного земельного кадастра.

6. Особенности льготного налогообложения бюджетных учреждений.

Налоговым кодексом определено, что если плательщики земельного налога, пользующиеся льготами по уплате этого налога, предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и за земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.

При этом указанная норма не распространяется на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) в пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям.

Изменениями, внесенными Законом № 3609, установлено, что данная норма не распространяется также на земельные участки, которые используют бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) не только другим бюджетным учреждениям, но и дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от форм собственности и источников финансирования.

7. Обложение земельным налогом субъектов судостроительной промышленности.

Пунктом 4 подраздела 6 раздела ХХ Налогового кодекса было определено, что до 1 января 2016 г. от уплаты земельного налога освобождаются субъекты судостроительной промышленности, определенные в соответствии со ст. 1 Закона № 1242. Вместе с тем ст. 1 этого Закона согласно п. 23 раздела 1 Закона № 2856, вступившего в силу 1 января 2011 г., исключена.

Таким образом, п. 4 подраздела 6 раздела ХХ Налогового кодекса содержит ссылку на ст. 1 Закона № 1242, которая утратила силу, а следовательно, законодательные основания для применения льготного обложения земельным налогом субъектов судостроительной промышленности отсутствуют.

Законом № 3609 изменена редакция п. 4 подраздела 6 раздела ХХ Налогового кодекса, согласно которой до 1 января 2016 г. от уплаты земельного налога освобождаются субъекты судостроительной промышленности (класс 35.11 группа 35 КВЭД ДК 009:2005). По указанному классу «строительство и ремонт судов» определено, какие виды экономической деятельности этот подкласс включает, а какие не включает.

Подытоживая вышеприведенное, отметим, что изменения в части взимания платы за землю, принятые Законом № 3609, должны быть учтены плательщиками земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности при налогообложении предоставленных им земельных участков.